П/Я 239/2 – это почтовый адрес отдельного лагерного пункта «Крайбор», дислоцированного в нескольких километрах от села Санкино по Туринскому тракту. В этом лагере находилось пятьсот трудармейцев немецкой национальности с февраля 1942 года по 1948 год. Здесь надо уточнить, что село Санкино в годы войны и до 1958 года территориально принадлежало Туринскому району.
Трудармия
Словосочетание «Трудармия» встречается в истории СССР еще до Великой отечественной войны. В 20-е годы прошлого века в СССР в трудармию могли быть мобилизованы лица призывного возраста, которые, по разным причинам, не могли служить в вооруженных силах. В первые месяцы войны с фашистской Германией стали создаваться трудовые батальоны, которые впоследствии получили общеупотребительное название «трудармия».
С сентября 1941 года в Казахстан, на Урал и в Сибирь из европейской части СССР были переселены сотни тысяч граждан немецкой национальности. С сентября 1942 года на Урале они были мобилизованы в трудармию, и из них стали формироваться рабочие колонны, а в рабочих колоннах создавали отдельные лагерные пункты.
Лагерь «Крайбор»
Трудармейцы лагеря «Крайбор» находились на казарменном положении и содержались в соответствии с инструкцией ВОХРа НКВД. (ВОХР – военизированная охрана). С раннего утра и до позднего вечера трудармейцы работали в тайге на заготовке леса. На одного человека в день нужно было заготовить 5 кубометров леса. Преобладал, в основном, ручной труд. Лес валили лучковой пилой и топором. За невыполнение нормы выработки могли снизить хлебную пайку.
Заготовленные бревна длиной 3,5 метра сплавляли вниз по реке Туре в Туринск. Часть древесины шла на авиационную фанеру, а отдельные сорта – на изготовление взрывчатых веществ. От очень тяжелых условий труда, постоянного недоедания и болезней среди трудармейцев была высокая смертность. Особенно это отмечалось в поселке Бакарюка. Однако, существовало понимание того, что все советские люди трудятся примерно в таких же условиях, для победы над фашизмом.
Воспоминания трудармейца: Альберт Нидерер
Одним из сотен трудармейцев, которые работали на лесоповале в селе Санкино и поселке Бакарюка был Альберт Александрович Нидерер. О пребывании в трудармии он рассказал в своем письме Махневским краеведам в ноябре 2017 года. Более подробно о своей жизни он написал в книге «Моя судьба».
Хочется обратить внимание читателей на то, что трудовые лагеря для немецких переселенцев имели все атрибуты обычной зоны для заключенных, но наряду с этим в отряде, у Нидерера была своя комсомольская организация, где он и вступил в ряды ВЛКСМ. Были свои агитбригады, которые выступали с концертами в соседних деревнях. А с другой стороны, трудармейцы жили за колючей проволокой и с вооруженной охраной. 6 декабря 1946 года Альберт Нидерер демобилизовался из трудармии и уехал к своим родителям в Казахстан. На заработанные деньги, по словам Нидерера, он, на вокзале станции Алапаевск, купил четыре пирожка с горохом и билет до Кустаная.
Памятная стела
В заключение хочется привести выдержку из письма Альберта Нидерера: «Несмотря на все лишения, мне удалось выжить. Но за что погибли сотни моих соотечественников, находясь в этих лагерях? Они погибли за нашу победу над фашизмом! Про погибших трудармейцев в Санкино сегодня не только не помнят, но и не знают… И вот теперь я ходатайствую за то, чтобы в этом отдаленном селе Санкино был установлен памятник моим соотечественникам, которые ценой своей жизни приближали победу, но остались незаслуженно забыты. Еще раз подчеркну, что это были не уголовники – бандиты и не «политические», это были граждане Советского Союза».
На последнем заседании краеведческого клуба «Тагильская слобода» махневские краеведы решили поддержать инициативу А.А. Нидерера об установке памятной стелы в селе Санкино в память о трудармейцах лагеря «Крайбор» и для этой цели объявили сбор пожертвований.