Свадьба – одно из самых важных событий в жизни человека. Мы знаем, как люди женятся сегодня: от регистрации брака до шумного свадебного застолья. В наши дни, в России, свадьба впитала в себя обычаи и традиции многих народов, однако, мало кто знает, что для неё также характерны самобытные обряды, традиции наших предков, прошедшие через века и подвергшиеся некоторым изменениям.

Настоящая народная свадьба на Урале и в Зауралье дожила до 50 – 60-х годов XX века; по старинным обрядам и обычаям женились и выходили замуж наши бабушки и дедушки, люди старшего поколения.

Свадьба в XIX — начале XX века на Среднем Урале, как и в других местах расселения русских, представляла собой сложный церемониал, в семейной обрядности занимала особое место. Чрезвычайно многоликая, имеющая сложную драматургию, свадьба отражала общую духовную культуру народа, при этом в каждом населенном пункте имела свои локальные особенности.

В традиционном обществе роль молодой семьи была особенно велика. Семья являлась хозяйственной единицей, практически вся жизнь человека протекала в её рамках. Важную роль в её создании играет свадебный обряд, это очень сложный спектакль с большим числом действующих лиц: невесты, жениха, родителей, дружки и других участников. Он состоял из последовательных обрядовых этапов — предсвадебного, собственно свадьбы и послесвадебного. В свадебном обряде русского населения Среднего Урала преобладали северно-среднерусские традиции. Обряды помогали мудро и постепенно складывать новую семью, соединять два рода, вводить молодых людей в жизнь традиционной общины, для которой это событие тоже имело огромное значение, так как вело к продолжению рода, к обновлению, к развитию.

Свадьбы устраивали в определенные календарные сроки. На Среднем Урале они были аналогичны тем, которые соблюдали русские в Европейской России и Сибири. Зимой браки заключались от Крещения (Богоявления) до Масленицы. Второй свадебный период наступал по окончании земледельческих работ — со дня Покрова Пресвятой Богородицы до начала Филиппова поста (14 ноября). Исключались свадьбы летом во время полевых работ, а также по средам, пятницам, воскресеньям. Также время для свадеб наступало по окончании великого поста – весенние свадьбы «на Красную горку».

Красная горка приходилась на Фомино воскресенье – первое воскресенье после Пасхи, с этого дня церковь после длительного девятинедельного перерыва начинает совершать таинство бракосочетания. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это время, станет залогом долгой счастливой семейной жизни. Фомино воскресенье (Красная горка) — праздник веселья и хороводов, символизирует полный приход весны. В это время утраивались смотрины невест, сами свадьбы, чествования и поздравления молодожёнов.

Особое время для свадеб считалось удобным по целому ряду причин: закончены основные крестьянские работы, от которых зависело благополучие семьи, определен достаток, появилось свободное время.

kgsnu06

Познакомимся с обычаями и структурой уральской деревенской свадьбы, историей празднования и локальными традициями. Продемонстрированы важные составляющие свадебного обряда: сватовство, просватанье, вечёрки у невесты (с играми и танцами молодежи, шитьем приданого), поездки в дом жениха (по мыло, по веники, за поминками, половики кроить), орешник (например, в свадьбе Каменского района), девичник, вечёрка, обрученье (иногда считается первым днем свадьбы) и/или девичник, довенечная баня.

День венчания: бужение подруг невестой; прощание с красотой; поездка на могилы родителей невесты-сироты; приезд дружки с подружьем, привоз платья; приезд свадебного поезда за невестой; выкуп в доме невесты проезда, ворот, стола, сломанной посуды; расплетание косы; вывод и передача невесты жениху ее отцом; столованье; величание тысяцкого, жениха с невестой, крестной, дружки с подружьем, выгонный пирог (пирог, каша, яичница, пустая тарелка); благословление жениха и невесты; отправление глухого воза с приданым; отъезд к венцу; венчание; встреча от венца хлебом и благословление молодых; окручивание молодой; свадебный пир; сведение молодых на подклет.

Молодежь старалась не пропускать такие хороводы, кое-где даже считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели дома (никогда не женится /не выйдет замуж).

Жених выбирал себе невесту, и сваты отправляются в дом к её родителям.

Свататься приходили родители жениха и один из его крестных, либо специально приглашенный человек — сваха (сватовщица, сватунья) или сват (сватовщик, свательщик, хлопуша). Обычно сваты садились вдоль половиц под матицу и начинали торг: «У вас есть цветочек, у нас есть садочек. Так ваш-то цветочек нельзя ль к нам в садочек перенести?». Родители невесты старались высказать всяческое несогласие на брак: «У нас невеста молода ещё», «Она ещё ничего делать не умеет». По экономическим причинам родители жениха старались как можно скорее приобрести в дом работницу, а родители невесты — удержать ее дома.

Во время сватовства невесту выводили из кути (угла возле печки) к гостям и спрашивали ее формального согласия на брак. Когда торг заканчивался обоюдным согласием родителей, невеста уходила за занавесу и начинала причитать. Отец невесты в этот момент зажигал перед иконами свечи. После обговаривались расходы на свадьбу (деньги) и «выряжались» подарки для невесты. Затем родители с обеих сторон били по рукам через платочки. Сватовщица или сватовщик наливали вина сначала отцу невесты, а затем – матери. Потом все садились за стол пить чай. На этом и заканчивается сватовство и рукобитье.

Куть в избе (женский угол) – место, где начинала причитать невеста, как только ее сосватали. При этом рядом с невестой находились её подруги, которые помогали ей готовить приданое и пели свадебные песни. Этот этап в большинстве случаев назывался девичником: «Красоту невеста дарит на девичнике». При этом невеста причитала, прощалась со своей волей, со своей жизнью в отчем доме. Воплощением её девичества служили ленты из косы, которые называли крАсотой. Невеста разбивала тарелку с лентами, раздавала красоту подругам. Также она ломала ложку и тарелку во время последнего обеда у родителей.

kgsnu07

После просватанья у невесты устраивали вечер, на который жених приезжал со сладким угощением. Такой вечер в некоторых районах назывался орешником.

Родственницы со стороны жениха меняли скатерти на свои – 2-4 штуки на один стол. Подавали десерт: различные сорта конфет, пряники, орехи, разложенные на разные тарелочки. После чая холостые парни и девушки играли, плясали, водили хороводы.

Накануне венчания девушки водили невесту в баню. Невеста причитала перед баней и после нее. «Накануне пролива баню топили. Когда баню топили, так невеста в бане причитала, вот это у нас называли девичник». «Как девичник отходит, девки ведут невесту в баню». Когда невесту мыли в бане, приговаривали: «Остается крАсота на полочке, да в уголочке». Атрибуты бани также представлены на выставке.

С жениха «выряжали запрос»: купить для невесты ботиночки, шаль, подшалок (шелковый головной платок), платье, рубашку, кольцо, цветы (белый восковой венок для украшения головы невесты). С родителями невесты договаривались о приданом.

kgsnu10

Многие предметы, использовавшиеся в свадебном обряде, приобретали значение оберега. Для защиты от порчи и привлечения счастья и благополучия иногда использовались булавки, бисер, шерсть, пряник, монеты, рыболовная сеть, а также мыло. Эти предметы невеста прятала под одежду перед венчанием в церкви.

Дружка (дружко), представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следивший за тем, чтобы обычай соблюдался так, как было принято. В его обязанности входило оградить от порчи жениха и невесту, их родственников и гостей. Орудием защиты от порчи иногда служила плётка. Дружка также должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы.

Обычно дружка был родственником жениха или его близким другом. Атрибут дружки — вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо. Иногда дружка на свадьбе исполнял свои функции вместе с участницей обряда со стороны невесты или жениха, составлявшей ему пару. В современной свадьбе роль дружки выполняет свидетель, а уже вместо вышитого полотенца надевается через плечо специальная лента.

kgsnu11

Дружка зачастую сопровождал свадебную процессию верхом на коне. Такую процессию называли свадебным поездом. Свадебный поезд направлялся за невестой, сопровождал молодых к венчанию и в дом жениха. Он состоял обычно из молодого, тысяцкого (крестный жениха), свахи (крестная жениха), дружки с полудружьем (подружьем), больших и малых бояр. Свадебный поезд богато украшался. На выставке представлена кошева, ковры, расписные конские дуги, тканые вожжи, хомуты, поддужные колокольчики, бубенцы (шаркунцы).

Перед отправлением к венцу гостей угощали, пели величальные песни. Символическим сигналом к отъезду служил «выгонный пирог» (пирог с рыбой, яичница или две пустые тарелки). Родители невесты благословляли молодых, и те порознь ехали в церковь на богато украшенных лошадях.

В это время постельная сваха или другие родственники невесты привозили к жениху глухой воз (возок) с приданым от невесты, требовали выкупа за него и развешивали приданое в доме жениха — полотенца, скатерти, половики, холсты, подушки.

Уже после венчания первым обрядом являлось окручивание молодой. Молодую в начале свадебного застолья закрывали от гостей шалью и делали женскую прическу, заплетая две косы. Обычно заплетали две свахи — крестные жениха и невесты. В некоторых местах по скорости плетения судили о будущем главенстве в семье той или иной стороны. На молодую поверх кос надевали женский головной убор.

kgsnu03

После окручивания продолжалось застолье. Во время свадебного пира молодые принимали поздравления и ели из одной тарелки одной вилкой на двоих, пили из одного сосуда, символически демонстрируя единство.

Главным украшением свадебного стола на Урале являлся хворост. Основу угощения составляла разнообразная выпечка. Для её изготовления применялись чугунные приспособления, отливаемые на уральских заводах (вафельницы, формы для хвороста, ямчатые сковороды, груздовницы и т.д.) На протяжении всей свадьбы чаепитие было неотъемлемой частью обряда.

kgsnu12

Ни один праздник не обходился без музыки, тем более свадьба. Почетным участником был гармонист. Гармонь, вышитый фартук с нагрудником, киковые штаны, атласные ленты. Вышитый фартук как элемент костюма гармониста – характерная особенность уральского региона.

Молодых во время пира сводили на подклет, с невесты снимали восковой венок. Эти цветы являлись символом целомудрия и чистоты молодой. В некоторых районах было принято класть венок к иконам в знак честности невесты.

Второй день (смотрёный день, весёлое утро). Наутро, если невеста вышла замуж «по-хорошему» – гуляли весело, молодая дарила подарки новой родне. Обряды и обычаи этого этапа направлены на демонстрацию невинности невесты. Угощались красным вином, били посуду, крепили к одежде красные ленты, а в некоторых местах — фрагменты подвенечного венка.

В тот же день молодая угощала гостей блинами, мела сор. Все гости старались насорить на пол как можно больше. Заносили со двора охапки соломы, сена и бросали на пол вместе с деньгами. Молодая подметала, подбирая деньги. При этом она должна была всех поцеловать, иначе бросание сора продолжалось.

Весь свадебный обряд в некоторых районах мог длиться до девяти дней. Заканчивался он, как правило, визитом к родителям невесты.

Статья, основана на материале с этнографической выставки, посвященной свадебному обряду на Урале «На Красную горку»

Выставка проходила в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала.

Посетители могли познакомиться с обычаями и структурой деревенской свадьбы.

Основу выставки составили уникальные предметы XIX — начала XX веков: подлинные свадебные костюмы, восковые венки, старинные обручальные кольца, подарки жениха, приданое невесты, а также старинные свадебные фотографии.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments