Участники клуба «Велокаменск» в сентябре 2014 года совершили поход на Таганай: зашли в гости к Трем Братьям, проведали Откликной гребень, и поднялись на вершину горы Круглица (самая высокая точка Таганая — 1178 метров над уровнем моря). Мы предлагаем вам отчет в виде пяти рассказов об этом судьбоносном походе. Поразительно, как по разному видит поход каждый его участник. А также действительно интересно, что их объединило во впечатлениях.
Приятного чтения!

Рассказывает Лена-Зима:

Поход для меня начался ещё утром 3-го сентября, когда я пришла на работу с рюкзаком… Коллеги тут же пошутили, что меня из дома выгнали… Вечером наш экипаж под предводительством, или просто водительством, Дизеля заехал за мной и, впихнув казалось бы невпихуемый рюк в салон машины, сделав предстартовое фото, мы благополучно двинулись в путь… Путь предстоял неблизкий, и я, как неавтомобилист, поняла только, что поедем мы через Карабаш, но никаких подорожных кошмарных видов не увидим по причине темноты… Во втором часу ночи прибыли в Златоуст. Присмотрели место, где поставить палатки. Таня наотрез отказалась выходить из машины, сказала, что будет спать прямо в ней… Мы поставили одну палатку, взялись за вторую, но неожиданно выяснилось, что поломались дуги, и мы, недолго думая, улеглись валетом втроём в одну двухместную. Утром нас разбудил вежливый голос «тук-тук-тук! покажитесь!». Оказывается, палатку мы поставили в неположенном месте, и парень-дежурный попросил срочно-срочно убраться, пока его начальство не приехало, и ему не попало. Мы в темпе свернулись, разбудили Танюшку, а Дизель поехал на вокзал встречать едущих поездом Егора, Аню и Андрюшу… После воссоединения всей группы поставили машину на стоянку, получили на руки маршрутный лист – «а это документ между прочим!» ;) — где было указано сколько нас, откуда мы и куда пойдём.

0_8e1af_2324736a_XL

Нам присвоили номер 7220 и сказали что можно уматывать на… по тропе… мы как раз и решили идти по верхней — под названием Пыхтун… И пошли… пыхтеть… вверх… по лесу… в гору… по камням и корням… Вот и первый приют на нашем маршруте – Белый ключ. Делаем небольшую остановку. Тут же набегают местные кошки и начинают клянчить… чего-нибудь. Туристы на приюте предупредили, что эти наглые шерстяные существа тырят всё подряд, у них уже упёрли хлеба полбулки, так что оставлять съестное в зоне досягаемости чревато оставанием без оного.

0_8dffd_c281db65_XL

После недолгого отдыха двигаемся дальше, следующая остановка у приюта Гремучий ключ, там запланирован полноценный обед. Сквозь деревья начинают проглядывать горы, идти становится тяжелее, но интереснее. Встречаем каменную реку… а раз река, то надо плавать — это с успехом демонстрирует Дизель, улёгшись среди камней и делая несколько энергичных взмахов руками. Вот и Гремучий. Набираем воды, достаём горелки, ставим котелки на огонь… На выходе с кордона каждый присаживается в Кресло желаний… А кто его знает, вдруг сбудется?

0_8e05c_e8386f31_XL

0_8e071_5de2467c_XL

Долго ли, коротко ли, допыхтели мы до Откликного. Егор тут же изобразил наглядно, почему Откликной получил такое имя — эхо там самое что ни на есть настоящее! Я такое вообще первый раз в жизни слышала! Наслушавшись Эха, двигаемся дальше, делаем по пути небольшую остановку на скалах для пофотографироваться. Виды с высоты открываются просто офигенные! Доходим до развилки приют Таганай-Круглица. Танюшка и Андрей не желают лезть на гору, а отправляются на Заячью поляну к месту нашей будущей ночёвки. Начинает накрапывать дождик.

0_8e088_c2f3a089_XL

Чем дальше в лес, тем толще партизаны Чем выше в гору, тем красивее виды сверху! Откликной повернулся другим боком. Капли попадают на объектив фотоаппарата, пытаюсь делать хоть какие то снимки… И вот она — вершина горы Круглица! — высшая точка Таганая! — 1178 метров над уровнем моря. Ураааа!!! Мы это сделали! Мы дошли! Мы взошли!!! И вот тут-то нас ждало неожиданное… мероприятие. Егор раздал всем воздушные шарики, заставил надуть. А куда деваться — старший велел! Надули. Стоим такие, ветром сдуваемые… с шариками. И ждём… Чего-то будет. Это жжжж Эти шарики неспроста!!! И тут Егор при всех нас, при свидетелях так сказать, делает Ане официальное предложения, просит отдать ему руку и сердце, своих, видимо, уже мало… В общем, просит Аню стать его женой… Вот так да!!! Может «Велокаменск» на свадьбе погуляет? Если Аня согласится, конечно. Полюбовавшись с высоты окрестностями, насколько позволяли облака и дождь, начинаем небезопасный спуск, камни стали сырыми и скользким, поэтому двигаемся осторожно…

0_8e0c4_b6d7ddcb_XL

0_8e0ce_6fd3c3a0_XL

Миновав большие камни, самый трудный участок, останавливаемся перекусить. Сосиски — весчь (даже запитые водой из речки)! На Заячьей поляне нас уже ждёт костёр. Разбиваем палатки и готовим ужин. Начинает клонить в сон, ухожу в палатку и практически сразу засыпаю. Спала крепко, было тепло и уютно. Птички поют, речка журчит… где то сквозь сон промелькнуло — дождик крапает… тихо-тихо стучит по палатке — убаюкивает…

0_8e0d9_42665fb6_XL

Утро второго дня не спешило приходить. И если бы не запах свежего кофе, приплывший со стороны костра, то утро ещё долго не настало бы… На траве и листьях прозрачным жемчугом сверкала роса, дровишки в костре потрескивали, горелка шумела, кипятя воду для утренней каши… Позавтракав, собираемся не торопясь прогуляться до Трёх Братьев, проведать двух уже известных нам, и найти наконец заплутавшего в стороне Третьего Брата. Дизель решает остаться в лагере охранять палатки, а главное — еду. Закидываем в рюкзак хлеб, сало, конфеты и воду, не забываем про дождевики и сухие носки, ну так, на всякий случай! Надеваем сапоги, у кого какие есть. Очень скоро добираемся до приюта Таганай, где нас встречают вездесущие голодные кошки. Вот уже и речка Киалим, мелкая зараза, но хоть ножки помочить — Зима я или где?

0_8e0f1_3a510282_XL

После вчерашнего дождика дорога сырая, сапоги разговаривают чав-чав и хлюп-хлюп. Прихлюпали к табличке Гео… какой-то там памятник природы Три Брата. Вот среди деревьев показался первый брат. Ползаем вокруг него, фотографируемся и офигеваем, кто тихо, кто громко. Это ж надо же такую махину природа создала!!! КАК?!? Камни как будто на станке обточены и выложены то хаотично, то как по линейке. Надолго зависаем в этих каменных джунглях, пока Егор не велит двигаться дальше. Отошли совсем немного и вот перед нами второй брат, ещё больше и эпичней первого. Опять ходим вокруг да около…

0_8e11c_312963c2_XL

0_8e116_3eacd2da_XL

Начинается дождь. Достаём дождевики, одеваемся… Смешные все такие! Топаем на поиски третьего брата. А он оказался совсем рядом. Немного Егор с Лехиным не дошли до него в прошлом году. Под скальным выступом устраиваемся на обед, благо каменный стол нашёлся тут же. Хлеб, сало и вода — наша лучшая еда!… Ну ещё там конфетки, ништяки разные… огурцы-помидоры… На свежем воздухе слупили всё! Да и пройдено к этому времени было уже немало. Дождь перестал, дождевики заняли место в рюкзаке. Солнце выглядывало… периодически… Обратно идём немного другой дорогой. Начала сказываться и брать своё усталость. На последнем привале присели в кружок… Окрестили эту полянку Велокаменской, потому что она походила на колесо… Неслабая такая радиалка у нас в этот день получилась, почти 20 км… а может даже и больше… 7 часов гуляли. Дизель нас уже заждался, дважды кипятил чай. Наскоро попив чайку стали готовить ужин. Хотели приготовить борщ. Потом насыпали туда макарон… много насыпали, уж очень есть хотелось, потом туда же в котелок пошла пюрешка… В итоге сварили – фикзнает что. Попадался даже горох. Но с чёрным хлебушком, да с чесночком, умяли варево за милую душу. Выплыла луна, большая, яркая, немного агрессивная. Посидели у костра… Постепенно стали расползаться по палаткам… Спааать…

0_8e16a_a9e75cc5_XL

И снова утро. Вылезать из тёплого спальника и выползать из палатки ну никак не хотелось, а надо! Надо сворачивать лагерь и собираться в обратный путь… И снова ароматный кофе помог взбодриться и придал сил. Каша на сгущёнке… Последние сжигаемые дрова… Было немного тоскливо от сознания того, что надо уезжать. А ведь столько всего не посмотрели… Собрали палатки, уложили рюкзаки, взвесили — кило на три-четыре полегчали, но всё равно, перспектива тащить на своих плечах, одно из которых выстегнулось и ныло, 10 с половиной кило весу – как-то не очень улыбала. Очень нелегко дался подъём от Заячьей поляны до развилки Приют-Круглица. Дорога совсем разсклизлась, откуда-то сверху на нас нападали облака, сырой пронизывающий ветер дул со всех сторон. Дошли до поляны перед Откликным… а его нет! Скрылся в тумане как ёжик с лошадкой. Доходим до подножья гребня, оставляем вещи, Танюшка и Дима остаются, не желая лезть вверх в туман. А остальные пятеро попёрли по стене. Аня по пути собирает камни. Куда ни глянь — кругом туман. Переговариваемся с Димой, оставшимся внизу, слышимость изумительная! Вскоре Аня прекращает подъём и остаётся ждать нас, решившихся на последний рывок к вершине. Но до вершины мы так и не добрались. Туман, камни скользкие, ветер… засели в расщелине, каких десяток метров всего недобрали… Жаль, конечно, но что делать! Значит, есть повод вернуться.

0_8e186_1c4f0430_XL

0_8e193_d1a9c682_XL

Фото с флагом и вниз. Лично я, по возможности, сползала на пятой точке, посему штаны мои очень быстро намокли от сырых камней. Ну когда же земля-то? Зовём Диму, ориентируемся на его голос, ибо не видно же ничегошеньки. И снова рюкзак на плечи. Левая рука не поднимается и почти не шевелится, плечо ноет со страшной силой. Как я вообще смогла карабкаться вверх? Сама не понимаю… Доходим до Гремучего, там варим обед. Немного отдохнув, продолжаем путь. Начинается ливень, вскоре вымокаем, не спасают даже надетые дождевики. Дорогу можно петь как песню: лужи, грязь, скользко, трудно, но, однако, навстречу попадаются идущие вверх люди. Все со всеми здороваются, это приятно радует и придаёт силы. На Белом ключе мне становится совсем лихо, плечо разнылось не по-детски, рука от боли практически не шевелилась… и если бы не две таблетки кеторола — не знаю, как бы я вообще дошла, да ещё парацетамол был кстати. Как потом оказалось, домой я-таки приехала с температурой. Дождь прекратился, но нам мокрым насквозь это было уже по барабану. Дошли до центральной усадьбы, в сувенирный ларёк опоздали на 20 минут. Дизель повёз паровозников на вокзал, мы тем временем переодеваемся в относительно сухие вещи из рюкзака. Дизель возвращается, грузимся и едем домой. К моему дому подъехали в три часа ночи, Дима помог мне затащить рюк на пятый этаж. Всё! Поход окончен! Всем спасибо!

Пойду ещё, если возьмёте… учту все ошибки и недочёты — обещаю! И таки да — надо уже, наконец, приобрести свой рюкзак и спальник… к будущему году… Ребята, ВелоКаменцы! Вы лучшие!!! Я вас всех очень люблю, не смотря ни на что!!!

https://fotki.yandex.ru/swf/slideshow?author=alenastryukowa&mode=album&effects=1&time=5&id=211509Рассказывает Андрей-Дизель:

Трекинговые палки — весчь! Но если руки к ним не приучены, то махать конечностями надоедает очень быстро. Но после пары часиков пешки, когда уже все технологии отработаны, мышцы размяты, лёгкие раскрыты и весь организм поймал рабочий ритм — шагается как по равнине, вот только снежная лапка с одной из палок дважды пыталась от меня сбежать в грязях, но Андрей и Юра оба раза её как-то находили… ещё удивило, что казалось бы самый маленький рюк в 50 литров весит больше чем у всех остальных, кроме Юры, конечно — на его рюкзаке безмен показал привычную бесконечность. Самый лёгкий рюк был у Тани, затем Зима и Аня, всё в пределах 12-15 кило, а у нас примерно в районе 21±2, т.е. вес от объёма совершенно не зависит.

Далее был обед на Гремучем ключе и снова переход. Периодически останавливаясь для привалов и фотосетов, шли до 12-го км, где, по классике триллерного жанра, было принято решение разделиться. Таня с Андреем отправились на Заячью поляну добывать огонь, а мы, побросав ношу в кусты, двинули на Круглицу, где стали вольными свидетелями предложения Ане Юриных руки, сердца и тайных мест, богатых брусникой.

Не желая передвигаться по куруму проторенной дорожкой, в обе стороны по Круглице я проделывал свой путь, по которому никто до меня не ходил, но на обратном пути меня как-то сильно унесло вправо на большие камни, где мне удалось-таки потерять флягу с водой, зато сам не потерялся.

Рассказывает Аня-Радуга:

Вообще, люблю ходить пешком… В этот раз оторвалась по полной! И теперь люблю ещё больше. Итак, вечер 3 сентября. Рюкзак собран, ребёнку даны последние ЦУ, время 22-00, путешествие в горы началось… с удаления косточек из поспевшей вдруг (!) вишни из сада Егора. До поезда 4 с лишним часа – успеем)). В начале второго ночи пришёл Андрей, упаковал к себе полтазика еды и мы не спеша двинули в сторону вокзала. Освещения на улицах в это время уже нет, идём в темноте, тепло, где-то в траве стрекочут последние кузнечики. Уже хорошо! Поезд нам попался интернациональный, сначала даже не поняла, что вот этот армянин в вытянутой футболке – и есть проводник. По всему вагону с полок торчат ноги – ну да, ночь ведь. Получили бельё и теперь с полок торчат ещё три пары ног. Хоть немного поспать… Утром встали, быстренько чаёк с пирожком и выгрузились в Златоусте, где сразу были подобраны Дизелем. Далее обязательная процедура регистрации, общее фото с кошками и входим в это дивное царство дикой (ну, почти) природы. Воздух – не надышаться! У первого указателя сворачиваем влево, на верхнюю тропу с будоражащим сознание названием «Пыхтун». И попыхтели вверх… А за спиной рюкзаки с немалым весом. Пытаюсь воспользоваться трекинговыми палками – мешают! Машешь руками – только провоцируешь организм на выработку излишнего тепла и устаешь быстрее. Присматриваюсь и к тем, кто с палками, и к тем, кто без оных. Пробую. В конце концов, прихожу к выводу, что мелкими шажочками и без палок мне идти проще. Но изредка всё же использую.

0_dd545_ec468dec_XL

0_dd54f_9bde24ce_XL

Переправились через речку Большая Тесьма, немного отдохнули и потопали дальше. Тесьма – как граница, за ней начинаются горы. А на приюте «Белый ключ» нас снова встретили кошки. Действовали по старой схеме: покрутились между ног, обнюхали всё и полезли в рюкзаки. Не осталась незамеченной иерархичность их отношений между собой, и даже некоторая конкуренция. Сделала на приюте несколько фотографий, бежит дядька со словами: «Что это вы здесь фотографируете?», «А для чего вам это нужно?», «Это частная территория!». Ах ты, думаю, частники все стали! Если спишь на рабочем месте, пиши буквы тогда, чтоб никто с фотоаппаратами не лез! Нда… если где-то (даже на Таганае) есть хоть самый малый денежный интерес – пиши пропало! Все, даже самые благие начинания, в конце концов, сводятся к товарно-денежным отношениям, пропадает романтизм, появляется потребительское отношение всех ко всем (и всему). Грустно…

0_dd574_a31b0f4a_XL

Долго ещё внутри всё кипит. Иду-перемалываю. Отпускает только к обеду. Обедаем у «Гремучего ключа» чем бог послал. А послал он гороховый суп с сухариками и чай с печенюшками. Слышу от Танюшки, что в ручьях люди находят какие-то кристаллы, но себе брать их нельзя (ага :) ), надо всё, что найдёшь, на выходе сдать. На территории Центральной усадьбы есть музей, где представлены образцы флоры, фауны, ну, и камни – тоже.

После обеда снова вверх… С нарастанием высоты воздух становится более влажным. А под ногами начинают попадаться авантюрины разной величины и интенсивности окраски. Ими же выложены кострища… Откликной гребень весь «сделан» из этих авантюринов. На Откликной не полезли, поглазели, покричали, послушали эхо и пробежали мимо. Название интересное… Говорят, назван он так потому, что если два человека – один у подножия, другой наверху – будут переговариваться, им не придётся громко кричать, они смогут разговаривать как если бы находились в двух шагах друг от друга… Проверим на обратном пути. А сегодня – Круглица.

0_dd584_b29b740e_XL

Доходим до развилки, прячем вещички и начинаем сначала спуск, потом подъём. Надо успевать залезть хоть до куда-нибудь, а то погода начала хмуриться, временами налетают холодные мелкие дождики. Но это только в радость – карабкаться вверх становится жарко. Лезем потихоньку, растительность заметно меняется. Ёлки, которые при входе, как мачты, уходили вершинами в небо, здесь, на высоте около 700-800 метров как-то скукожились, скрючились, на старых еловых ветках висят бороды лишайников. Ещё выше – ёлки уже стелются где-то под ногами, там же можжевельник, какая-то мелкая (арктическая :) ) малина и клюква – на камнях! Зато муравейники – как домА! Достигают среднего человеческого роста. Если какой-то и ниже — значит идёт стройка)).

0_dd593_a0fae589_XL

0_dd595_59c22109_XL

У подножия Круглицы огромные валуны. И как по ним идти? И дождик ещё. И скользко. Лезем. Идём по условной тропе, она размечена. И вообще, разметка через каждые несколько шагов. Здесь бывает очень облачно и туманно. Лезть-то лезем. Вверх легче. А вот спускаться как будем? По скользким валунам… Юра подгоняет: «Не отстаём, не отстаём! Откликной должен стать ниже, а он пока выше!» Значит, ещё не пришли… Невозможная красота вокруг!… Внизу, где-то среди ёлок затерялись скалы Три брата, позади Откликной, его начинает заволакивать облаками… Кажется, всё – вот оно, рядом, рукой подать. А идём и идём…

0_dd596_21a860ce_XL

0_dd59b_125feb31_XL

Добираемся, наконец, до вершины. Ветер сдувает! И здесь всех ждал сюрприз… и меня в том числе… Поскольку каждый уже по теме проехался, скажу коротко. Высота 1178 метров выше ватерлинии, наивысшая точка Таганая… Самое для романтики подходящее место. Свидетели сего – Андрей, Дима и Лена – чуть с Круглицы не упали… Слышали даже самые дальние таганайские ёлки… Мальчишки, ведите девчонок в горы и просите, просите руку, сердце… Среди этой красоты… Ибо где же ещё? И куда они с горы денутся!)

0_dd5a6_92448ac4_XL

Утром вставать не хотелось никому, всем спалось после вчерашней прогулки. Но надо. Три Брата заждались. На завтрак каша с курагой, изюмом и сгущёнкой… Мммм, вкуснота! И потопали. А идти порядка 20 км. Нашли полустёршуюся табличку «Геоморфологический памятник Три брата… бла-бла-бла». И среди прочего: «запрещено собирать минералы». Ага! Ещё внимательнее начинаешь под ноги смотреть, после такой-то надписи. Не нашли, правда, ничего. Просто не знаем, где и как искать. А то бы…

0_dd5af_e3eb1f59_XL

Три брата – это что-то потрясающее! Тонкие, как блины, каменные блоки плотно пригнаны друг к другу. Напоминает слоёные пироги. С одной стороны ровно срезаны, как ножом, с другой как оплавлены… И эти причудливые формы скал… Как такое возможно? Что это? Ледник тащил, тесал и выглаживал? Землетрясения?

0_dd5be_dd40ee65_XL

Вернулись вечером, нагуляли семь часов. На ужин — макароны в каком-то там соусе (а начиналось-то всё как борщ!). Пока было светло, прошла вдоль нашего ручья. Ручьёв здесь много, и вода в них настоящая, горная. Холодная, чистейшая – рукой зачерпывай и пей! А она мягкая, лёгкая, пьёшь её – как воздухом дышишь… Хоть вверх по течению иди, хоть вниз – ступеньки, порожки, зелень. И журчит, вечерами, усыпляет… Две вещи есть в мире, на которые можно смотреть бесконечно – огонь и бегущая вода…

0_dd5d3_58d96cb1_XL

Утро началось рано. Кофе, сладкая каша, и пора собираться в сторону дома… через Откликной. Поднимаемся до развилки и попадаем в облако. Метров через пять ёлки теряют привычные очертания, а ещё через десять — вовсе пропадают из виду. Вот тут и становится понятной частая разметка на тропах. Доходим до места, где ещё два дня назад был Откликной… Ну, ничего ж не видно! Но лезем. Кто за чем – я за авантюрином)). Он здесь ярче и чище, чем тот, что уже собран ниже – на тропах, в ручьях. На самую вершину лезть побоялась – в облаке мокро и скользко. Пока остальные лезут выше, успеваю набивать карманы. Еда съедена, рюкзак должен полегчать… А у меня он, кажется, стал тяжелее, чем был)).

0_dd5e8_85b420a0_XL

Всё. Программа минимум выполнена, пора домой. Идём в облаке, внутри дождя. А навстречу – люди, идущие вверх, в облака, в горы. И здороваются… Так здесь, в горах, принято. Считается, если человек здоровается, значит, ничего плохого в душе не таит – а лихие люди сюда и не ходят… Так не хочется уходить! Здесь всё живое, настоящее. Люди становятся сами собой, без поправок на квартиры, авто, должности и прочую шелуху… А когда рядом бегают с фотоаппаратами ещё шестеро ненормальных ошалевших от всей этой красоты единомышленников… Бессильны любые слова… Это так здорово!

Обедаем на том же Гремучем ключе. В ручье нашёлся кристаллик граната (когда дома всё было отмыто – оказалось, даже не один), а вы говорите, не выносить! Тропа от дождя раскисла так, что каждый шаг приходилось выверять, чтобы не шлёпнуться в грязь или не переломать ноги. Своим ногам доверяю, однако, больше, чем посторонним палкам.

0_dd5f1_eb910140_XL

Промокли. На ходу, между дождями, сушимся. В музей не успели, ну и ладно, оставим до следующего года. Разделяемся. Прощаемся. Падаем в машину к Дизелю и едем на вокзал, в тепле дожидаться поезда. Там переодеваемся в сухое, подъедаем, что осталось, пьём чай из вокзального буфета. До поезда — аж четыре часа. Спать решили не ложиться до Челябинска, там вокзал не смотрен, ножкой не топано… Но уснуть и после Челябинска не могла – этот анапский поезд несётся так, что наш хвост болтает, чуть с полки не падаешь.

Мы дома. А душа осталась на Таганае… Да на ботинках мелкая сверкающая пыль…

Ребята, вы лучшие! С вами было хорошо и надёжно! Встретимся в следующем году, там же)). Много чего ещё не видели.

https://fotki.yandex.ru/swf/slideshow?author=anna-raduga2013&mode=album&effects=1&time=5&id=451274Рассказывает Юра-Егор:

Под этот поход был взят кусок отпуска, аж 10 дней, можно, казалось бы, выбрать сухую погоду, но в итоге даты привязались к выходным товарищей, и уже не сдвинуть, и именно в эти три дня пришли дожди. До и после — сухо, а как нам идти в горы – так извольте тучки, а что делать в туче на высоте 1100? Поэтому план был таков: в первый день встаем на Гремучем, штурмуем до дождя Откликной и Круглицу, во второй день доходим до приюта Таганай и идем под дождем и грозой на Три Брата, это понизу и безопасно, а на третий – возвращаемся по верхней тропе и доштурмовываем все, что попадется в окошке облаков… И да, всё по верхней тропе, чтоб прочувствовать. Взяли троих перворазников – Зиму, Андрюшу и Аню, они калачи тертые, но смирные, таких и десятерых можно брать. С Аней и Андрюшей поехали на поезде, не в сидячем, как раньше ездили, а в плацкартном вагоне. Количество дешевых межобластных (сидячих) вагонов сокращено, поезд такой всего один, и приходит в Златоуст в пол-четвертого ночи. Поэтому с легким сердцем взяли плацкарт: и приедем в 9 утра, и выспимся на полке.

Закупались с Дизелем, поделили: тазик еды – им в машину, тазик – нам, в поезд. Дальше начался обычный предпоходный мандраж, больше суток… Наконец, Андрюша заходит, впихиваем ему почти весь таз, и вываливаемся в темноту ночных улиц. Проводник — армянин, повеяло советским союзом, вагон живет сам по себе, бардак и упор на торговле, на столике перед кипятильником – целый ларек: лапшичка б/п, печенюшки, чай-кофе — так и лежало свободно всю ночь. Челябинск был у нас в 5 утра, а мы ведь не в сидячих, мы ведь сладко спали, поэтому красивый челябинский вокзал оставили на обратный путь.

Утром врезали чаю, посмотрели на котловину Златоуста, да и десантировались прямо в лапы Дизелю. А проводник наш, армянин, стоя в дверях, что-то объяснял коллеге из соседнего вагона, монголу, и я уже полноценно почувствовал себя в прошлом, когда мочить братский народ никому и в голову не приходило.

0_b3b9c_7a2b5a00_XL

Мы зарегились до Трех Братьев. Стоянка машины – 60 р в сутки, а сколько придется платить на приютах – на базе почему-то не знают. Сфоткались и потопали. Первый привал сделали, перейдя Тесьму, вроде все идут нормально, кроме меня. Дочь угробила в Монголии мой рюк Хантер-100, и купила на распродаже Памир-100, Хантер сидел как влитой, а Памир, хоть и с латами – давит на поясницу и загривок немилосердно, иду и мучаюсь…

0_b3bad_3400adfb_XL

0_b3bbb_6bee754f_XL

До Гремучего быстро «допыхтели», а тут и хозяин навстречу: гоните по 30 рублей с человека, а у Откликного воды нету, да и если вам дальше надо – так идите сразу до Заячьей поляны… Ну, так-то верно, зачем нам возвращаться сюда на ночевку, если завтра опять вперед идти? Сил вроде много, да и по 30 рублей зачем платить. Решили двое суток простоять на Заячьей забесплатно. В прошлом году, кстати, платили по 10. Пообедали и погнали в гору. Родник у Откликного действовал, год-то сырой, наврал нам мужичок.

Откликной красииив, это дааа, и надо было нам его штурмовать всем вместе и свалить на Заячью, но мы оставили его на обратный путь, а на Круглицу Андрюша с Таней не пошли — уже устали. Дальше пошло всё галопом по Долине сказок, ибо вечерело и натягивало дождь. Надо как-то себя побороть и прекратить бегать там за-три-дня-на-все-вершины, а полазить основательно. Так и допрыгали до вершины Круглицы, и тут стало видно, что кругом туман и вечер, и не видно почти нифига. Под Метеостанцией чуть проглядывали завтрашние Три Брата, дорога, приют, все сквозь дымку…

На все про все у нас было минут 15. Надули шарики, приладили фотик, и устроили небольшой сюрприз, а что? Вершина Таганая – она как раз для таких романтических действ. Шарики мы сдули потом, не пустили их по ветру, чтоб не мусорить.

0_b3bd2_d23d8f70_XL

0_b3bd6_158a1653_XL

И тут заморосило, точно по прогнозу. Дизель ускакал вперед и потерялся. Здорово! Двое у нас где-то внизу, без горелки, но с топором. Теперь еще и Дизель пропал… Орали-орали, вроде вправо смещался… Попрыгал я за перегиб – точно, валит он вправо, капюшон натянул и ни черта не слышит, еле докричался, а у него в рюке сосиски, между прочим, сам-то пусть бы терялся, но сосиски! И бегом обратно на развилку. Подхватили барахлишко – и вниз!

На Заячьей стоит компания в две палатки, места вдоволь, наши жгут костер, и все бесплатно. Палатки поставили, суп сварили и завалились спать. Загривок и поясницу я надавил до синяков. Памир этот… нафиг манараговские распродажи… и Стасину монголию, укокошила мне хороший рюк… спать… спать… с одной стороны Аня, с другой – Андрюшка, журчит ручей, это Таганай, детка, Боже, как хорошо!

Утренний подъем решили немного отложить, нам ведь теперь не надо топать с Гремучего, мы всего в двух километрах от Киалимской дороги, у нас запас времени почти полдня, хоть и заработался он тяжело. Без дождя поели и двинули, оставив Дизеля на поляне. На приюте можно было бы и бросить стоянку без присмотра, а тут — не рискнули. Вот мы показываем, куда пойдем. А Дизель показывает, как он щас будет лицо давить))

Сапоги оказались у четверых, молодцы, послушались моего совета, а дорога-то так себе, как я и ожидал, лужа на луже. В ботинках можно, но в мокрых. Шли мы быстро, ибо налегке и без палок)) На приюте почти пустынно – под навесом всего одна компания. Мы перегладили всех кошек. К Братьям свернули, не доходя до Стрелки 800 метров – там где в прошлом году вышли. А сейчас все в обратную сторону — переправились через Малый Киалим, набрали желтой воды попить. Пихты и ели — стеной, муравейники — до плеч, это вам не берега Исети, тут всё необыкновенное, и воду можно пить просто так, из речки.

Три Брата я пофоткал уже более тщательно, в прошлом году больше шалел от вида скал, чем фоткал)) Добрался даже до дырки в блине)) Дошли до первого Брата и резко пошел дождь, все превратились в разноцветных гномов и отправились искать третьего Брата, которого мы пропустили в прошлом году, он стоит в стороне и выше.

Под дождем, по травище, нашли и эту скалу, да тут и пообедали, хоть какая-то крыша… Хотя у каждого Брата был неслабый такой навес – можно обедать у любого)) Напоролись грудинки – тут и солнце выглянуло, и вообще, жизнь хороша! Спустились к Стрелке. Вроде рукой подать уже до Метеостанции, но ведь это все вверх, а потом обратно сколько топать. Нет, от Заячьей поляны и Три Брата — уже на пределе разумной досягаемости.

Зима помыла ножки в Киалиме, а водоросли в нем такие же изумрудные, как на кордоне, но видно это, оказывается, только на солнце))

0_b3c96_f5d4368c_XL

0_b3c9a_c253b456_XL

Обходя по лесу лужи, наткнулись на остатки проводов старой ЛЭП, и довольно много их… Сколько раньше работы проделано было за два века, руками и лошадками… Эта дорога, Киалимский кордон, который раньше назывался печи, наверное, уголек жгли, леса тут порубили немало, потом ЛЭП в тайге… Работящие же были предки!

Обратно пришли совсем без ног, потопай-ка 20 с лишним км в резине… Сразу чаю, и варим супешник, да накидали сперва макарон, а потом вспомнили про пюрешку. Так и получился борщ, с макаронами, и ложка почти стоит)) Ну, нормально, слопали всё до капли, на свежем-то воздухе))

Ночью где-то по макушкам сосен дул ветер, брызнул дождик. Утром шумело сильно, но поверху, не понять, в какую сторону. И сыро — вроде дует, но не сохнет ничего. Так и упаковали всё мокрое. Спина моя за вчера отдохнула от подвески памира, я ее отрегулировал и рюк стал сидеть на 5 с минусом. Не все так плохо с манарагой и ее распродажами, привыкну и к памиру))

Пошли вверх, обратно в Долину сказок. На половине подъема вошли в облако. Поднялись в долину – и всё стало понятно. Сумасшедший ветер с запада гонит толстую тучу, треплет елки в долине и нас теперь треплет, тожеж. Потому он и скользил-пролетал по макушкам ночью, что мы на подветренном склоне были. А то бы устроил нам ночь…

Откликного, понятно, не видать, группа пенсионеров собирается штурмовать его – и ага, дороги-то не знают! И как им объяснить, что обломалися они? Попугали их, надеясь, что не полезут. А сами зашли опять с восточной стороны, хоть до куда-то попробуем подняться, вдруг откроется окошко. Нашли тропу, в какой-то момент Аня сдалась, а мы вчетвером залезли на площадку перед вершиной, метров 15 осталось, почти безветренно за скалой, дальше надо уже на пузе, а видно, что ветер выше дует ураганный…

Толстая облачность… У вершины чуть посветлело, но небо вообще не проглядывалось. Сфоткались с флагом и пошли вниз. Зато набрали неплохих камушков авантюрина, как же Откликной блестит ими когда на солнце! Много народу попалось на спуске: в выходные все идут вверх, а там – такая туча… На Гремучем снова в темпе сварили супешник, моросит дождик. Только тронулись – и тут полилоооось, сильный дождь! Вот это жэ – так жэ… Спасибо хоть, что не снег. До Белого полоскало, и даже ниже. А мы – в ботинках, да знать бы, что тут такое будет… эх! А сапоги упакованы… Дальше сняли дождевики, и от Тесьмы пытались просушиться теплом ходьбы. Наполовину все просохло, кроме башмаков.

0_b3cf3_40a916e4_XL

0_b3cf4_441fcdd1_XL

Дизель довез нас до вокзала, дождик снова принялся моросить, но мы были уже в тепле, с куском колбасы, хлебом и вкусняшками… Взяли по два чаю в буфете, а потом Андрюша заправил у них литровую кружку сразу, и мы обпились чаю с бутерами, переоделись в сухое и блаженствовали три часа до поезда. А за окном всё лил дождь, и температура падала к нулю – наверное, несладко там, на Гремучем сейчас.

В вагоне Аню не хотели селить, потом разобрались, а мы, все равно, не легли до Челябинска, чтобы не проспать, и пошли гулять по красивейшему вокзалу, с ночной подсветкой, потопали ножкой, погукали под куполом, запуская эхо. К сожалению, не работали фонтаны, и шарик без воды не крутился – глубокая же ночь. Так что поспали от Челябинска чуть больше часа.

0_b3cfe_18957da4_XL

Было всё весело и душевно. А дома Зима сделала всем медали, и вручила их на итоговом собрании, в бане у моржей.

А что мы не увидели – увидим на следующий год. Двухглавая, Откликной, Монблан и далее, оставайтесь с нами))

Все фотографии и красоты доступны в альбоме и на Яндекс.Диске.

Рассказывает Дима:

…Андрей уехал встречать группу «зеленых верблюдов» ехавших поездом. Мы ждем, а кошки нам помогают облегчать рюкзаки. Дело в том, что у местных усатых «налажено производство». Пока одна отвлекает публику — другая пытается рыться в сумках, рюкзаках. Колбасу всё же удалось отстоять!!!

И вот, мы уже в пути. Сил много, но они быстро заканчиваются, а затем также быстро восстанавливаются на мелких привалах. В голове крутятся конечные цели, возможность достижения которых заключается в слаженной работе всей команды. Собственно, сами задуманные цели — это покорение гор, а каких — по ходу разберемся и чтобы осуществить всё задуманное, нужно идти, соблюдая некоторый темп. И у нас всё это в конечном итоге получилось отработать «по максимуму». Нигде не задержались и дошли до нужных мест вовремя, но обо всём по порядку.

На самом же деле, для меня, сама цель покорения горы не являлась основной. Здесь, в национальном парке, в этом уникальном уголке Урала ты словно оказываешься в другой реальности. Городские законы в этом месте не работают. Отношения человека ко всему окружающему меняется, преображаются сами люди и становятся настоящими. К примеру, врать кому-то или что-то доказывать просто не имеет смысла. Убираются все лишние из твоей жизни вещи как материальные, так и… (трудно подобрать точное определение) уходят, что ли, какие-то психологические моменты. Остаёшься только ты со своими мыслями, которые упорядочиваются в твоей голове, раскладываются по полочкам, приходят в равновесие/норму на таком свежем воздухе. Остается потрясающая природа вокруг тебя, которой любоваться можно бесконечно. А твои товарищи не дадут тебе одичать и заскучать, в случае чего. Словом, твой разум обретает гармонию с окружающим миром.

0_12831d_47a2c1d1_XL

0_12830e_570f9e7d_XL

Конечно, всё в мире относительно и для кого-то подобные вылазки — не более чем прогулка перед сном (имею ввиду настоящих спортсменов, профессионалов в своём деле, туристов и других личностей).

Тем не менее, вершина достигнута. Фотографируемся, созерцаем окрестности, любуемся.

0_128343_516000ac_XL

Оказывается, всё это время до и во время восхождения один из участников похода холил и лелеял в своей голове план, который может в один миг круто изменить две и более жизней на этой планете. Так вот, на самой вершине Круглицы карты были раскрыты. В присутствии нескольких свидетелей нашим Егором было сделано предложение руки и сердца прекрасной девушке Анне. ДА-ДА!!! Вот такие замечательные, восхитительные ситуации случаются в жизни. И это здорово, что мы стали участниками сего действа!!!

0_12835d_f6613da0_XL

0_12836c_87426cd0_XL

И снова тропинка, снова тяжелые рюкзаки. Общая физическая усталость дает о себе знать. Успеваем дойти до стоянки, разбить лагерь и вот уже стемнело, ужинаем.

Татьяна у костра, погруженная в свои мысли, согревается горячим чаем

Очнулся. Светло. На меня все смотрят, а в руках у меня горячая кружка кофе. УррАА! Память снова записывает лучшие моменты моей жизни.

Егор вновь варит вкусную вкусняшку, за что ему отдельное спасибо :)
Сегодня мы идём к Трём Братьям
Идём, идём... и сейчас идём
Идём, идём… и сейчас идём
Не все до нас смогли преодолеть этот путь

…и вот, наконец, заветные места найдены. Эти скалы просто умопомрачительны. Не перестаю удивляться фантазии матушки природы. Боже, какая красота!!!

По прибытии в разбитый днем ранее лагерь приводим силы в порядок путём поедания блюда из макарон под названием «борщ». Впрочем, было вкусно :)

Сидим, наслаждаемся костром и необъятной луной, какой не каждый день увидишь… Когда все уже улеглись, решил побаловаться с настройками фотоаппарата и результат не заставил себя долго ждать.

0_128484_fae7e9fc_XL

На следующее утро осталось лишь собраться и проделать путь домой, что и было осуществлено.

0_12848e_2c452285_XL

Правда, без небольших приключений мы обойтись не могли. На Откликной гребень налетел туман, и видимость была не из лучших. Поэтому я решил покараулить вещи у основания горы. Танюша также не пошла, и мы остались наедине. А что делают вместе два туриста разных полов, оставшись наедине в лесу в тумане? Да, да! Вы всё правильно подумали! Вот именно поэтому пришедшая часом позже группа не смогла найти булочки, печеньки и другие исчезнувшие продукты из их рюкзаков… Но да ничего, ещё две палки колбасы были в запасе. Их мы тронуть не посмели, так как сами себе бы этого потом не простили)

После еды мы замерзли и стали бегать, прыгать… дурачиться, в общем.

0_128499_8aeb9122_XL

Потом я захотел сделать несколько снимков и в нахлынувшей горячке отошёл от лагеря на некоторое расстояние. Попрыгал по валунам… Вдруг, где-то совсем близко, знакомый голос произнес, что мол «мы спускаемся». Я подумал, что группа вот сейчас выйдет из тумана. Но этот эффект был обманчивым. Оказывается, эти слова были произнесены почти на вершине горы. Вот так дааа! Чудеса акустики!

0_12849e_8d01bce6_XL

Затем вернулся… как я думал, вернулся. Но не тут-то было :) Чёрт возьми! Я заблудился!!! Спасите, помогите! Главное, не паниковать! АААААААААА!!!

В общем, что бы найти НАС в этом тумане мне потребовалось минут 10-15. И только спустя ещё минут 20 наша группа выпала из тумана.

0_1284a4_8bce1c9b_XL

А в конце нас застал дождь. Причем, когда я говорю дождь, то это значит, что это был действительно дождЪ, а не моросящий легкий ветер (именно с твердым знаком в конце слова). В общем, немного промокли, но страшного ничего не произошло, так как это был конец нашего путешествия. И вот, мы снова у входа в парк. Уставшие, голодные, но довольные собой настоящие туристы.

Спасибо товарищи за отличную компанию! Рад был провести эти дни с вами!!! До новых встреч!!!
Альбом с фотографиями доступен по этой ссылке.