«Цирк – это единственное искусство, которое объединяет всю семью.

Цирк дарит детям сказку, а взрослых возвращает в детство».

Клоун Марчевский

«Он с детства каждому знаком» — в Екатеринбурге это точно про Анатолия Марчевского. Всех нас в детстве мамы и папы водили в цирк. Почти четыре десятилетия на манеже, двадцать лет во главе Екатеринбургского цирка! Анатолий Павлович – из тех редких деятелей, в душе которых художник органично сочетается с менеджером, под его руководством Екатеринбургский цирк стал и остается лучшим цирком России.

Любопытный факт: Анатолий Павлович Марчевский родился в городе Свердловске. Но! Ворошиловского района. Это небольшой городок на границе Украины и России — в 27 км от Краснодона и 120 км от Ростова. «Все в нашей жизни случай. Хотя случаи выстраиваются в определенную закономерность», — улыбается знаменитый клоун. Самая интересная часть жизни проходит у него в уральском Свердловске-Екатеринбурге.

«Мне очень рано пришлось стать самостоятельным, обеспечивать не только себя, но и маму. У нас был шахтерский город, и в 14 лет я пошел работать в шахту. У меня ведь сначала и в мыслях не было становиться артистом цирка, мы собирали приемники, и я думал об автодорожном или радиотехническом образовании».

Будущий циркач ходил в школу, тяжело работал, увлекался конструированием транзисторов, а еще… занимался в народном цирке. Анатолий Павлович добрыми словами вспоминает систему народного творчества, существовавшую в Советском Союзе: «У нас был замечательный Дворец культуры, где было много разных кружков и секций. Сейчас этого очень не хватает: ведь у каждого молодого человека есть период, когда он ищет себя в творчестве, пробует, пробует, пробует и далеко не сразу находит свое!» В цирке его способности проявились в полной мере! В 1966 г, в 18 лет, он был зачислен артистом в украинскую труппу «Цирк на сцене». Началась цирковая карьера Анатолия Павловича.

После окончания в 1970 г. с отличием государственного училища циркового и эстрадного искусства, Марчевский начал работать в системе государственных цирков. Акробатика, жонглирование и эквилибристика – без этих навыков не родился бы клоун-акробат Марчевский. Обучение в ГИТИСе по специальности «режиссура цирка» позволило ему ставить цирковые представления.

«Я довольно быстро понял, какая это чудесная профессия – приносить радость людям. Вы любите рассказывать анекдоты? Для чего вы это делаете? Вы получаете удовольствие, потому что заставили кого-то смеяться! Когда выходишь на сцену – ровно то-же самое. Я хочу сделать номер, удивить, насмешить – и это творческий процесс». Представления Марчевского всегда популярны, некоторые из них: например, «Золушка», «Бременские музыканты», «Приключения Карлсона в цирке» Российская государственная цирковая компания назвала лучшими в России.

«У клоуна в цирке серьезная задача: он должен не просто рассмешить, он должен снять у зрителей напряжение через смех. Отсюда знаменитый образ клоуна — философа и представление о клоунаде как своего рода социальном барометре: Цирк – это маленькое государство в государстве, отражение действительности. Какая жизнь – такие клоуны. Технически научиться можно чему угодно – у нас же медведи по канату ходят и на велосипеде катаются. Но важно другое: без философии в манеже будет пустота. Клоун это не массовик — затейник, у того задача просто развлечь: штаны упали – похохотали. В цирке же любой сценический жест, трюк становится художественным, если в его основе лежит глубокий философский смысл».

Анатолий Марчевский стал директором и художественным руководителем Екатеринбургского цирка в 1994 г. В самое трудное время – зарплату сотрудникам и за электричество платить было нечем! Анатолию Марчевскому не только удалось удержать цирк от развала, но и создавать новые представления, менять оборудование! Уже в 1995 г. рождается Фестиваль любительских цирковых коллективов «ЦИРК НАШЕГО ДЕТСТВА», в 1996 г. «кузница кадров» — детская студия «Арлекино». В 2008 году стартовал еще один отличный проект — Первый всемирный фестиваль клоунов, аналогов которому действительно нет во всей России.

Помимо творческой и административной деятельности Марчевский не забывает про общественную работу! В 2000 году он был избран депутатом Законодательного собрания Свердловской области, а с 2001 по 2005 год входил в Совет при Президенте РФ по культуре и искусству. Если бы не умение Марчевского работать в разных сферах с полной отдачей, вполне возможно, что следующие поколения целой страны уже бы не знали старого доброго цирка.

«Решение министерства культуры приватизировать цирки автоматически подразумевало их исчезновение. С точки зрения органов власти, здания должны приносить доход, а цирк может существовать и в формате шапито. Мы с юристами выступили с законодательной инициативой, Заксобрание Свердловской области ее поддержало, и мы отправили эти материалы во все 42 субъекта федерации, где есть цирки. И победили», — Анатолий Марчевский без особого пафоса рассказывает об этой истории, но нам-то понятно: благодаря Марчевскому и его друзьям в России сегодня существуют цирки!

«Творчеством нельзя заниматься время от времени — только круглые сутки. Екатеринбургский цирк – это бренд, и мы не можем себе позволить обмануть ожидания зрителей. Тем более что екатеринбургские зрители чуть-чуть избалованы – неслучайно город называют гастрольной столицей России».

Где Марчевский берет энергию на все начинания? «Когда у тебя все есть и ничего не надо – это плохо. На Урале многое определяется климатом – люди здесь выносливые, напористые, ответственные. Наша природа красива – и это дает людям глубокое понимание красоты и благородства, отсюда – много художников, поэтов, политиков и других творческих людей с активной жизненной позицией. Я родился не на Урале, но я рано ощутил цену собственного труда, поэтому, думаю, и не остался в Сочи на солнце, а оказался здесь – это моя атмосфера, мне здесь уютно». В директорском кабинете Анатолия Марчевского есть не слишком приметная дверь. За ней живут его друзья – огромная коллекция клоунов: стеклянных, оловянных, деревянных, самых разных. В стеклянных витринах и шкафах клоунов, на первый взгляд, несколько сотен: «Это где-то четверть всей коллекции, они всегда меня поддерживают, — Анатолий Павлович по-доброму улыбается.

А. Марчевский — Клоун, директор и художественный руководитель Екатеринбургского цирка. Обладатель приза Сержа Вебера, как лучший комический актер года (Париж, 1976). Удостоен высшей награды королевского цирка Бельгии — «Цирковой Оскар» (Брюссель, 1977). Отмечен специальным призом Сержа Тристана Реми (Монте-Карло, 1994). С 1994 г. — директор Екатеринбургского цирка. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (1994), орденом Почета (1998), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005). Заслуженный артист РСФСР (1980), Лауреат премии Ленинского комсомола (1981), Народный артист РСФСР (1988). Избран председателем Совета директоров цирковых предприятий компании «Росгосцирк». Директор, художественный руководитель Екатеринбургского государственного цирка. Депутат Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments