У Василия Макаровича Шукшина в его повести «Мастер» я прочитала:

«…Именно такая неброская, одухотворенная красота и поразила Семку Рыся в Талицкой церкви Каменная, небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу. По каким-то соображениям те давние люди не поставили её на возвышение, как принято, а поставили внизу под откосом. Ещё с детства помнил Семка, что если едешь в Талицу и задумаешься, то на повороте у косогора вздрогнешь – внезапно увидев церковь, белую, изящную, легкую среди темной зелени тополей».

Вот лучше и не скажешь!

А еще Петропавловский Храм в Талице можно назвать Храмом счастливой судьбы. Построенный в 1807 году, он ни разу не закрывался, и службы в нем не прекращались даже в годы гонений на церковь. Вот фото закладки Храма.

pht04

В 1848 году вспыхнул пожар. Он частично повредил церковь. Во время восстановления было решено его расширить. Кунгурский купец Кузнецов пожертвовал 200 тысяч кирпичей, а хозяева местных заводов Поклевские-Козелл финансировали внутреннюю отделку. Они же и пригласили итальянских мастеров, которые сделали роспись на стенах и написали несколько икон. Правда, в некоторых воспоминаниях местных жителей можно прочитать, что росписи делали русские мастера под руководством итальянцев. Но в краеведческом музее все-таки считают, что расписывали итальянцы, а местные мастера были на подхвате. Краски покупали в Камышлове, потом мастера сами их смешивали, добавляя туда яичный белок. Фрески до сих пор находятся в первозданном виде и за все время почти не подвергались реставрации. Их только немного подправляли. И когда представители ЮНЕСКО проездом и Екатеринбурга в Тюмень заехали в Талицу, удивления их не было предела. Откуда в такой глуши итальянская роспись, да еще такого уровня. Еще больше были они удивлены, когда им рассказали про Поклевских-Козелл. Про то, как они бережно относились к вере, которую сами не исповедовали (они были католиками), сколько тратили на православные Храмы.

pht01

Конечно, в годы революционного беспредела не обошлось без попытки осквернения церковных святынь. Красноармейцы вытащили из Храма главную его святыню Икону Казанской Божьей Матери и устроили тир, стреляя по ней. Проходившая мимо прихожанка встала перед иконой, закрыв её своим телом. Стрелять по живому человеку они не стали, а когда женщина ушла бойцы с удивлением увидели, что вместо следов от пуль на иконе появились пятна похожие на запекшуюся кровь (что там было на самом деле никто разбираться не стал). Они просто испугались. Ведь еще недавно эти молодые ребята были простыми крестьянами, еще недавно они вставали и засыпали с молитвой, и сознание их еще не было до такой степени замутнено антирелигиозной пропагандой, как это случится позже. И они дрогнули. Икону вернули на место, церковь оставили в покое.

pht02

При Храме была создана одна из первых общедоступных библиотек. Занимался ею священник Оглоблин Николай Евстигнеевич. Он прослужил там 40 лет. До сих пор в православной библиотеки хранятся экземпляры тех первых книг с инвентарными номерами и кратким указанием, кто брал и откуда книга поступила.

pht07

До наших дней дошел и деревянный иконостас с его удивительными росписями. Проторей Храма Игорь Балабанов считает, что нужно сохранять древность, но не ветхость. Поэтому в церкви всегда поддерживается прядок, производится ремонт.

Собор уникальной для России счастливой судьбы.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments