15 апреля загорелся Собор Парижской Божьей Матери. И страшные фото и видео горящего храма разлетелись по интернету. С болью в душе люди смотрели как гибла в огне многовековая история. К счастью, пожар обошелся без человеческих жертв и был потушен. Уже начали поступать пожертвования на восстановление храма. У миллионов людей с этим храмом были связаны какие-то личные истории. Но… Наверное, в каждом городе на Земле происходили страшные истории, связанные с огнем: гибли в огне культовые сооружения, дворцы, школы, библиотеки, музеи. Иногда потери были невосполнимы. И с каждой из этих историй связаны истории отдельных людей. Об одной такой истории рассказала нам Олеся Лоскутова:
ПЕПЕЛ КУЛЬТУРЫ
…С огнем пожарным очень долго не удавалось справиться. Несколько часов они пытались потушить Дом культуры. В итоге почти по всему периметру здания выгорела и рухнула крыша, сгорела сцена, в зрительном зале обвалился потолок, люди на улице слышали, как с треском и грохотом падали хрустальные люстры. Вся лепнина и фрески покрылись копотью. После пожара внутри здания остались обгорелые балки, головешки и лужи воды.
Несомненно, центром культуры провинциального Красновишерска являлся Дом культуры бумажников, который в 2019 году отметил бы свое 63-летие. Но он сгорел… 22 июля 2016 года.
Это было очень красивое здание
Это было очень красивое здание, настоящий дворец образца 1950-х годов. И хотя строился он по типовому проекту, почему-то выглядел как-то по-особенному, роскошно: его интерьер изобиловал архитектурными украшениями. Часто пермские журналисты называли его «советским Версалем»…
* * *
Торжественное открытие Дома культуры бумажников состоялось 7 ноября 1956 года. Событие для небольшого уральского городка тех лет весьма знаковое. Ведь Дом культуры был построен всего за два года. Да, не то, что нынешние долгострои!
Красновишерск – типичный социалистический городок Прикамья. Здесь стоит уточнить, что несет в себе столь громкое название «соцгород». Так назывался основной тип массовой застройки эпохи индустриализации, прообразом которого стал «город-сад», придуманный в начале ХХ века Э. Говардом. Возможно, идея английского архитектора была не так плоха, но в советских реалиях утопия свободного труда быстро превратилась в идею «города-лагеря». То есть люди не должны были терять время на «быт» — для этого строились общественные столовые, фабрики-кухни, прачечные, бани, комнаты для коллективных бесед и занятий, школы и коллективные ясли. Вот и Дом культуры бумажников+ должен был стать обязательной частью соцгородка.
Дом культуры торжественно открыли осенью 1956 года, к годовщине Великого Октября. Всё в нём радовало глаз: большой вестибюль, фойе, красивый зрительный зал, просторная сцена, комнаты для репетиций и реквизита, раздевалки и даже кафе. С водопроводом и водоотведением! Хотя системы канализации в городе тогда еще не было.
Храм Культуры
Это был такой царский подарок для жителей города! Он совершил настоящую революцию в их психологии и сознании. В храм культуры (его всегда только так и воспринимали — как храм) могли прийти люди всех возрастов и любого материального достатка. А какой был достаток у обитателей бывших лагерных бараков и двухэтажных деревянных домов с коммуналками, построенных для «свободного» (вольнонаемного) населения в те же гулаговские 30-е годы? В городе даже кирпичных домов почти не было. А те несколько общественных зданий — школы, почта, больница, баня — или были архитектурно скучны, или просто походили на казематы.
Почему типовое деревянно-кирпичное здание выглядело по-королевски на протяжении всей своей жизни (без малого 60 лет), объясняется просто. Во-первых, строители — рабочие Вишерского целлюлозно-бумажного комбината — в точности повторили по чертежам замысел проектировщиков, уверенно выразивших в архитектурном творении приметы послевоенного времени с его недавней победой в Великой Отечественной войне и набиравшей силу мирной жизнью.
Вторая причина непохожести вишерского дворца на собратьев — его интерьер никогда не меняли, не упрощали. Так, в 1980 году, когда планировался капитальный ремонт, кто-то из заводского профкома предложил убрать в фойе замысловатую роспись под куполом и это место просто заштукатурить — мол, будет проще ухаживать за потолком, легче содержать здание.
Общая площадь Дома культуры составляла 1631 кв. метров. Зрительный зал рассчитан на 413 мест. Проектированием занималось проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР (г. Москва), авторы проекта: член корреспондент архитектуры СССР Корнфельд Я.А., инженер проекта Смищенко Н.С., архитектор Тер-Бабамян. Проект был отработан и сдан в 1948 году в Москве.
…Великолепная работа мастеров 50-х годов ХХ века, выполненная в стиле соцреализма, изумляла всех. Красивые фронтоны, строгие колонны, оригинальная лепнина, росписи на стенах, запечатлевшие моменты истории развития страны и государственного строя. Не каждый город мог похвалиться таким Домом культуры.
Кстати, не все знают, что на стенах нашего ДК были представлены 16 союзных республик в виде девушек в национальных костюмах. Почему 16-ть, ведь мы знаем только про 15-ть? Оказывается, что шестнадцатой республикой в составе СССР была Карело-Финская Советская Социалистическая Республика.
В нашем ДК было два зала. Малый зал. Его окна выходили на балкон, который был расположен над центральным входом в здание. Когда-то малый зал называли «бархатным», потому что стены, стулья в нем были обиты красным бархатом. Но самым примечательным, разумеется, являлся главный зал. Здесь всегда проходили съезды и конференции, концерты и другие мероприятия районного масштаба.
Кстати, все оформление Дома культуры производили работники-отделочники. Профессиональных мастеров тогда не было, поэтому на бумзаводе открылись курсы, где мастера обучали принятых разнорабочих. Так, хороший отзыв о своей работе получил столяр И.Н. Добрынин. Он по имеющимся эскизам вырезал шаблоны, по которым мастера–штукатуры уже клали штукатурку и лепнину. Мастерами своего дела называли лучших производственников ОКСа: Татьяну Сергеевну Яремчук, Марию Александровну Жданович, Акулину Григорьевну Савчук, Ивана Григорьевича Сычева. Главным художником Молотовского отделения художественного фонда был Е.Я. Бушуев. Работу отделочников он охарактеризовал так: «С душой работали товарищи штукатуры и с большой ответственностью перед населением своего города».
* * *
Пожар 22 июля 2016 года
Пожар в Доме культуры произошел вечером 22 июля. Фактически здание было уничтожено огнем. В результате пожара сгорел концертный зал (сцена), выставочный зал (картинная галерея), танцевальный класс, полностью сгорела световая аппаратура, частично – звукоусилительная аппаратура. Площадь пожара составила 560 м². Предварительная причина пожара – нарушение требований пожарной безопасности при проведении огневых работ (резка металла искрообразующим инструментом).
Изначально здание Дом культуры хотели реконструировать, но потом передумали в пользу нового строительства. Предполагается, что новый Дом культуры будет таким же, как и первый…
Как добраться
Дом культуры находится в городе Красновишерске на улице Дзержинского, 28