Как жили наши предки, как строили свои избы, чем питались и какую одежду предпочитали. А также – на что всё это покупали. Перед вами материал, написанный уважаемым краеведом, ветераном Великой Отечественной войны, неравнодушным человеком Игорем Васильевичем Балыбердиным.
Как жили наши предки
Начну с рукописи Прибылёва «Замечания, составленные о жителях города Камышлова Пермской Епархии и в окрестностях оного находящегося…». В своих записках середины XIX века он пишет: «Ненадолго перед сим крестьянские печи клались без труб, и во время топки дым выходил из печи, наполняя собою всю избу». Из этого следует, что в середине XVII века здесь избы топились по-чёрному.
У богатых – слюда, у бедных – пузырь
Историк и бытописатель И.Е. Забелин писал: «Обыкновенно изба была поземная и чёрная, то есть курная, срубленная прямо на почве, с волоковыми окнами, от шести до восьми вершков длины и четыре вершка ширины, которые располагались почти под потолком, для пропуска дыма». Если перевести в сантиметры, эти окна были от 26-и до 35-и сантиметров высоты и 17 сантиметров ширины. Стекла в них не было. Его заменяли бычий пузырь, слюда или просто закрывали доской. В более богатых избах вставлялась слюда, и окна делались побольше. Даже в царских палатах встречались ещё слюдяные окна. Стекло тогда только появлялось в России.
Печи в избах делались глинобитными, а двери – низкими и узкими. Крыши изб покрывались тёсом, дранью или берестой, были дерновые и соломенные. Вдоль стен в избе делались лавки, которые покрывали рогожей узорного плетения или домотканым сукном. На ночь к лавке подставляли скамью и стелили постель.
В переднем углу весили иконы с лампадой и ставили стол. Одежду и бельё хранили в сундуках, которые ставили горкой один на другой, и чем больше было сундуков в избе, тем богаче считался дом. Жильё освещалось лучиной, вставленной в подставку – светец, или сальным фитилём в глиняной плошке, а в лучшем случае – восковой свечой. Огонь добывали при помощи огнива высеканием искры. Спичек ещё не было. Их впервые изобрели в 1806 году в Германии, а в Камышлове они появились в 1839 году.
О сапогах и чунях
Бедный люд зимой держал в своей избе кур, гусей, свиней и тёлку. Основной одеждой были рубахи, порты и сарафаны из холстины – льняной суровой или белёной ткани.
Верхней одеждой были армяки и зипуны из сермяги – домотканого неокрашенного сукна. Кафтаны сермяжные, крашенинные из домотканого крашеного сукна, бараньи и козлиные. Шубы нагольные и крытые материей. Головными уборами у мужчин были колпаки, а зимой – шапки-треухи и малахаи из овчины, у женщин – платки. Мужчины носили сапоги из простой кожи, а женщины – башмаки и ботинки с меховой опушкой, летней обувью были чуни, а больше ходили босиком.
Кому позволяли средства, могли шить одежду из заграничных тканей. В то время завозили в Россию из Западной Европы до 30-и видов сукна: аглицкое, лундыш, французское, скорлат, фряжское, ипрское, лимбарское, барабантское, амбургское, греческое, куфтель и брюкиш. От последнего позднее произошло слово «брюки». Кроме того, с Востока завозили в Россию до 20-и видов шёлковых тканей: камку, китайку, атлас, поволоку, объярь, хамьян и другие. Богатые люди могли шить обувь сафьяновую, атласную и бархатную.
До XVI века карманов в одежде на Руси не было. Они стали появляться в XVI-XVII веках. Вначале они пристёгивались к поясу и лишь потом стали нашиваться на одежду. Всё нужное (гребень, кошелёк, ложку и другие вещи) носили в «мошне» – сумке, пристёгнутой к поясу. Но деньги не всегда доверяли кошельку, так как на торгах его могли украсть.
Деньги: сабельные, копейные и «плевки»
В то время бумажных денег в России не было. Они появились в 1769 году при Екатерине II. Крупных русских монет тоже не было. Их стал вводить в обращение Пётр I в 1700 году. До этого в ходу были монеты, которые чеканили из рубленной на кусочки серебряной проволоки. Поэтому они были не круглой формы, а напоминали чешуйки от рыбы. На них были изображения всадника с саблей или копьём. Первые называли сабельными, а вторые – копейными деньгами. Отсюда и пошло название копейки. Вес такой монеты был меньше грамма. Чтобы на торгах их не украли вместе с кошельком, деньги предпочитали класть в рот, за щёку и при расчёте за покупку нужное количество их выплёвывали в руку. Поэтому в народе эти монеты называли «плевками».
В приоритете – репа
Тогда в наборе жизненно необходимых для человека продуктов после хлебных злаков была репа. Её варили, жарили, квасили, парили, пекли, сушили и ели в сыром виде. Из сушёной репы делали квас и начинку для пирогов. Картофель ещё не был известен в России. В наших краях он появился в середине XIX века. Не знали ещё и томатов, которые лишь в конце XIX века стали входить в обиход в южных районах России. Употребляли здесь в пищу мясо и рыбу. Семён Будаков писал Верхотурскому воеводе, что здесь «хорошие рыбные ловли».
Семёнов-Тян-Шанский в своём труде «Россия», в пятом томе «Урал и Приуралье» пишет о рыбных промыслах на Уральских и Зауральских озёрах: «О богатствах этих озёр рыбой можно судить уже по тому, что уловы считаются здесь не поштучно и не пудами, а коробами (в каждом от 70-и до 80-и пудов рыбы)». Посуда тогда здесь была глиняная и деревянная. Обычно семья хлебала варево из одной посудины деревянными ложками.
По правилам домостроя
В то время на Руси не курили табак. Ещё в 1634 году вышел царский указ о запрете табака. «На Москве и городах о табаке указ учинить крепкий и под смертной казнью, чтобы нигде у себя табак не держали…» – говорилось в указе. Этот запрет существовал до Петра I. По Уложению 1652 года в России во время постов было запрещено пить водку. Нарушителей этого запрета наказывали кнутом и тюрьмой. В 1648 году по России был разослан царский указ о запрете всех видов развлечений «от скоморошеских игр и кулачных боёв до качелей и скакания на досках».
Музыкальные инструменты предписывалось отбирать и жечь. За нарушение указа были «батоги, опала и ссылка». По правилам домостроя XVI-XVII веков власть отца в семье была непререкаемой. В них говорилось: «Наказуй отец сына измлада, учи его розгами бояться Бога и творить всё доброе и да укоренится в нём страх Божий». Но таким наказаниям подвергались и взрослые.
Вспомним угрозу воеводы Колтовского в указной памяти Семёну Будакову: «Тебе за твоё нерадение быть биту кнутом». Или 1844 год, когда пороли камышловских крестьян за отказ садить неизвестный им овощ – картофель. Такую экзекуцию описал иностранец Олеарий, побывавший в России в середине XVII века. «Палач стегал изо всей силы истязуемого по спине кнутом так, что после каждого удара обильно лилась кровь… Мужчинам было дано от 20-и до 26-и ударов, женщине – 16, после чего она лишалась чувств. На спинах наказанных не сохранилось кожи даже на палец шириною, они были похожи на животных, с которых содрали кожу».
По петухам и солнцу
Строители Камышевской слободы ориентировались по времени по петухам и солнцу, хотя первые часы на Руси появились во дворце московских князей ещё в 1404 году и обошлись в довольно крупную сумму. А в конце XVI века были поставлены часы в деревянных башнях на трёх воротах Московского кремля «на пользу всех обывателей». Так что в то время часы были очень дорогой и редкой вещью.
Версии и доказательства
Теперь о названии слободы. Раньше эти земли были татарскими, географические названия тоже были татарскими. Так, река Пышма называлась Пишни, а речка Камышловка – Камышлы, по-русски – Камышевая. Строители слободы знали это и построенную на высоком и крутом берегу речки Камышевой назвали Камышевской. А когда на реке Исети появилась ещё одна Камышевская слобода, то слободу на Пышме стали называть Камышловской.
Теперь о месте строительства слободы. Однажды в разговоре Анатолий Максимович Петрушко сказал мне: «Похоже, что слобода была построена не там, где Покровский собор, а за дорогой, ближе к реке Пышме, мы там били шурфы, обнаружили в них древесный уголь и кости животных». Но эти находки, наоборот, свидетельствуют о том, что слобода была построена там, где Покровский собор.
Как было сказано выше, избы ставили прямо на почву, а чтобы брёвна сруба, лежащие на земле, сохранить как можно дольше от загнивания, их обжигали на костре до поверхностного обугливания. Чтобы обжечь бревно длиной 5-7 метров, надо было разжечь костёр такой же длины и шириной метра полтора. Для равномерного поверхностного обугливания брёвна надо было перекатывать по костру. Ясно, что такой костёр разжигать в строящейся слободе было опасно. Кроме того, обожжённое уже бревно продолжало тлеть, и его надо было полить водой. Естественно, строители у костра ели и бросали в него оставшиеся от еды кости животных.
Есть ещё одно доказательство того, что слобода была там, где сейчас Покровский собор. На фотографии Покровского собора, перед углом здания церковного правления, видна часовенка с крестом на крыше. Это говорит о том, что на этом месте была другая церковь, которую разобрали и построили новую. Как известно, церкви всегда строили в слободе. Да и церкви на Урале в XVI-XVII веках напоминали молельные дома.
Пример этому – фотографии из книги «Прошлое Урала в фотографиях», каталог фотоархива института истории материальной культуры РАН .