1943 год, добровольцы-алапаевцы. Снимок на память. Фото из архива краеведческого клуба «Невья» В марте 1943 года различные воинские соединения для Уральского добровольческого танкового корпуса формировались в Свердловске, где находился штаб корпуса, Нижнем Тагиле, Дегтярске и Алапаевске.

В последнем городе комплектовался батальон связи. По отдельному ходатайству трудящихся района было разрешено сформировать батарею 120-миллиметровых миномётов, она так и называлась Алапаевской.

Лозунг уральских танкостроителей «Сделаем сверхплановые танки и самоходки и поведём их в бой» алапаевцы приняли всем сердцем. Приметы времени: на приём заявлений отвели считанные дни, отбором добровольцев занимались не военные комиссариаты, а горкомы и райкомы партии, в армию брали тех, кто подготовил себе надёжную замену.

Третьего марта ГК ВКП(б) города начал приём заявлений, а пятого уже отчитался: «По отбору добровольцев в корпус поступило 240 заявлений, а было отобрано 57 человек, в том числе 30 металлургов… Лучшие работники предприятий подали заявления. Вот, например, электрик Н.-Шайтанского завода тов. Стрельников — хороший производственник, активный общественник, настоящий советский патриот. Он горел желанием пойти в танковый корпус, но сначала комиссия не зачислила его из-за того, что не подходила его военная специальность. Эта весть дошла до тов. Стрельникова, который в это время находился в Н.-Шайтанке. Он пешком прошел 36 км до Алапаевска и настоял перед комиссией о зачислении его в танковый корпус».

Встреча земляков в ноябре 1943 года на вручении корпусу гвардейских знамён. Фото из архива краеведческого клуба «Невья» Добровольцев, собравшихся в городе, надо было где-то разместить и обмундировать. Работники предприятий отремонтировали и оборудовали помещения нарами, столами, скамьями, вешалками, развесили в них лозунги, плакаты, портреты вождей. Шёл сбор всего самого необходимого каждому бойцу корпуса. В итоге все 57 добровольцев получили ватные брюки, фуфайки, нательное бельё, сапоги, шапки-ушанки, носки, портянки, рюкзаки, ремни, папиросы, портсигары, продукты питания.

Рабочие и, как тогда говорили, неорганизованное население приносили в воинскую часть не только вещи, но и деньги: из более чем 60 миллионов рублей, собранных по всей области, один миллион 70 тысяч — от алапаевцев.

Боевая учёба началась сразу по прибытии первых добровольцев, занятия проводились днём и ночью, длились по 12-16 часов. 1 мая приняли военную присягу. Труженики тыла вручили им свой наказ, в котором были такие слова: «Не забывайте: вы и ваши машины — это частица нас самих, это — наша кровь, наша старинная уральская слава, наш огненный гнев к врагу. Смело ведите стальную лавину танков…». 2 июня 1943 года свердловчане торжественно провожали земляков на фронт.

18 ноября частям и соединениям 10-го гвардейского танкового корпуса (это звание УДТК получил уже через три месяца боевых действий) в торжественной обстановке вручали гвардейские знамёна. На это торжество на фронт приехали делегации тружеников Урала. В составе свердловской делегации были три алапаевца.

Сегодня в Алапаевском районе в деревне Коптелово живёт только один из тех добровольцев — Игнатий Алексеевич Борисихин, 1918 года рождения. После войны алапаевцы также попадали служить в УДТК. Например, так повезло нынешнему председателю районного совета ветеранов Степану Павловичу Губину.

 

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments