25 декабря католическая церковь по всему миру празднует один из самых главных христианских праздников — Рождество Христово.
Почему возникло такое временное расхождение? Вся проблема в календарях, которые используют различные церкви. Католическая, например, живет по современному григорианскому календарю. В то время как православные церкви — по юлианскому календарю (что означает «по старому стилю»), где 25 декабря выпадает на 7 января. Есть, конечно, еще новоюлианский календарь, но он полностью совпадает со григорианским вплоть до 2800 года, поэтому его можно игнорировать.
Первые католики на Урале появились достаточно давно, примерно, четыре века назад. Это были поляки, которые сопровождали легендарного Ермака во время его похода на Сибирское ханство. Затем их количество только увеличивалось после подавления восстаний. Ссыльные отправлялись не только в Сибирь, но и на Урал. От своей религии отказываться они не собирались, поэтому логично предположить ее дальнейшее распространение уже среди русских.
История католицизма на Урале
Екатеринбург
В Екатеринбурге католический приход был основан в 1876 году. Через 8 лет был построен и освящен каменный храм во имя святой Анны. Однако, долго ему действовать не пришлось. Случилась революция, начались гонения на верующих. Храм оказался закрыт, а его последнего настоятеля расстреляли в 1937 году. Само здание использовали как библиотеку, детский сад, автовокзал. А в 60-х было решено снести здание.
Челябинск
Похожую историю пережил и Челябинский приход. В 1897 году католики подали прошение о предоставлении участка земли под церковь. Оно было утверждено и горожане получили деревянную часовню через год. В 1909 году рядом с ней началось строительство уже каменного здания. В 1914 году строительство завершилось и храм освятили во имя Непорочного Зачатия Девы Марии. Но советская власть не пожалела и его. Вначале были изъяты все ценности из него. Потом в 1929 году храм закрыли и приход распустили. Здание использовали как склад, затем в качестве общежития. Затем в 1932 году его взорвали.
Пермь
Первая католическая часовня в Перми была устроена в доме помещика Яковлева в 1837 году. Но, к сожалению, при пожаре 1842 года, уничтожившего большую часть Перми, сгорела и эта каплица. Новая волна ссыльных за участие в польских восстаниях увеличила католическую общину. Встал вопрос о постройке храма.
В 1864 году начались сборы пожертвований на строительство церковного здания. Строительство храма велось в 1873 — 1875 годах, по проекту Р.И. Карвовского. Торжественное освящение костела состоялось 15 августа 1875 года.
События октябрьской революции 1917 года прервали деятельность многих храмов различных религиозных конфессий. Бывший в то время в Перми настоятель храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии ксендз Франциск Будрис в 1937 году был расстрелян. Сам храм был закрыт в 1935 году, а здание передано под детский кинотеатр, а в 1936 году здесь был клуб глухонемых. С началом войны в здании устроили швейные мастерские. Начинается переоборудование костела: окна с цветными витражами были заложены кирпичами, с крыши убрали звонницу; внутреннее убранство помещения тоже было изменено. Верующие почти 45 лет были лишены храма.
Тюмень и Тобольск
На всю Тобольскую губернию, включающую территорию нынешних Тюменской, Омской, Курганской и части Свердловской областей, существовал лишь один небольшой деревянный храм в Тобольске, фундамент которого был заложен 5 июня 1847 года ссыльными участниками польского восстания 1830-1831 годов Морачевским, Петрашкевичем и Павшей.
Долгое время число ссыльных поляков в Тюмени было небольшим. Однако, община росла. По началу местные католики арендовали нижние этажи жилых зданий под свои нужды. Но так продолжаться долго не могло. Поэтому вскоре встал вопрос о строительстве храма.
В фондах Тюменского областного краеведческого музея хранится интересный документ, написанный на польском языке. Знатоки тюменской старины называют его «Закладной грамотой польского костела». Она гласит: «На память потомству – В день 12 июля 1903 г. произведена закладка в фундаменте этого здания в левом углу латинского документа, подтвержденным целебрантом и 4 ассистентами ксендза и 4 членами сбора (синдиками)».
Церкви Святого Иосифа Обручника повезло: в советское время храм, как и многие религиозные строения, использовался в качестве клуба красных директоров, спортзала, склада, студенческого клуба, «Дома ученых».
Курган
Первое официальное упоминание о существовании римско-католической общины в Кургане относится к 1900 году: на заседании Курганской городской думы 12 июля 1900 года рассматривалось прошение уполномоченного по постройке католического молитвенного дома Владислава Феофиловича Сокульского. Решение о продаже земли Курганской думой было принято, и после согласования с МВД и Тобольским губернатором в 1902 году вступило в силу.
Необходимость строительства церкви именно в этот момент возникла неслучайно: на границе XIX-XX веков через Курган прошла Сибирская железная дорога. Вновь прибывшие вызвали на новое место жительства свои семьи. И, если ранее курганские католики, ввиду своей малочисленности пользовались услугами местных православных церквей, то с увеличением общего количества верующих резко выросла необходимость в появлении и католического храма, и католического священника.
В 1902 году Курганский римско-католический храм был построен. Архитектура нового Зауральского храма была незамысловата – он был маленький, деревянный, лишь небольшой колоколенкой отдаленно напоминающий своих западноевропейских собратьев. Все христианские храмы посвящались какому-либо святому. Курганский храм получил название «Святой Божьей Матери Неустающей Помощи». К сожалению, здание храма было снесено в 1970-е годы.
Башкортостан
Источники утверждают, что католики в Башкирии появились еще в 1650 году. С 1772 года были уже первые католические священники, которые служили Мессы в Уфе и в Бирске. Разумеется, что до того, как был построен первый храм, службы проводились в собственных домах.
8 декабря 1862 году католики получили разрешение приспособить под богослужебные цели частный дом чиновника Осипова, где год спустя отец Янушкевич освятил деревянный престол. Часовня была посвящена Непорочному Зачатию Пресвятой Девы Марии.
А уже 14 сентября 1890 года был освящен деревянный храм во имя Воздвижения Честного Креста Господня. Он имел вид обычного деревянного дома, о назначении которого свидетельствовали лишь достаточно большие размеры и резные детали (карнизы, наличники, оформление крыльца, да ажурный крест на коньке крыши), чтобы никаким образом не выделяться из окружающей застройки.
Лишь в 1902 году получилось пристроить к фасаду высокую деревянную башню со шпилем, значительно украсившую храм. На католическом участке Ново-Ивановского кладбища в те же годы была сооружена часовня. Последний настоятель храма был расстрелян в уфимской тюрьме 16 декабря 1937 года. В том же году были арестованы и все члены приходского комитета. Девять месяцев храм бездействовал, а в 1938 году его закрыли окончательно. В течение нескольких лет в нем помещался детский сад, затем клуб Общества слепых. В середине 1970-х годов здание бывшего храма снесли. Еще раньше, в 1962 году, была уничтожена кладбищенская часовня.
Оренбург
К середине XIX века в Оренбурге из сосланных поляков образовалась довольно многочисленная колония. Но оренбургские католики находились в ужасном положении: они не имели своего священника, отсутствовало здание католической церкви, а исполнение их религиозных потребностей было возложено на златоустовского католического священника, приезжавшего в Оренбург один раз в год и освящавшего для богослужений частные дома.
Все изменилось, когда в 1833 году в Оренбург за причастность к восстанию 1830 года был сослан отец Кандид Зеленко – бывший префект Гродненской гимназии, иеромонах Доминиканского ордена. Получив официальное разрешение отец Кандид стал первым оренбургским католическим священником. В 1839 году в Оренбурге была устроена походная католическая церковь, первоначально помещавшаяся в арендованном доме, а после – в особо устроенном деревянном здании. С 1844 года начинается строительство каменного здания католической церкви. Строительство шло три года, и 16 ноября 1847 года костел был освящен.
Оренбургская католическая церковь Божьей Матери Лоретанской просуществовала до 1932 года. 10 января 1932 года Оренбургский горсовет закрыл храм, сославшись на отсутствие в нём прихожан. Сначала здание церкви срочным порядком было передано в аренду лётному училищу, а затем длительное время – до 1994 года — использовалось в качестве производственного помещения кожевенно-обувного объединения «Урал». Исчезли церковные реликвии, предназначенные для богослужения освящённые предметы, были уничтожены алтарь, дарохранительница, полностью изменён внешний и внутренний вид храма. Снесли башню с колокольней, корпус здания церкви был разделён на два этажа, высокие узкие окна переоборудованы, достроена административная часть. Здание храма превратилось в стандартное фабричное помещение. Но уцелел!
Католицизм на Урале в наши дни
Екатеринбург
В начале 90-х XX века произошло возрождение деятельности католической церкви. В 1996 году в Екатеринбурге началось строительство Храма Святой Анны, примерно на том же месте, где стояло прежнее здание. В сентябре 1996 года состоялось первое освящение храма-часовни, в 1997 году на башне был воздвигнут крест.
Затем три года длились работы по оформлению храма, и в 2000 году храм был освящён Апостольским администратором Западной Сибири епископом Иосифом Вертом. От старого храма сохранились только два предмета, ставшие теперь достопримечательностями церкви Святой Анны (Екатеринбург, ул. Гоголя 9) — икона, сюжетом которой стало искушение Иисуса фарисеями, и статуя Иисус Пылающее Сердце.
Челябинск
В Челябинске строительство началось раньше — в 1993 году. Но из-за финансовых трудностей постоянно останавливалось. Поэтому лишь в 1998 году здание церкви было достроено (Челябинск, ул. 50 лет ВЛКСМ 16-а), а 15 августа 1999 года новое здание храма Непорочного Зачатия было освящено.
Отдельные предметы церковной утвари остались от взорванного храма, они были спасены прихожанами, тайно хранились в семьях и были переданы в храм после освящения нового здания.
Пермь
Пермским католикам Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Пермь, ул. Пушкина 28) был возвращен в 1993 году. Богослужения в храме начались с 17 октября 1993 года (приняло участие всего около 30 человек).
10 мая 1994 года произошло событие, равное второму рождению костела. В этот день здание храма наконец было передано римско-католической религиозной общине церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Тюмень
В Тюмени Церковь Святого Иосифа Обручника (Тюмень, ул. Ленина 7) была возвращена католикам в 90-х годах XX века. После восстановления в 1993 году в храме регулярно проводятся богослужения. В 2004 году тюменская католическая община торжественно отмечала столетие храма.
Оренбург
Возрождение храма и Оренбургского римско-католического прихода (Оренбург, ул. 8 Марта 24) началось с 1993 года: с 27 июня 1993 года в Оренбурге была возобновлена деятельность католических священников. В 1994 году здание церкви, находившееся в катастрофическом состоянии, было официально возвращено католикам.
С лета 1994 года начались реставрационные работы. Литургия первоначально совершалась в примыкавшей к церкви административной пристройке, переоборудованной под часовню. На Пасху 1994 года была проведена первая месса в здании церкви, а с августа 1996 года Литургия постоянно совершается в храме.
В настоящее время полностью завершена внутренняя отделка храма и ведутся работы над его внешней реконструкцией. В 1997 году Оренбургской римско-католической церкви Божьей Матери Лоретанской исполнилось 150 лет. К этой дате было приурочено важное событие: произошло второе освящение восстановленной католической церкви.
Уфа
19 марта 2013 года в Уфе был освящен и открыт приходской дом и находящейся в нем часовни, посвящённой Святому Иосифу (г. Уфа, ул. Габдрахмана Кадырова, д. 18). Красивая деревянная статуя святого Иосифа, которую когда-то отец Иоганнес подарил отцу Иосифу Страпко, теперь находится в центре часовни. Идея посвятить эту часовню святому Иосифу появилась именно в Назарете, в начале епархиального паломничества.
Курган
Кургану не повезло. Хоть община и восстановилась (Курган, ул. Р. Зорге 15-90), а также у нее есть свой собственный постоянный священник, но о здании своего собственного храма остается пока только мечтать…
Источники информации:
- «Свет Евангелия»
- «Сибирская католическая газета»
- «Приход Божьей Матери НП в Кургане»
- Приходы европейской части России
- Редемптористы. Конгрегация Святейшего Искупителя
- Храм Святой Анны (Википедия)
- Церковь Святого Иосифа Обручника (Википедия)
- Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Челябинск (Википедия)
- Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Пермь (Википедия)