В Орджоникидзевском районе города Магнитогорска есть улица Калмыкова. Думаю, что не каждый живущий на этой улице знает, кто такой Виктор Калмыков и за какие заслуги он удостоился чести, чтобы его именем назвали улицу. А вот в начале 30-х годов прошлого века его имя прогремело по всей стране и за рубежом.  Его фотографии  видел едва ли не каждый житель Советского Союза. Жизненный путь простого деревенского паренька, строителя легендарной Магнитки, приехавшего на стройку в 1930 году, был примером для подражания многих молодых рабочих страны советов. А началась эта история, когда в киосках Союзпечати появился январский номер журнала «СССР на стройке» №1 за 1932г.   

Весь журнал был посвящён строительству Магнитостроя, а если сказать точнее – Виктору Калмыкову, его приезду на Магнитку,  работе на стройке, учёбе, быту и семейной жизни. Московский фотокорреспондент Макс Альперт создал цикл из мастерски выполненных постановочных фотографий – «Гигант и строитель», которые в одночасье сделали Виктора Емельяновича Калмыкова самым популярным строителем в СССР.

В интернете я нашёл значительное количество статей о Калмыкове и в каждой, как под копирку, описана его жизнь и биографические данные. Всё уже, вроде, написано и разложено по полочкам. Однако, вчитываясь в имеющиеся материалы,  у меня появились вопросы к некоторым фактам из его биографии. Уж больно много в ней неточностей и белых пятен.  Но обо всём по порядку.

Где же та Калмыковка?

В разных источниках местом рождения нашего героя называют то д. Калмыковку, то д. Колмаковку. В Книге Памяти жертв политических репрессий Челябинской области, на которую я буду и дальше ссылаться, написано, что Виктор Емельянович Калмыков родился в 1910 году в д. Калмыковка, Токаревского района, Центрально-Черноземной обл. Приводя эти данные к общему знаменателю – на момент его рождения это была Тамбовская губерния. Пересмотрев кучу документов и географических карт начала ХХ века, я пришёл к выводу, что такого населённого пункта как д. Калмыковка в Тамбовской губернии нет. Зато на карте Тамбовского уезда (справочная книжка по Тамбовской губернии за 1914г.), совсем недалеко от Токаревки, действительно есть деревня Колмаково, она же Колмаковка на карте 1941г.

Карта Тамбовского уезда. Колмаково

Можно предположить, что Виктор Калмыков родился и вырос в деревне Колмаковка. Но вот  один любопытный документ из Государственного архива Тамбовской области: Протокол Колмаковской участковой комиссии по выборам в Учредительное собрание Тамбовского уезда, Колмаковскому участку, Васильевской волости. Составлен в д. Колмаковке Тамбовского округа 12 ноября 1917г. В нем список из 555 жителей д. Колмаковки, имеющих право участвовать в выборах в учредительное собрание по 3-му избирательному округу. В этом длинном списке 154 жителя Колмаковки ― Колмаковы, а вот Калмыковых нет. И самое интересное: среди всех Колмаковых ― Емельян Павлов Колмаков, а следующая за ним в списке Авдотья Иванова Колмакова. Может быть, это его родители и Виктор от рождения носил фамилию Колмаков? Тогда сразу возникает вопрос, когда и почему он сменил фамилию Колмаков на Калмыков.

Справочно о Колмаковке. Сегодня эту деревню на карте Тамбовской области вы не найдете. Решением исполкома областного Совета от 22 марта 1978 года № 132 д. Колмаковка исключена из перечня населенных пунктов области как нежилое сельское поселение.

Когда родился Виктор Калмыков?

Еще одна загадка связана с датой рождения Виктора Калмыкова. У каждого из нас есть день, месяц и год рождения. Но, в той же Книге памяти есть только год его рождения – 1910, а день и месяц отсутствуют. Авторы статей о Калмыкове пишут, что в 1938 году, когда его по приговору суда расстреляли, ему было всего 28 лет. И это всё что нам известно. До 1918 года запись актов гражданского состояния (о рождении, бракосочетании, смерти) производилась  в Метрических книгах, которые велись в приходских церквях.  Если предположить, что Виктор Емельянович Калмыков (или Колмаков?) родился в д. Колмаковке, то сведения о его рождении надо искать в Метрической книге соответствующего прихода. Деревня Колмаковка, по данным Историко-статистического описания Тамбовской епархии (1911г.), относилась к приходу Аннинской церкви села Михайловка (Сербино) Борисоглебского уезда.

Внимательно просмотрев Метрическую книгу Аннинской церкви села Михайловка, Борисоглебского уезда, Тамбовской Духовной Консистории за 1910г. записи о рождении Виктора Калмыкова (или Колмакова) я не нашёл.

А был ли орден?

В газете «Магнитогорский рабочий» от 4 октября 1931 г. была напечатана заметка, посвященная  рабочим-ударникам строительства Магнитки. Рассказывая о трудовых достижениях, автор сообщал, что трудовой коллектив Магнитостроя представил своих героев, в том числе и Виктора Калмыкова, к высшей пролетарской награде ― ордену Трудового Красного Знамени. Сегодня историографы и краеведы, пишущие о Калмыкове, представляют это как свершившийся факт и называют его орденоносцем. Но, быть представленным к награде, это ещё не значит получить её. Так получилось и в нашем случае. Я просмотрел список всех кавалеров ордена Трудового Красного Знамени (благо интернет предоставляет такую возможность) и, к сожалению, фамилии Виктора Емельяновича Калмыкова в этом списке не нашёл. Видимо представили, но не случилось.

Взлет и падение

После выхода журнала «СССР на стройке» Калмыков резко устремился вверх по карьерной лестнице. После 6-месячных курсов Совпартшколы он становится членом городского комитета ВЛКСМ, а затем секретарем комсомольской организации  Магнитостроя. Следующая ступенька — председатель горсовета физкультуры города Магнитогорска.

Из статьи в статью кочует информация о том, что в июле-августе 1935 года Калмыков — делегат VII Всемирного Конгресса Коминтерна в Москве. Мне кажется, что это не соответствует действительности. Уровень не тот. В состав делегации от ВКПб входили: И.Сталин, В.Молотов, Д.Мануильский, М.Шкирятов, Е.Стасова, М.Цхакая, М.Москвин и другие советские партийные функционеры. И кто такой Виктор Калмыков на фоне делегатов конгресса ― руководителей международного коммунистического движения Г.Димитрова, П.Тольятти, В. Пика, О. Куусинена, А. Марти, К. Готвальда, Ван-Мина и многих других известных коммунистов, представлявших 65 компартий. В нескольких статьях написано, что он был делегатом  VI кон­гресса КИМ (Коммунистический Интернационал Молодёжи), проходившего 25 сентября — 11 октября 1935 года в Мо­ск­ве. Это ближе к истине, хотя, тоже надо проверять.

В 1936 году неожиданно появляется информация, что Калмыков сын кулака. Его снимают с должности секретаря комитета ВЛКСМ и исключают из партии, хотя на самом деле его отец был середняком, имел корову, лошадь и ветряную мельницу. В Книге памяти о социальном происхождении Калмыкова сообщается: из крестьян (середняков). На этом факте из биографии хочу остановиться более подробно. Тот, кто знаком с жизнью русской деревни в царской России, наверняка знает, что размол муки для крестьянина всегда был жизненной необходимостью и во все времена  для мельников был делом доходным. Крестьянская семья, владевшая мельницей всегда жила зажиточно, если не сказать, богато. За помол чужого зерна брали 10% от выхода муки. Работали на мельнице, как правило,  члены семьи и родственники. Нередко к работе привлекали и наёмных работников-батраков. В период коллективизации для деревенского Комбеда мельник точно был кулаком и мироедом и по законам пролетарской эпохи такие семьи раскулачивали в первую очередь. Мельницу, скот, сельхозинвентарь, а зачастую, и все имущество конфисковывали в пользу колхоза. Обвинения в адрес Виктора Калмыкова, по меркам того времени, были серьёзными, и наверняка, подкреплены какими-то документами, если к нему сразу были приняты такие суровые меры. А дальше не очень понятны разночтения в вопросе его членства в партии и комсомоле. Если его исключили из партии, то почему в июле 1937 года Магнитогорское бюро ГК ВЛКСМ решало вопрос об оставлении на работе Калмыкова, как не обеспечившего проведение физкультурного парада. И далее: «За связь с врагами народа, за систематическое пьянство и бытовое разложение» Виктора Калмыкова исключили из рядов ВЛКСМ.

Осенью 1937 года Виктор Емельянович Калмыков вернулся в трест «Магнитострой», работал бригадиром слесарей участка «Металлострой». 21 декабря 1937 года его арестовали и отправили в Челябинскую тюрьму НКВД. Не буду переписывать из чужих статей воспоминания его сестры Нины Емельяновны и рассказ о мытарствах его жены Эмилии Васильевны Бакке после ареста Виктора Калмыкова. Эта история уже написана. Главным остаётся факт: Виктора Емельяновича Калмыкова необоснованно обвинили в контрреволюционной и подрывной деятельности в составе троцкистской организации, осудили по статьям 58-7,58-8,58-11 уголовного Кодекса РСФСР и приговорили к высшей мере наказания расстрелу. Для военной коллегии Верховного суда СССР, выносившей приговор, основанием для применения 1 категории наказания послужил так называемый Сталинский расстрельный список по Челябинской области от 3 мая 1938 года (Список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда Союза СССР), предварительно утверждённый Сталиным и Молотовым. В этом страшном документе под №38 ― Калмыков Виктор Емельянович.

Спустя 20 лет справедливость была восстановлена. 30 ноября 1957г. Виктор Емельянович Калмыков был реабилитирован.

Решением бюро Челябинского обкома партии от 28 октября 1958 года Калмыкова восстановили в партии, а 5 июля 1977 года, Челябинский облисполком принял решение присвоить одной из новых улиц Магнитогорска его имя.

Вне всякого сомнения, Виктор Калмыков  ― личность легендарная, с трагической судьбой. Как самый известный первостроитель Магнитки, он по праву заслужил историческую память о себе.

Думаю, что краеведы и историки Магнитостроя ещё напишут его настоящую биографию, без прикрас и ошибок.

Автор текста: Гирин Владимир Петрович

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments