Любая работа, связанная с погружением в прошлое, приносит не только новые знания, но и заставляет удивляться, познавать, переоценивать прежние понятия, а главное –позволяет по-своему принять события, о которых имел совсем смутное представление.
На самом деле, это сравнимо даже (пусть меня простят ученые мужи) с какой-то увлекательной игрой, когда ход за ходом ты моделируешь ситуацию, которая ждет тебя в дальнейшем. Занятие это затягивает так, что просто невозможно оторваться, а когда это все-таки приходится делать, то испытываешь огорчение и ждешь продолжения, которое обязательно случится на следующий день.
Особый интерес вызывают работы профессионалов. Именно с такой работой мне посчастливилось познакомиться во время изучения жизни людей, пришедших и освоивших такие неспокойные, но уникальные по своим природным богатствам земли, на которых сегодня расположился Казанский район.
Работа глубокая, обоснованная и изобилующая в первой части многими версиями, которые автор пытается представить не форме сенсации или попытки удивить читателя. Каждая версия подкреплена фактами и мнениями уважаемых в науке людей.
Впрочем, чего же читать эмоциональный спич дилетанта, лучше окунуться в текст, который написан человеком, занимавшимся этой темой со знанием дела.
Веков ушедших отраженье
История Казанской земли в документах, легендах и преданиях
История Казанской земли удивительная, интересная и очень давняя. Человек в наших местах жил много веков назад до нашей эры. Об этом свидетельствуют и сохранившиеся исторические документальные источники, и многочисленные стоянки, городища, оставленные древними обитателями края, которые постоянно мигрировали. Одни народности и племена сменялись другими.
Лесостепное Приишимье, которое раньше было северной частью Киргизского края, теперь наша с вами малая родина. Именно отсюда, как полагают ученые, началось движение на запад венгерских и сибирских (башкирских) племен. А еще с нашим краем легенды связывают историю сказочного народа чудь. Теперь уже учеными установлено, что это племя выделялось среди азиатских народов не только внешним видом (русые волосы, голубые глаза, высокий рост), но и очень развитой культурой. В наших краях народ чудь жил около двух веков. А с 119 года от Рождества Христова племя сошло с исторической арены. Часть его ушла на запад, другая слилась с местными азиатскими племенами.
Некоторые ученые видят в чудских памятниках следы пребывания на нашей земле древних арийских племен, основываясь на сходстве предметов в исследованных городищах, а также близостью форм черепов. Можно предположить, что давние предки современных жителей Германии и Скандинавских стран когда-то проживали в наших краях. Вот такие интересные факты из древней истории нашей Казанской земли.
Ее давнее прошлое еще мало изучено. Лишь в 1998–1999 годах казанский отряд западносибирской археологической экспедиции института проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук провел разведочные и стационарные полевые исследования в нашем районе, открыв большое древнее поселение. «О жизни и деятельности древних людей свидетельствуют следующие доказательства: фрагменты посуды, изделия из камня, форма жилищ и так далее. Они позволяют сделать выводы, что данный народ в то давнее время уже прошел несколько ступеней развития и культуры, выработал письменные знаки, обладал довольно развитыми промышленностью и искусством, имел свою религию и обычаи. Жил в больших поселениях, а жилища имел двух- и трехкамерные» (Е. Н. Волков «Археологические исследования в Казанском районе Тюменской области в 1988–1999 гг.» // Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2001, № 3. С. 226–231).
Кстати, все найденное в экспедиции при раскопках хранится в Казанском музее. А открыт этот памятник археологии близ Большой Ченчери. Долгие века наша благодатная казанская земля «принимала гостями» многочисленные кочевые племена: керей, найманов, кыпчаков, аргынов, половцев. Все они, смешиваясь, позднее образовывали более крупные народности – киргизов, казахов, татар. Они промышляли в наших краях охотой, пасли скот. Побывали здесь и монголы.
Придворные летописцы рассказывали, что после нашествия монголов, когда наши места впервые увидел старший сын Чингизхана Джучи, он восхищенно сказал своим князьям-найонам: «Во всем мире не может быть земли приятнее этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих». И это было не просто красивое восточное выражение, а глубокая оценка знатока, жившего у горных озер Монголии, видевшего красоты природы Китая, сады Ургенча (Россия. Полное географическое описание нашего Отечества под общ. рук. П. Т. Семенова – М. 1860; Санкт-Петербург, 1903).
По нашей казанской земле в далеком прошлом вдоль западного берега Ишима проходил древний торговый путь, по которому следовали караваны со всевозможными товарами из Бухары, Ферганы и других среднеазиатских городов во вновь образованные сибирские поселения и остроги. В документах того времени читаем: «…Вывезены из Бухарии и из степи товары, а именно: бумаги пряденной белой 625 пудов, бумаги хлопчатой сырцу 25 пудов, быков киргизкайсацких больших 1420, зенделей или бурметов синих 4000, зеленых 2500 штук, зановесок выбойчатых бухарских большой руки 460, средней руки 635, малой руки 495 штук, кушаков бумажных малых 1200, куниц азиатских 242, лисиц 6000, рысей 1825, мерлушек киргизкайсацких черных 26000, чернобурых 20000, краснобурых 13000, … ревеню копытчатого 12 пудов…, халатов полушелковых 5, алагейных 50, кутни полушелковой 120 штук».
После тяжелого и долгого пути по пустыням и степям, увидев здешние «райские места» с прохладной и чистой водой, обилием птицы и рыбы, лугами и сочной травой, лесом, где можно было укрыться от летнего зноя, караваны останавливались на отдых. И тут часто подвергались нападениям отрядов «степных немирных людей», которые «дабы поживиться» грабили торговцев, убивали или угоняли в рабство стражу. А еще наши земли служили «степнякам» долгое время хорошим плацдармом для нападения на приграничные поселения и остроги (линия границы Российского государства проходила первоначально от Урала через Ялуторовскую, Коркину (г. Ишим), Абацкую (Абатское) слободы далее на Омск). Русские люди в наших местах селиться боялись. Сюда даже охотники и рыболовы из близлежащих слобод приходили крайне редко. Документы того периода часто указывают, сколько «мирных людей степные кочевники пленили или убили». И было так долгие века. Казанский «край зело богатый» с плодородными землями и рыбными озерами дождался своих хозяев лишь в середине 18 века, когда с укреплением новых границ государства, южнее прежних, наша земля стала частью России.