На днях из обмена информацией с Александр Лагунов понял, что о существовании в XIX веке предшественника известного нам сегодня Карабашского завода практически никто не знает. Решил исправить эту «историческую несправедливость». Правда, статью об этом я в своё время писал для энциклопедии «Карабаш«, но мало кто заглядывал в неё, да ещё и нашёл там статью про Сак-Элгинский завод.
С первой трети XIX в. на речке Сак-Елга осуществлялась промывка золотого песка и так называемые Соймановские золотые промыслы. Поскольку в летнее и зимнее время воды зачастую было недостаточно для промывки породы, то решено было организовать пруд. Первоначально плотина для сбора вешних и дождевых вод была поставлена на истоке р. Сак-Елга из оз. Серебры. Впоследствии, поскольку эта плотина, с одной стороны не обеспечивала нужное количество воды в сухое летнее время и в морозные зимы, с другой – не защищала от весенних наводнений, было решено поставить плотину выше, на истоке р. Сак-Елга из последовательно расположенных озер Барахтанты (Барахтан), где река протекала между двух гор, подходящих к самому берегу, что позволяло создать пруд с большим запасом воды. Эта плотина была построена в 1828 году.
В 1835 г. был заложен Сак-Элгинский медеплавильный завод. Первоначально планировалось построить 8 медеплавильных печей, возможно, в 2 корпусах (цехах). По ходатайству доверенного лица наследниц Расторгуева, тобольского купца Коновалова, Уральское правление горных заводов 14 апреля 1837 г. разрешило построить при Сак-Элгинском заводе еще 4 медеплавильных печи. Судя по документам, кроме собственно многоступенчатого процесса получения из руды чистой меди, на Сак-Элгинском заводе отжигали также медесодержащий чугун. Еще в 1841 г. завод работал. В этом году было получено чистой (штыковой) меди 239 пуд. 38 фунт., при этом переработано медной руды 58322 пуда. Однако, вскоре он прекратил свое существование как завод, став Сак-Элгинским выселком. Население выселка, после прекращения работы медеплавильного завода, работало, в основном, на Соймановских золотых промыслах. Причин закрытия завода называют две: 1. Бедная руды, из-за чего деятельность завода становилась нерентабельной. 2. Начавшиеся в 1841 г. раздоры между наследницами купца Л.И. Расторгуева – Е.Л. Зотовой и М.Л. Харитоновой по поводу раздела имущества. Вследствие взаимных претензий, дележа доходов и пр. финансирование заводов было практически прекращено и заводы оказались на грани банкротства. С 1843 г. Кыштымские заводы наследниц Л.И. Расторгуева были взяты в казенный присмотр. После этого ситуация начала постепенно выправляться, однако если старые заводы – Верхне— и Нижне-кыштымские и Каслинский – «выжили», поддержание недавно построенного Сак-Элгинского могло оказаться слишком затратным, в связи с чем он и прекратил свое существование.
Первая версия закрытия завода из-за низкого содержания меди в рудах может оказаться также вполне достоверной. Если сопоставить количество переработанной руды и полученной меди то становится ясно, что по меркам середины XIX в. выплавка меди на Сак-Элгинском заводе была убыточна, рентабельной считалась обработка руды с содержанием меди не ниже 6%. За время существования на заводе было выплавлено 1350 пудов штыковой меди.
Но скорее всего, сыграли свою роль обе причины.
Ну а в начале XX века на этом месте возник Карабашский завод — технология выплавки меди позволяла работать с более бедными рудами, чем в первой половине XIX века. Да и бедность руды тоже под большим сомнением — колчедан содержит обычно достаточно большой процент меди.