16 декабря 1935 года ВЦИК СССР было принято решение об ознаменовании  столетней годовщины со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Под председательством Максима Горького был учреждён Всесоюзный Пушкинский комитет, задачей которого стали разработка и руководство мероприятиями по увековечению памяти классика русской литературы и популяризации его творчества.

Самое интересное то, что планировались грандиозные празднования не самой очевидной пушкинской даты — столетия со дня смерти, а не со дня рождения поэта. Ровно через год, 29 декабря 1936 года, план мероприятий, предложенный Пушкинским комитетом, был утвержден постановлением политбюро ЦК ВКП (б).  Главным официальным мероприятием юбилея стало торжественное вечернее заседание в Большом театре, в Москве, 10 февраля 1937 года, в котором приняли участие все руководители СССР во главе со Сталиным. Заседание транслировалось по радио на всю страну. Торжественные митинги, собрания, конференции, спектакли, концерты и вечера были проведены в этот день во многих городах СССР. По всей стране имя А.С.Пушкина присваивалось улицам, школам, театрам и библиотекам, кораблям и самолетам. Не остался в стороне от всесоюзных мероприятий и ГУЛАГ.

Памятник

Центром  одного из подразделений ГУЛАГа – Ухто-Печорского исправительно-трудового лагеря, больше известного как Ухтпечлаг, был пос. Чибью (сегодня г. Ухта).  Его тогдашний «хозяин» Яков Мороз, вместе со всей страной, решил достойно отметить приближающуюся дату. По его распоряжению одна из улиц посёлка получила название Пушкинская, а в её начале решено было установить памятник великому русскому поэту. С созданием памятника А.С.Пушкину проблем не возникло. Изваять монумент поручили лагерному художнику, заключенному Николаю Бруни. Опыта скульптурных работ у него не было, а его художественные способности использовались для оформления лагерной агитации, лозунгов на праздничных демонстрациях и написания портретов лагерных начальников, их жен и детей. Но если человек талантлив, он талантлив во всём. Бруни с блеском выполнил порученную работу. Для создания скульптуры ему выделили мастерскую, в которой он, за несколько месяцев, из подручных материалов  – кирпича,  гипса, цемента и каркаса из досок создал замечательный памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Поэт свободно сидит в распахнутом плаще на скамье, левой рукой держит на колене книгу, а правая рука опирается на спинку скамьи.     

Интересна дальнейшая судьба памятника. За прошедшие десятилетия он неоднократно менял место установки. С улицы Пушкинской, где он был установлен в 1937 г., памятник переместили на Театральную площадь. После пожара, уничтожившего городской Дом культуры его установили возле здания средней школы №1, а когда школу снесли памятник переехал в Детский парк, где ещё дважды менял место установки. Время и суровый климат Ухты неумолимо разрушали скульптуру. В результате многократных перемещений, под воздействием дождя, снега и морозов памятник постепенно разрушался. Его неоднократно пытались реставрировать и не всегда успешно. В 1991 году его окончательно сняли с постамента и забросили в холодном складе на территории парка. Но ухтинцы о памятнике не забыли. На страницах городских газет неоднократно поднимался вопрос о его реставрации. В ноябре 1996 г. в газете «Ухта» была опубликована заметка активистов Ухто-Печорского общества «Мемориал» о необходимости восстановления памятника А. С. Пушкину. К тому времени уже было известно, что по указу Президента РФ в 1999 г. по всей России будет торжественно отмечаться юбилей поэта. Администрация города Ухты приняла решение восстановить памятник А.С.Пушкину работы Николая Александровича Бруни. В память о нем, его создателе, и всех, кто погиб в печальные времена ГУЛАГа на ухтинской земле.

30 июня 1997 года молодые ухтинские художники Виктор Васяхин, Александр Тимушев и Владимир Маслов взялись за работу по восстановлению недостающих фрагментов памятника и его полную реставрацию. После восстановительно-реставрационных работ ими были сделаны гипсовые отливки всех элементов скульптуры, которые были отправлены в Санкт-Петербург, где в одной из  литейных мастерских северной столицы был изготовлен памятник Пушкину из бронзы. 6 июня 1999г., в день 200-летия со дня рождения поэта, при большом стечении народа, памятник был торжественно открыт. Сбоку, на постаменте, скромная табличка: «Памятник А.С.Пушкину создал в 1937 году Бруни Николай Александрович, 1891-1938. Безвинно репрессирован и погиб в Ухтпечлаге».

Николай Бруни

Моё повествование будет не полным, если не рассказать о создателе памятника А.С.Пушкину Николае Александровиче Бруни. Его жизнь была яркой и удивительной, и закончилась трагически.

Николай Бруни родился 28 апреля 1891 года и был достойным представителем рода Бруни, который основал в России выходец из Италии Антонио Бруни-Бароффио, художник-реставратор  и талантливый мастер станковой живописи. Среди представителей династии Бруни  художники, архитекторы, музыканты: Федор (Фиделио) Бруни, автор знаменитой картины «Медный змий», ректор Петербургской академии художеств; художник Николай Бруни, академик Императорской Академии художеств; архитектор Александр Бруни, академик архитектуры Императорской Академии художеств; русский и советский художник — авангардист и акварелист Лев Бруни; архитектор, художник-прикладник Юлий Бруни; Алексей Бруни — российский скрипач, концертмейстер Российского национального оркестра; Николай Бруни, мастер исторической живописи, действительный член Академии Художеств.

В 1909 году Николай Бруни закончил одно из самых престижных учебных заведений Петербурга, Тенишевское училище. Училище было организовано на основе общеобразовательной средней школы, основанной в 1898 году князем В. Н. Тенишевым, и получившего в 1900 году статус коммерческого училища. Выпускники могли поступать в коммерческие институты или высшие технические учебные заведения. Высокая плата за обучение определяла социальный состав учащихся: дети промышленников, купцов, дворян и интеллигенции. Среди выпускников Тенишевки  А.П. Великанов — советский архитектор; О.В.Волков — русский прозаик, публицист, мемуарист; Н.Н.Купреянов — советский художник-график; поэт Осип Мандельштам; писатель и поэт В.В.Набоков;  Д.В. Скобельцын — русский советский физик-экспериментатор, специалист в области космических излучений и физики высоких энергий.

Бруни отлично рисовал, но ещё большим его увлечением была музыка. По этому, сразу по окончании училища он был принят на старший курс Петербургской консерватории по классу фортепьяно. Еще во время учебы в консерватории он был солистом Петербургской филармонии. Музыкальный мир России прочил ему блестящее будущее.

Но в 1914 году, как только началась I-я мировая война, он, как истинный патриот, пошёл добровольцем на фронт, став санитаром. Летом 1915 года его направили на теоретические авиационные курсы при Петроградском Политехническом институте. С июля 1916 года он продолжил учебу в Севастопольской военной авиационной школе, по окончании которой отправился на фронт. В апреле 1917г., после февральского переворота, Николай Александрович был выбран делегатом от 7-го авиационного дивизиона на Первый Всероссийский Съезд летчиков-солдат и авиационных мотористов.

 

Во время 138-го боевого вылета, 29 сентября 1917 года, его самолёт был сбит в воздушном бою под Одессой. Вытащенный из-под обломков Николай Бруни находился между жизнью и смертью. Врачи не давали шансов на выживание. Находясь в госпитале и зная врачебный приговор, Бруни дал обет: если выкарабкается, то станет священником и посвятит жизнь Богу. И он выжил. От последствий катастрофы он полностью восстановился, только одна нога его стала короче другой, и он пользовался специальной обувью. После госпиталя, выбравшись из захваченной австрийцами Одессы, добрался до Москвы и вернулся в авиацию. 10 мая 1918 года Бруни вступил в Красную Армию и стал инструктором Первого авиаотряда ВВС РККА, в котором  велась подготовка военных летчиков для военно-воздушного флота молодой Советской Республики. 19 сентября 1918 года Николай Александрович женился на Анне Александровне Полиевктовой, дочери известного врача-инфекциониста Александра Александровича Полиевктова, заведующего Павловской детской инфекционной больницей в Москве на Соколиной горе.

В мае 1919 года Бруни не прошел очередную медкомиссию, был отстранён от лётной службы и с формулировкой «по состоянию здоровья», уволен из Красной Армии. Николай Александрович решает исполнить данный Богу обет. С молодой супругой они уехали в Харьков, где Николай Бруни был рукоположен в диаконы, а вскоре и в священники владыкой Сергием (Королевым), двоюродным братом Екатерины Бальмонт, жены известного поэта Константина Бальмонта. В 1921 г., уехав из сотрясаемой Гражданской войной Украины, супруги Бруни с ребенком вернулись в Москву, а затем в Калужскую область, где отец Николай Бруни служил в церковном приходе села Косынь. Когда церковь в Косыни была закрыта, некоторое время отец Николай служил и жил с семьей в Клину. ​В середине 1928 года закрыли и Клинскую церковь. Бруни простился с паствой и, не снимая с себя духовного сана, «ушёл за штат» и оказался без работы.

Однажды Николай Александрович встретил знакомого по летной школе, и тот, зная, что Николай Александрович с детства владел четырьмя европейскими языками и имел опыт военного летчика, пригласил его работать в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) переводчиком иностранной литературы. Позже он работал в НИИ Гражданского воздушного флота, а когда создали Московский авиационный институт, преподавал там и переводил спецлитературу. 9 декабря 1934 года его арестовывают. Хорошее знание французского языка сыграло с ним злую шутку. Перед этим, осенью, в Москву, приезжал французский лётчик и  авиаконструктор Жан Пуантисс, и Николай Бруни, по просьбе руководства МАИ, исполнял при нём обязанности переводчика. На то, что он принимал гостя у себя дома, кто то из коллег написал донос. После визита француза последовал арест и обвинение в шпионаже в пользу Франции.

Бруни дали 5 лет исправительно-трудовых лагерей и сослали в Ухтпечлаг, в п.Чибью. В мае 1935 года семья Н. А. Бруни — жена Анна Александровна и шестеро детей — были высланы из Москвы, за 101-й километр, в г. Малоярославец. Среди жен «врагов народа» Анна Александровна могла даже считаться счастливицей: она получала письма от мужа; более того, дважды ездила к нему на свидание в п.Чибью. Второе и последнее  свидание было поощрением заключенному Бруни за создание памятника Пушкину к 100-летию смерти поэта. С этого свидания Анна Александровна привезла карандашный рисунок, автопортрет Н.А.Бруни, который сегодня бережно хранится у его потомков.

25 ноября 1937 года отбывавший наказание Николай Александрович Бруни был вновь арестован тройкой при УНКВД  Архангельской области по обвинению в «контрреволюционной агитации». 21 декабря 1937 года приговорён по статье 58-10 ч.1 УК РСФСР к высшей мере наказания. Из материалов дела: «…систематически проводил к-р агитацию среди заключённых. Выступал против стахановского движения на производстве, восхвалял троцкизм-фашизм. Дискредитировал судебные органы Советской власти».

29 января 1938 года Н. А. Бруни был расстрелян в особорежимном лагпункте Ухто-Печорского лагеря — Новая Ухтарка, предназначенном для размещения заключенных, приговоренных тройкой при УНКВД Архангельской обл. к ВМН.

В 1956 году Николай Александрович Бруни был реабилитирован посмертно.

Автор материала: Гирин Владимир Петрович

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments