Челябинск стал первым городом в мире, где научились противостоять сибирской язве. В середине XVIII века эта болезнь была распространена на планете практически так же, как и чума. Люди умирали тысячами, но никто не мог понять причины.
Сибирская язва
Сибирская язва, известная с древнейших времен под названиями «священный огонь» или «персидский огонь», неоднократно упоминалась в сочинениях античных и восточных писателей и учёных. Об эпизоотиях сибирской язвы в России имеются сообщения в летописях с 978 года. В X веке народу уже было известно данное заболевание и степень его заразности, что приводило к проведению соответствующих санитарных мероприятий. Например, в царских указах 1631-1640 годов предлагалось сообщать об этой болезни соседним местам и воеводам, устанавливать заставы, заражённых животных не продавать и не покупать.
Уральский поход на язву
В 1767 году болезнь попала из Сибири и спустя короткий срок плотно опутала Урал. Особенно от невиданных язв страдали челябинцы – город, без преувеличения, находился на грани вымирания. Поэтому на Южный Урал в 1786 году была отправлена экспедиция во главе с лекарем Степаном Андреевским и двумя фельдшерами, для изучения природы заболевания в уездном городке.
За год исследований найти ответ не удалось. Андреевский лично произвел более 200 вскрытий трупов человеческих и животных, изучая патологические изменения. Считалось, что возбудитель заразы мог находиться в воде или передаваться через укусы насекомых, но подтверждений тому найдено не было.
Сложно представить, как молодой врач (ему не было еще и 30 лет), уже во второй год пребывания в Челябинске решится на рискованный шаг и впервые в истории мировой медицины примет решение заразить себя болезнью. В присутствии городничего, судьи и своих помощников Степан Андреевский привил себе выделения из язвы больного человека
Что с молодым врачом будет дальше – никто не знал, сам он тоже. Это был первый в мире случай, когда врач с риском для жизни пошел на смертельно опасный эксперимент. Все, что происходило с ним дальше, доктор тщательно вносил в свою историю болезни. Когда наступили, как Андреевский писал впоследствии, «расстройство и помешательство мыслей, соединенные с великим страданием», он все же продолжал вести записи своей «истории болезни». Лечил и ухаживал за ним его помощник Василий Жуковский.
Челябинский эксперимент подтвердил – обнаруженная на Урале болезнь – инфекционная. Это был подвиг, прославивший по-своему и уральскую землю. Степану Андриевскому удалось не только обнаружить причину возникновения инфекции – от животного к человеку, – но и изобрести способ лечения. Он вылечился сам и спас жизни тысяч людей. Позже Андриевский описал способы профилактики заболевания и впервые дал ему официальное название «сибирская язва».
Отчет о деятельности экспедиции и книга «О сибирской язве» получил высокую оценку медицинской коллегии в Петербурге, а сами участники «уральского похода на язву» были награждены орденами. Андреевскому было присвоено звание штаб-лекаря, Жуковскому – лекаря.
Василий Жуковский
После четырех лет участники экспедиции вернулись в Санкт-Петербург. Кроме одного: Жуковский пожелал остаться в Челябинске, и его желание было удовлетворено. Так врач сменил жизнь в столице на глухую провинцию.
Более полувека он работал и жил в Челябинске. Больных принимал в кабинете в своем доме по улице Сибирской, расположенном на перекрестке теперешних улиц Труда и Цвиллинга. Каждый день тысячи людей проходят мимо этого места, даже не подозревая о личности, жившей здесь долгие годы. Лежачих больных врач посещал на дому, так как в городе в те годы еще не было ни одной больницы.
Первая больница в городе появилась в соответствии с царским указом в 1828 году. Тогда городская управа решила открыть ее в помещении существующего изолятора. Возглавить новую больницу предложили Жуковскому. Он был категоричен: для больницы здесь место мало, нельзя разместить 15 коек, что являлось необходимым минимумом. Власти пообещали построить здание для первой больницы.
Только почти через век после образования города в нем появилась больница. В ней было всего 10 коек, работало шесть человек. Возглавлял больницу и был в ней единственным врачом Василий Григорьевич Жуковский.
Память о подвиге
Два врача, приехавших из столицы тогдашней России, с которых многое началось для становления медицины в Челябинске. Сегодня имя Жуковского носит одна из улиц города в Курчатовском районе. Именно этого Жуковского, а не другого, хорошо известного по школьной программе по литературе. А именем Андреевского назван сквер в Центральном районе, на пересечении улиц Воровского, Энгельса и Худякова.
Достопримечательности на карте
Использованные источники
- Страшная болезнь, которую открыли в Челябинске: сибирская язва / Сетевое издание Lentachel.ru
- Ад и рай. 5 открытий на Южном Урале, изменивших мир / ГТРК «Южный Урал»
- Сибирская язва / Википедия
- Андреевский, Степан Семёнович / Википедия