Читая письма времен Великой Отечественной войны, во много раз глубже осознаешь трагедию тех людей, которым пришлось надеть форму и отправиться на фронт. Хотя трагедией в такой же мере можно назвать и ту жизнь, которую пришлось проживать женам, матерям, детям фронтовиков. 

Интересно, когда-нибудь удастся посчитать точное количество писем, отправленных солдатами и их семьями в обе стороны? Сколько же в них должно проступать боли, надежды, отчаяния. Если бы всему этому найти единицу измерения, то ее суммарное значение, наверняка, зашкалило за все разумные пределы. Пределы того, что мог выдержать человек в экстремальных условиях всенародной войны.

Это война – ничего не поделаешь 

Очередное письмо, которое публикуем в рамках проекта «Обратный адрес: почта полевая», написано рядовым Василием Федотовичем Вилковым 1908 года рождения, уроженцем Заводоуковска.

история Урала, малые города, Тюменская область, Заводоуковск, 9 мая, 75-летие Великой Победы, уральский характер, письма фронтовиков,

Его останки покоятся далеко от малой родины – на Смоленской земле. У родных остались на память о нем лишь фото и полные нежности и заботы письма. 

Кому и от кого

Свой привет с передовой Василий Вилков шлет супруге Жене и дочкам Гале, Вале и младшенькой Верочке. На фронт его призвали в 1941 году. Служил в 22-й армии Западного фронта. Погиб 19 февраля 1943 года. Изначально был похоронен в деревне Сгилевой (152 км трассы «Москва – Минск»). Затем его перезахоронили в братскую могилу № 2 в городе Гагарине Смоленской области под порядковым номером 6919. 

Гвардейский привет с фронта

«Здравствуйте дорогие мои Женя, Галя, Валя и Верочка, шлю я вам свой сердечный привет и пожелаю всего хорошего вашей жизни и быть здоровыми и сообщаю вам что я пока жив и здоров и получил от вас письмо, за которое благодарю и узнал кое-что новое. Вы Женя пишете, что Шуру ранило. Да это очень плохо, но ничего не сделаешь на это война. Не сегодня-завтра меня ранит или убьет ничего не сделаешь. Ты Женя пишешь, что все дорого. Да Женя жить вам тяжело я все понимаю и сознаю, что жить трудно и очень жалею вас, но помочь не могу. Ну и несколько строчек пропишу про мою службу. Служу я ничего, хорошо. Выполняю те задачи, которые поставлены передо мной. Ну и кушаю очень хорошо и досыта. Я стал очень здоровый и здоровье хорошее. Я бы сфотографировался и выслал вам фото, но негде это сделать, а фотографа нет. Ну так вот Женя, жизнь такая – сегодня жив, а завтра – не знаю. Вот так живем. Ну а теперь я тебе дам небольшой совет. Женя надо как-то сено и дрова вывозить, а то останешься без сена и без дров. Я знаю Женя что эта задача очень для тебя тяжела и будет дорого стоить, но что сделаешь. Я тебе ничем помочь не могу, рад бы, но не могу. Ты Женя не обижайся на меня, что я тебе наказываю. Ну и еще один вопрос, который меня задевает. Это на счет пайка. Ты пропиши, дают вам паек или нет и по скольку? И платишь ли ты какой налог и сдаешь или нет молоко? Вот это Женя все пропиши. Ну у меня все. Передавай привет Хресне, Шуре, Алеше, Павлу и Маркелову с семьей. И пишите что у вас есть новое. Передай привет Лиде, я написал ей и Павлику. До свидания. Жив и здоров, того и вам желаю. С приветом Вилков. Целую Галю, Валю и Верочку». 

Бабушка была неграмотной

Долгожданные фронтовые письма от мужа Васи и брата Павла Тарачёва (его послание с передовой мы публиковали в «ЯЖ» № 3 от 14 января) Евгении читала старшая дочка Галя. Она же писала ответы, потому что жена солдата Вилкова была неграмотной. 

– Бабушка могла лишь поставить подпись. Не до учебы ей было в детстве – осиротела в 12 лет. Из родных остались два брата – Паша и Ваня. Да и в юности ей некогда было. Замуж вышла за Василия (моего деда) в 16 лет, затем детки пошли, – рассказала редакции Татьяна Волкова, внучка фронтовика Вилкова, дочь Гали. 

Когда главу семейства забрали на фронт, младшей из троих детей было всего три годика. О том, как приходилось выживать в войну с ребятишками на руках, Евгения Андреевна рассказывать не любила. Дочери вспоминают, что всем приходилось много работать, даже маленькой Верочке. 

– Скончалась бабушка в 1995 году в возрасте 81 года. После смерти деда замуж она больше не вышла, посвятив себя детям. Дочери выросли достойными людьми. Валя и Вера всю жизнь проработали на мебельной фабрике в Заводоуковске, а Галя выучилась на агронома и трудилась по специальности. Сегодня в живых осталась только Вера, – говорит Татьяна Игнатьевна. 

Память Василия Федотовича чтят в этой большой семье. У фронтовика шестеро внуков и двенадцать правнуков, которые о нем не забывают и всегда при случае приходят поклониться своему славному предку на привокзальную площадь Заводоуковска, где на одной из мемориальных стел высечено его имя. К сожалению, на братской могиле в Гагарине ни вдова, ни дочери солдата так и не побывали, быть может, это сделают уже праправнуки. 

Авторский стиль, орфография и пунктуация сохранены. 

Автор: Евгения ДИКИХ

Источник: Ялуторовская жизнь

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments