Как известно, земли, на которых впоследствии был построен Бисертский завод, Акимфий Демидов купил у местных ясачных татар и черемисов за 150 рублей. Причем купил их в прямом смысле немерянными, о чем и было указано в купчей грамоте. Произошло это событие в 1741 году.
Черемисы
Что же за народ черемисы, которые проживали здесь до прихода русских? Очень подробно это описано у В.П. Семонова Тянь-Шанского в «Полном географическом описании нашего Отечества».
Черемисы (мари, марь) представляют обширную ветвь восточно-финской группы. Делят их по месту расселения на луговых и горных. По всей видимости, именно луговые черемисы жили и на месте будущего Бисертского завода. Они отличались от горных меньшим ростом. Но все черемисы обладали черными глянцевитыми волосами. Они имели темные глаза с раскосым разрезом и скошенностью. Скулы у них были выдающимися, а подбородок вздернутый.
Их одежда казалась ближе к мордовской или чувашской, особенно это было заметно у женщин. Национальный цвет одежды – белый. Одежда мужчин почти не отличалась от русской. Ее особенностью являлась только берестяная шапка, вышитая шерстью белая рубаха и белые штаны. Широко применялась в одежде черемис цветная вышивка.
Одинаково красивыми и у женщин, и у мужчин являлись пояса, унизанные бусинками, пуговками и медяшками. Неизменный костюм женщины состоял из белой рубахи, перетянутой поясом и спереди закрытой расшитым передником. На голове у женщины красовался специальный убор. Он делался из полотенца, из-под которого спускались украшения, прикрепленные к окружающему лоб ремешку.
Черемисы являлись отличными охотниками. Еще до начала использования ружей, мужчины применяли деревянные капканы, луки, стрелы и копья. Убивая белку стрелой с шишкообразным наконечником, черемис не портил шкурку. Когда стрелу заменила пуля, охотники все так же остались мастерами своего дела.
Земледелию черемисы предпочитали охоту, рыболовство и скотоводство. Для этого занятия в здешних местах находились все условия. В здешних речках водится окунь, ерш и елец, налим и щука, лещ и пескарь. В холодной и чистой воде водится царская рыба хариус. В Бисерть впадают воды речки Черной, Ирмиза, Тюша, Барышана, Лакташа и других притоков.
Тайга здесь в начале восемнадцатого века оставалась почти не тронутой. «А кто пойдет в лес с ружьишком, пайвой или лукошком — без добычи не вернется. Зреет на лесных полянах земляника, а на опушках — малина. Грибов — хоть граблями греби: и маслята, и рыжики, и красноголовики, и белые. Особенно хорош желтый ельничный груздь, крепкий, как золотой рублевик. Охотник, если мужик не промах, притащит в заплечной торбе связку рябчиков, глухаря или косача. А то и лося завалит. Или кабана. Может и с медведем расправиться, если тот начнет уж очень досаждать – посевы топтать, ульи или борти зорить. Можно куницу и соболя добыть, беличью, лисью или рысью шапку справить. А уж зайцев в лесу – как комаров» («БИСЕРТЬ железо, лес, земля и люди» Р.А. Печуркина).
После постройки завода
Через несколько лет, когда построили завод, черемисы переселились в новые места, а здесь раскинулся рабочий поселок. В нем возвели две церкви и еще одну заштатную, действовали две земских школы, пять винных лавок, шестнадцать кузниц, четыре мельницы, принимал больных земский врач, фельдшер, были свой мировой судья, судебный следователь. Вода использовалась из одного пруда, семи ключей и сто сорок одного колодца. Население – русские, горнозаводские и частные крестьяне. Жизнь протекала, как и в большинстве уральских городов-заводов.
Выручали местных жителей лес, река, покос и частично пашня. «Хлеба сеют мало, и то один ржаной, по причине холода и каменного грунта», — написал подневольный путешественник А.Н. Радищев. Да и погода местных жителей не баловала. Заморозки могли в любое время погубить урожай.
Завод развивался. Вся жизнь вращалась вокруг него, но и природа помогала людям. Лес оставался хорошим подспорьем в пропитании местного населения. Особенно детишки с удовольствием ходили в лес за грибами и ягодами.
Я мариец.
Какие кабаны в лесах вокруг Бисерти в 18-19 веке? Их там до конца 20 столетия не было.