Почему забыто УОЛЕ?
С момента возникновения Такого Общества (именно так, с большой буквы) прошло 142 года, а с момента полного прекращения его деятельности – 83. Срок не маленький. И, практически, живых носителей истории УОЛЕ — нет. Есть только память и документы, к которым доступ не прост – нужно хотя бы знать, где они находятся. За последние 50 лет об этом (любые, самые возвышенные эпитеты здесь будут уместны), легендарном, имевшем в фундаменте своей деятельности патриотизм самой высшей пробы, бескорыстие и любовь к Отечеству, лишь три обстоятельных труда, принадлежащие разным авторам – Зориной Л. И., В. В. Владимирскому и В. А. Кривцову. Это очень мало.
Я сразу пытаюсь ответить на вопрос — почему забыто УОЛЕ, даже без обсуждения самого факта. Чисто для эксперимента поспрашивайте прохожих – «Вы знаете что-нибудь про УОЛЕ»? Результат предсказуемо печален. Утешением может стать вспыхнувший блеск в глазах тех редких людей, кто хотя бы слышал об этом знаменитом Обществе, Обществе с большой буквы.
Попробуйте спросить про УОЛИИ. Самая веская причина исторической забывчивости – смена поколений, часто происходящая со сменой места жительства. О тех краях и событиях, где родились, мы плохо знаем в силу юного возраста, а к тем, в которые перебрались, — не сразу прикипаем. А время идёт. Рвутся нити памяти. Например, Екатеринбург. Это растущий город: 1723 год – 1400 жителей, в 1870 (это год появления УОЛЕ) – 25 тыс, в 1929 – 150 тыс, сейчас — 1 млн 400 тыс. Ясно, что не за счёт рождаемости, а благодаря перемещениям населения. И получается, что тех, кто помнит, то есть оседлого населения (хотя бы в двух поколениях живущих на одном месте) всегда меньше.
Феномен УОЛЕ, его уникальность состоит в том, что это Общество создало мощнейший культурный пласт, определивший развитие города на очень длительную перспективу, практически на столетия. Не случайно, некоторые историки называют УОЛЕ не иначе как Академией Наук на региональном уровне. Это до сих пор ещё не совсем осознается. В отличие от других обществ УОЛЕ удалось привлечь совершенно разных людей: разных профессий, разных интересов, разного достатка. Объединив их простым изучением того, что их окружает.
По моему размышлению, если взглянуть на детали, то можно кое-что предположить. Вот — Положение о реальных училищах, которое было принято Правительством почти в то же время, что и появилось УОЛЕ. Однако претворено оно было в Екатеринбурге в 1873 году, а в Перми – в 1876. То есть решения, двигающие развитие города в Екатеринбурге принимались быстрее (пусть пермяки не обижаются, это всего лишь мои размышления). Может именно отсюда вытекает тот факт, что в 2011 году Пермь выпала из списка городов – миллионников России. Напоминаю, что в 1870 году Екатеринбург был уездным городом, а Пермь – центром губернии. В нынешнее время ситуация полярно изменилась.
Что же предшествовало появлению УОЛЕ?
Предпосылки для успеха этого общества можно перечислить:
1) географические – Екатеринбург близок к центру России, на водоразделе Европы и Азии (река Исеть и невдалеке — Чусовая);
2) экономические – дефицит профессиональных кадров для промышленности, социальные – возрастание потребности в изменении условий жизни, то есть потребность в развитии медицины, образования, культуры;
3) исторические – реформы крепостного права, принятие в 1870 году закона о городском самоуправлении, тем самым открывая дорогу массам к общественной деятельности, создание условий для принципиально нового гражданского общества;
4) и, наконец, личностные – появление Онезима Клера — двигателя и центра столь системных нововведений в жизни города и края. Если ещё учесть фейерверк открытий в области физики, которые через столетие сделают мир совсем другим: электромагнитная индукция, генератор тока, теория поля!, ионы, закон сохранения энергии, измерена скорость света, электрическая лампа, периодическая система элементов… Удивительно, что всего этого тогда ещё не знали. А дальнейшие открытия и того умопомрачительней: трансформатор, телефон, микрофон, электромагнитные колебания, рентгеновские лучи, радиоактивность, электрон!
Основные события в УОЛЕ
И вот в такой вот обстановке, в 1870 г. в Екатеринбурге возникла уникальная организация — УОЛЕ. Исследователи выделяют в истории существования УОЛЕ несколько периодов между годами, которые можно считать ключевыми. Такое деление связано с качественными изменениями в деятельности Общества или с историческими событиями, например, революцией 1917 г.
Образование УОЛЕ именно в 1870 г. стало крупным событием в области культуры и науки для Уральского края и России. Оно не было случайным, а вполне закономерным событием, стечением обстоятельств, одно из которых – приезд Онезима Клера, которого в России тут же переименовали в Онисима. Онисим Егорович разослал не одну тысячу писем с приглашением о вступлении в Общество или с просьбой об оказании помощи создаваемому УОЛЕ.
На фотографии здание Екатеринбургской мужской гимназии Его Императорского Величества Александра II (сейчас Гимназия № 9). Именно здесь учительствовал легендарный Онисим Клер – француз по происхождению и уралец по убеждениям, создавший на базе педагогов гимназии Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) – прообраз нашего сегодняшнего УрО РАН и краеведческого музея одновременно, превратившееся серьёзную научно-просветительскую организацию (в списке почётных членов УОЛЕ были такие известные учёные, как Менделеев и Тимирязев, и даже присутствовал один импортный нобелевский лауреат).
1870 – 1871. Место для работы Общества, для музея и хранения экспонатов отсутствует. Поэтому первые экспонаты хранились на квартире у О.Е. Клера. В библиотеке 149 книг.
1871 – 1886. Только в августе 1871 г. УОЛЕ были предложены две комнаты в городском ведомстве. Музей пополнялся очень быстро. С 1873 г. УОЛЕ начинает издательскую деятельность. Издан первый том «Записок УОЛЕ. Стали формироваться зоологическая, ботаническая, минералогическая, палеонтологическая и нумизматическая коллекции. В 1886 г. главный начальник уральских заводов И.П. Иванов уступил обществу часть одного из корпусов горного ведомства, находящегося в центре Екатеринбурга, во дворе за Уральским горным управлением. Предполагалось, что это на время проведения Научно – промышленной выставки. На выставке за три дня побывали примерно 80 тысяч посетителей. Выставка по времени была связана с развитием железных дорог от Екатеринбурга: Горноуральской (1874 — 1878) и до Тюмени (1874 — 1878), что придало дополнительный импульс развитию Уральского региона.
1886 – 1896. Круг исследований УОЛЕ расширяется на медицину, историю, статистику. Значительно больше появляется работ уже не описательных, а исследовательских. В 1896 г. на заседании Комитета УОЛЕ создана Комиссия по распространению естественно — исторических знаний в Уральском крае. Разработана программа деятельности с идеями создания Минералогической мастерской и Подвижного музея учебных пособий. Подобные идеи даже для нашего времени выглядят фантастически.
1896 – 1917. 19 февраля 1911 г. состоялась торжественная закладка нового здания музея УОЛЕ. Был ещё один вариант получения нового здания: купить или добиться пожертвования одного из лучших особняков в городе — Харитоновского дома. Создан цикл бесед для учащихся и проводятся экскурсии по окрестностям Екатеринбурга, на которые собираются до 150 учащихся одновременно («Утро Некрасова» — 300 человек участвовало)
1917 – 1927. Новыми органами власти УОЛЕ было предложено пройти перерегистрацию, а для этого разработать новый Устав. В 1927 г вышел 20-й выпуск последнего XL тома. 1920 год – умер О.Е. Клер
1927 – 1929. Упраздняются все старые учреждения, в том числе и земства, выполняющие образовательную функцию. Музей был выделен из состава общества и получил новый статус – Свердловского областного государственного музея. Минералогическая мастерская перешла в Культпросвет, затем преобразована в фабрику «Уральские самоцветы» и в 2004 году незаметно и окончательно исчезла. Официально УОЛЕ не было перерегистрировано с изменённым уставом и прекратило свою деятельность. Часть членов УОЛЕ был подвергнута репрессиям.
И теперь, самая увлекательная часть – это рассказ о личностях УОЛЕ. Сильные, умные, мужественные люди! Об Онисиме Егоровиче Клере достаточно сказать, что на его имя в связи с 40-летием Общества из разных уголков мира пришло 112 телеграмм: из Калуги, Одессы, Таганрога, Пензы, Перми, Тобольска… Настолько он был известен и уважаем всеми. У него было три сына – Георгий, Владимир (все близкие звали его Вольдемар) и Модест. Все они принимали участие в работе УОЛЕ. Кстати Модест Онисимович среди тех, благодаря которым в Екатеринбурге была решена проблема водоснабжения.
Арнольдов Николай Степанович – изобретатель, создал коловратный взрыводействующий двигатель.
Боклевский Павел Петрович – седьмой по счёту из главных начальников Уральских горных заводов, изобрёл золотоулавливатель для приисков, президент УОЛЕ в 1897 – 1899 гг.
Грамматчиков Владимир Алексеевич – строитель кричных фабрик, в 1871 президент УОЛЕ, и главный начальник Уральских горных заводов, в 1872 – 1876 голова Екатеринбурга.
Вейнмарн Петр Петрович – один из основателей коллоидной химии, почётный гражданин Екатеринбурга
Иванов Иван Павлович – в 1871-1886 гг главный начальник горных заводов Уральского хребта, в 1886-1896 гг главный начальник Уральских горных заводов, президент УОЛЕ в 1871-1896 гг. не занимал пост формально, а помогал. В 1886 году выделил УОЛЕ отдельное здание.
Генрихов Иван Михайлович – выпустил в «Записках УОЛЕ» очерк «Описание платиновой промышленности в России», так как 95% мировой добычи платины происходило на Урале. В 1889 году случилась «платиновая лихорадка» после резкого повышения цены на платину в три раза. Французская компания Дом Маттея подняла, а затем уронила цену на платину и в результате многие добытчики платины просто потеряли средства, выстояла компания Викторина Бурдакова. При этом его компания не стала скупать по дешёвой цене прииски тех, кто прогорел и их «зорить», проявив благородство.
Голубцов Владимир Владимирович (два его сына тоже Владимиры Владимировичи) – село Александровское Красноуфимского уезда. Издатель родословной дворянских фамилий, составил охранный список примечательных людей Пермского края, переписал 671 надгробный памятник, передал УОЛЕ коллекцию из 187 видов бабочек.
Шлезегер Валерий – зачинатель зоопарка, расстрелян по совершенно нелепому обвинению в намерениях совершить покушение на вождей революции с помощью львов.
Теплоухов Фёдор Александрович – состоял в 15 обществах, прославился тем, что поддерживал лесное хозяйство в исправности.
Абельс Герман Фёдорович – в Гражданскую войну каким-то неведомым образом предотвратил размещение пушек на Обсерваторской горке. Ему был посвящён невыпущенный 41 том ЗУОЛЕ.
Абельс Роберт Германович – сын сменил отца на посту ЕММО, которое вместе с УОЛЕ стоит в начале организации высших учебных и научных учреждений Урала (например — УПИ, УрГУ, институт геофизики). Стаж в качестве директора ЕММО вместе с отцом – 90 лет!
Два друга: Мамин – Сибиряк Дмитрий Наркисович и Денисов – Уральский Алексей Кузьмич(горщики звали его Козьмич). Мамин к своей фамилии прибавил указание, что он не европеец по духу. Денисов – Уральский – талантлив во многих сферах – написал около 400 картин, 1000 этюдов, был владельцем изумрудных копей и искусным камнерезом. Поставлял украшения Императорскому Двору. Коллекция минералов, собранным им весила 3000 пудов! В 1918 году его усадьбу в Уссекирке отсекли от России границей (Финляндия отделилась) и он больше не смог попасть на Родину. А он мечтал об отдельно расположенном художественном музее в усадьбе Харитонова. Написав письма во все инстанции о том, что он передает в дар государству свои картины и минералогическую коллекцию и ожидая решения, тяжело заболел. К нему уже ехал член Уральского Совета Быков, чтобы забрать подарок, но в Петербурге он заболел и умер в 1925 году. И в этом же году умер лучший художник Урала Денисов – Уральский, так и не побывав на родине.
Ипатьев Николай Николаевич – владелец печально знаменитого и снесённого дома. Разместить в этом доме царскую семью посоветовал В.И. Ленину– Владимир Николаевич брат инженера Ипатьева Николая Николаевича
А ещё Соломирский – дядя которого вызывал Пушкина на дуэль, Чупин, Миславский, Скалозубов, Остроумов, Рыжников, Наумов – созвездие….
Существуют и белые пятна в истории УОЛЕ – вот например упоминаются французские топографы Бержье и Аллори, но ни имен, ни дат жизни – ничего… Или что случилось с Георгием Онисимовичем. В протоколах заседаний УОЛЕ он вдруг исчезает и может быть уезжает в Башкирию в Белорецк и возможно там в 1921 году умирает. Точно неизвестно.
Были ли попытки возрождения УОЛЕ? Да. В 1988 году усилиями Зориной Л.И., но получилось лишь общество краеведов, хотя и достаточно мощное – примерно 400 членов в его рядах. А в 1997 году стал выпускаться геологический журнал от имени УОЛЕ.
Существует ли необходимость возрождения УОЛЕ? Безусловно. Зачем? Ради восстановления исторической справедливости. Ради того, чтобы не было стыдно перед будущими поколениями за утраченную память. Ради процветания Отечества. Для чего же УОЛЕ тогда создавалось и действовало?
Статья хорошая и о самом главном. Спасибо автору! Он передал не только историю Общества, но и свои переживания об утере исторической памяти, и о необходимости восстановления УОЛЕ, о возрождении её славных традиций. Её не стоит даже сравнивать сейчас с УрО РАН. Уральское Общество любителей естествознания всегда отличала независимость, что и должно сейчас стать основополагающим фактором, чтобы это было Объединение Любителей истории, природы и культуры Урала, то есть таким, каким оно и было до своей ликвидации. Я, как уралец и музейный работник, хотел бы принять участие в возрождении УОЛЕ. Давайте, друзья, подумаем как это сделать?