В истории Приишимья было много кровавых событий. В данном материале говорится только об одном из таких эпизодов.
Еще до прихода сюда русских местные народы воевали между собой за право обладать самыми плодородными землями. После перехода через Камень (Уральские горы) первых отрядов западного соседа боевые действия продолжались. Отвоевывались территории, строились крепости для защиты от набегов степняков, в Сибирь потянулся народ из центральных областей России. Люди обустраивались, основывали крепкие хозяйства. Постепенно удалось наладить условия для спокойного существования.
После 1917 года мирная жизнь местного населения вновь прервалась. Красная Армия вела бои с армиями Колчака. Появилось партизанское движение. Обе стороны не отличались лояльностью к своим противникам. Карательные операции уносили многие жизни не только солдат, но мирного населения, которое стремилось к восстановлению нормальной жизни. Кто-то принимал за своих красных, а кто-то белых. И те и другие часто платили за свою поддержку жизнями.
Одно из таких кровавых событий – расстрел сторонников большевиков карательным отрядом колчаковцев – произошло в селе Абатском. На месте расстрела установили памятник. Затем он реконструировался. Историю этого памятника читателю раскрывают работники Абатского краеведческого музея.
Пояснения по названию памятника в селе Абатское
На фото от 1958 года на памятнике видна мемориальная доска с надписью «Расстреляны белогвардейским карательным отрядом в 1919 г.».
Затем поменяли табличку на памятнике: «Расстреляны белогвардейцами 1919 г.» и перечислены 14 фамилий. В музее сохранилось фото памятника с новой табличкой от 2002 года, а также сама табличка.
В 2005 году прошла целостная реконструкция данного памятника, и в настоящее время на нем написано: «Замученные карательными отрядами колчаковской армии».
Адрес памятника: улица Ленина,15
Немного истории
Все свои прежние заслуги Колчак перечеркнул сам, став в 1918 году марионеткой Антанты. Получив из рук западных толстосумов должность «верховного правителя России», белый адмирал железной рукой стал наводить на вверенной ему территории порядок, да такой, что Сибирь умылась кровью. Тысячи повешенных, расстрелянных, замученных в тюрьмах красноармейцев, запоротых деревенских баб, загубленных детей и сожженных деревень – вот визитная карточка омского палача якобы «всего себя отдавшего России».
За короткое время правления Колчака в Сибири в ходе карательных операций белогвардейских войск и их союзников было повешено, расстреляно и заживо сожжено свыше 40 тыс. человек мирного населения и брошено в тюрьмы около 100 тысяч. В те времена именно зверства колчаковских опричников способствовали тому, что вполне зажиточные сибирские крестьяне встали на сторону Советской власти, оказав Колчаку яростное сопротивление, хотя сначала большевики в Сибири успехом не пользовались.
Из воспоминаний
— Воспоминания Фёдора Поликарповича Мережкина – брата И. П. Мережкина – организатора Советской власти в селе Абатское: «Его (Мережкина), организатора Советской власти в Абатском, схватили в восемнадцатом году белочехи, бросили в тюрьму. Вызволившись на свободу, Мережкин собрал группу односельчан и ушел партизанить. Колчаковцы пороли стариков – родителей Мережкина плетьми, расстреляли брата Фёдора – связного отряда…».
— Воспоминания Падышева Константина Петровича, руководителя чрезвычайного отряда особого назначения, одного из первых председателей Абатского волисполкома: «Партийная организация Абатской волости была 74 человека. Кто-то дал список в Карательный отряд на всю парторганизацию волости. Летом 1919 года отряд прибыл в Абатское. Остановился квартирой у местного купца Новиковой. Во время выпивки командир карательного отряда стал смотреть список на 74 человека большевиков, живущих в Абатске и деревнях…
Так Новикова Н. П. спасла от расстрела 74 человека. Каратели стали ловить случайных и на них вымещать свою злобу за неудачу, попадались и не состоящие в списке, просто родственники большевиков, так, вместо комиссара большевика Мережкина Ивана Поликарповича расстреляли его брата Мережкина Фёдора, который ни в какой политической жизни не участвовал и ни в чём не был заподозрен…».
Доказана строчка из статьи «…если бы были расстреляны родственники дезертиров…»
— Из дневника Соснина Никанора Тимофеевича, члена сельсовета, писаря: «Бывшие солдаты – участники мировой войны, мобилизованные, поняли, куда их посылают, с кем воевать, с первых дней мобилизации началось дезертирство. Отряды чехов сначала схватывали и пороли плетями, шомполами непокорных крестьян за не сдачу фуража, за пререкания. К весне 1919 года дезертирство из армии Колчака увеличилось. В армии создали карательные отряды, увеличилось насилие над населением и смертная казнь. Из дезертиров создавались партизанские группы и партизанские отряды…».
Насчёт слов «каратели, мародёры» тоже не верно по отношению к захороненным в братской могиле, скорее это можно отнести к отрядам Колчака.
— Строки из воспоминаний Падышева К. П.: «Мой односельчанин Кунгуров М., по происхождению батрак, был мобилизован в армию Колчака, отличался смелым характером, взят был в карательный отряд при его формировании, рассказал о себе, что «участвовал в двух карательных операциях. Заезжаем в село, командир спрашивает у старосты или у «своего» человека, кто у вас большевики? Нам указывают: «Этот большевик, а этот хотя не большевик, но ненавидит белых». Командир приказывает вывезти за село и расстрелять самого большевика или всю семью, расстрел объявляет: «Властью Верховного правителя…». Так мы и делали: в хозяйствах расстрелянных нам разрешалось брать себе все что надо, с женщинами могли делать что хотели, не считаясь с их возрастом… После двух таких операций я понял, что мы делаем грязное дело, зверства, и, сговорившись с одним товарищем, сбежали из отряда…».
— Из воспоминаний Шабалина Ф.,бывшего колхозника д. Погорелка: «Дезертирство из Карательных отрядов было больше, чем из других армейских частей. Там могли оставаться только отъявленные головорезы».
— Из газеты «Сельская новь» за 1964 г., статья «Прошлое нашего села»: «В июне 1919 г. в село вошли колчаковские банды. По всему Ишимскому уезду носились головорезы колчаковского полковника Григорьева…».
— Из дневника Нестера Евгеньевича Семёнова,ветерана войны и труда: «Через Абатск проходил большой сибирский тракт. Много могил по этому тракту осталось в память потомству, в которых тлеют кости замученных и зверски расстрелянных борцов за народную власть. У нас в Абатске около Дома культуры находится братская могила замученных колчаковцами борцов за власть Советов. Свыше 20 человек похоронены, принявших смерть от рук палачей, лютых врагов Советской власти…».
— Воспоминания Олеговой (Падышевой) Ефросиньи Петровны, одной из первых комсомолок с. Абатского, активной участницы коллективизации и ликвидации кулачества.
у меня прадеда в д. дубынка убили в те времена. бабка говорила, что белоказаки
Какая необычная по нынешним временам публикация. Переслать бы её на ТК»Россия» господину Киселёву. А ещё в догонку Мединскому.
А где памятник тем, кого красногвардейцы замучили? И их вовсе не полтора десятка.
Интересно!? В каком году писались эти воспоминания!???
зато в фильме адмирал !!колчак само благородство !!!!!!!
Что это за бред психбольного дегенерата, пересказыващего древнесоветские басни?