Было время, когда Екатеринбург был маленьким уездным городом Пермской губернии. Его жители передвигались по улицам либо пешком, либо пользовались услугами извозчика. Но город рос, развивался и вместе с ним формировалась сеть дорог, появлялся разнообразный городской транспорт. Когда на улицах Екатеринбурга появились первые автобусы и какие были их маршруты?
В мае 1913 года в городе появился первый рейсовый автобус, но что-то пошло не так и движение быстро закрылось. Вторая попытка организовать регулярное автобусное движение была в 1924 году. Маршрут был от Площади 1905 года с промежуточными остановками у кинотеатра «Октябрь» и Оперного театра. По праздникам и выходным следовали два автобуса. Горожане их метко обозвали «собачьими ящиками». Автобус вмещал 8 пассажиров. По тем меркам проезд показался дорогим, поэтому вторая попытка тоже оказалась неудачной.
На следующий год были закуплены пять 12-местных автобусов Форд, и началось автобусное сообщение по четырем маршрутам. Практика показала, что эти автобусы были не очень устойчивые для наших дорог, поэтому позже перешли на Фиаты и Лейланды. Водители автобусов в обязательном порядке должны были одеты в кожаные куртку, сапоги, брюки галифе, кепку и краги. Кондукторы выдавали пассажирам разноцветные билеты, соответствующие маршруту движения.
«Немало безобразий творится на линии город — Шарташ. В праздничные и выходные дни рабочие и служащие массами направляются в Шарташ. Между тем, автобусное движение обычно на эту линию дает одну, максимум две машины. В результате, на конечных остановках всегда огромные очереди. При посадке дело нередко доходит до рукоприкладства», — писалось в газете «Уральский рабочий» 13 июля 1930 года.
С 1934 года автобусный парк начал пополняться автобусами уже отечественного производства марки «ЗиС-8» вместимостью 29 человек, это тот самый «Фердинанд» из фильма «Место встречи изменить нельзя» и автобусное движение получило дальнейшее развитие.
Автор статьи: Виталий Жученко Источник: Неизвестный Екатеринбург