Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Башкирия 2013. Все включено.
(Чайники в горах - 2). Финал

   Начало приключения

 

   8 день. 5 мая. Калейдоскоп.

 

   Еле встали, после бани-то, но так и запланировали, что уж... Сегодня в планах – доехать до Юмагузинского водохранилища, а то и до Нугуша. Но там грунтовки между селами, только бы не было дождя... Иначе придется киселя хлебать в объезд, километров 30-40 лишних. Еле раскачались, к 12 выехали, тепло попрощавшись с персоналом. Погнали по грейдеру колонной. Сносный такой грейдер, 25 легко держалось. Ветер попутный. И далее, до самого Мелеуза, в это трудно поверить, ветер все время был попутный, хоть и ездили мы во всех направлениях.

   Не успели и устать - прямо раз! – и Мраково. Заехали с юга, застряли в промтоварах – нужен клей (чинить тапок Ияза) и шлем - Андрюше. Шлем нашелся только детский, аляповатый и стремный, но впереди нас ждал самый трудный участок пути, там без шлема – как в городе без трусов. Андрюша принарядился, стал настоящий гонщег и прославил местный веломагазин.

   Нашли Магнит, и тут решили пообедать быстро и всухомятку, раз полдня проотдыхали. Каждый берет, что хочет! Ура! Это было весьма рискованное решение, конечно. (Ах, да! Здесь-то я заходил в магазин!) Каждый набрал полную корзину вкуснятины, дорвались, как с голодного края, не знаем куда столько и рассовать. Колбаса, молочка, фрукты... Кое-как распихали и поехали на север - искать место скушать все это. Километрах в двух от Мраково съехали налево в лесополосу и вывалили все на стол – хоть будет ясно, кого и с чего будет плющить потом. Мы с Людой оторвались по молочке, Дима – по колбасе и морской капусте, Сэм рекламировал заварные с вареной сгухой, Серега наворотил бутеры из всего сразу, Андрей метал все подряд. Прибрали за собой и покатили. Нелишне отметить, что дежурные всегда возили общий мусор до урны или до костра. Т.е. после нас оставалось только залитое костровище или вообще ничего. Ни фантика, ни упаковок – нигде и никогда, принципиально. Велокаменский обычай, впрочем.

   Грейдер, сёла, справа живописные холмы, мягкие качели, метров по 30-40, но с полным брюхом молочки и такие подъемы – весьма нелегки. Объелись, и каждый мучается, но со своего. Нет, ребята, уж лучше варить попроще и общее. Решили, что это был первый и последний раз – такой перекус. После Тюлюбаево грейдер сворачивает налево и дает здоровенный крюк, но нам – прямо, по грунтовке, только бы без дождя... Иначе сядем там. Тучки ходят. Грунт с низинками, снова кто как проскакивает.

   Мряушлинкий, снова грейдер, но весьма паршивенький, длинный тягун, зато красивый вид сверху. Между прочим, мы уже в Национальном парке "Башкирия". Красота и чистота поражают. Впереди - спуск к Нижнебиккузино, справа от дороги огромное озеро, еще правее – гряда, она так и тянется почти от Мраково, на ней по картам много дорожек и, наверное, есть, где встать, но как же она высока! Впереди холмы, и где-то там в кустах – река Белая-Агидель, какая даль, Боже, какая даль!!! Вот это ощущение: бесконечной, уже! - усталости, бесконечности, еще! - пути на сегодня, неоглядного пространства на десятки километров вокруг... и ты во всем этом растворяешься, плавишься, приемлешь этот чистый ветер, и начинающийся дождь, и все, что на сегодня будет ниспослано еще... Это неповторимо, это не купить, не высказать... разве только спеть, ночью у костра.

   Полетели вниз. Скорость на грейдерах завораживает, обманчивая гладкость, с кучей ловушек, идем под 50, между ямами, по колеям и гребням, за такой кайф прощаешь дороге потение на подъемах. Внизу рассмотрели это озеро – огромнейшая лужа с ровными столбами ЛЭП. В голове щелкает – ёпрст! и по классу напряжения и числу цепей делается вывод, что там не просто плотина, а ГЭС. Вот это номер, как же я это упустил! Вот тебе и сусанин, ведь это важный факт! Да нас вообще по гребню плотины не пропустят. А как тогда перейти Белую?

   По озеру плавают живые прямо лебеди! Товарищи прикалываются над моей форумской аватаркой. А Дима их даже сфоткал поближе, в его альбоме много, чего я своим шириком и не увидел. Дальше – хороший асфальт, но также и поздний вечер, и побрызгивающий дождь. Нужно срочно искать ночевку. Тучей носится мошкара, прямо в рот, наверное, с той лужи. Вот и попробуй встань тут – сожрут ведь. Подкатываем к подножью гряды, высота метров 100. За ней – Юмагузинское водохранилище, слева холм, на котором была отмечена чужая ночевка. Какие дали!!! Вот, просто пасутся коровы – цветные бусинки на зеленом, смотришь – завораживает, огромные открытые пространства, все как бы рядом, но не достать, нет сил. Даже нет сил пройти чуть выше до оформленного родника. 200 метров пройти, на 10 метров выше – и не можем. Не подняться нам и по дороге на этот гребень и не заглянуть за него. И мошка здесь. Надо собраться и двигать вперед. Едем к Нугушу!

 

 

   Через 500 метров открылась плотина, точно - это ГЭС. Стела, подстанция, машзал, колючка, посты – мдя-а-а-а, красота! Вода кипит, половодье. Нашли мост и помчались по правому берегу. Снова грейдер. Серега крутит свои шипы, я успеваю полазить-пофоткать.

 

 

   За поворотом – поселочек Серять, за ним – начинается асфальт, слева тянется речушка, так же, Серять называется, дорога пересекла ее – вроде чистая водичка, и мы сваливаем влево вниз, по опушке, по полю, метров на 500 от дороги. Вода, дрова, все есть, встаем! Дежурим с Димой, все бегом, капризная горелка, костер, палатка уже в потемках, вроде все успели, дождь удачно где-то задержался. Сэм варит кисель, священнодействуя деревянной мешалкой на бензиновой горелке – не каждому дано. Как и Серега – когда варил рис. Это вам не дома, суметь не сжечь тонкостенный анодированный люминь кастрюли и сварить такую крупу! Да на бензине! А пригоревшее, понятно, товарищи на голову наденут.

   Мы так-то не забыли, что сегодня Пасха Христова и в Мраково купили упаковку яичек. Край мусульманский, ни тебе красителей, ни куличей, ничего вообще не напоминает о празднике. Везти яйца доверили Семену, как семейному человеку. Уж не знаю, как он, летая по кочкам быстрее всех, их не побил. Сварили за ужином весь десяток. Ночью пришла гроза, сверкала, гремела, дула, но мы, наученные той еще, первой, всегда прибивали палатки на все оттяжки и спали без задних ног.

   Трек от ночевки перед Мраково – и далее, единый до Мелеуза.

   Фотки за этот день доступны по этой ссылке - чистые после бани, ноги Андрюши в пластмассовых и еще целых сапогах, дороги, холмы, ГЭС, всё в тучах, солнце было только утром.

   Лучше параллельно смотреть с Димиными фотками - он больше успевал, хоть и отставал.

 

   Андрей:

 

   В результате вчерашней бани дежурные проспали подъем. Завтрак сварили позже. Все спали хорошо. Вышло солнце, стало тепло. Решили одеться по-летнему, в шорты и футболки. Пока собирались, мимо проехал клуб «Уральские тропы». Видно у них четкий график, да и в дороге они всего 3 дня и в баню не ходили. Выдвинулись на Мраково, при выезде из парка заправились водой и прикупили сувениров. Мраково оказалось приличным таким селом с большими разнообразными магазинами и своей автошколой. На главной улице был небольшой магазин с различным крепежом и другими товарами (andpey прикупил хомутиков и гаечек для багажника), а напротив его оказался магазин Драйв (по вывеске похож на магазин велозапчастей, по воскресеньям не работает). Закупились в Магните и поехали по направлению к Нугушскому водохранилищу, из поселка пришлось прилично покрутить в горку (1,5-2 км). Отъехав от Мраково пяток километров, свернули в поле пообедать. День стоял солнечный, было тепло, но чувствовалось, что не на Урале находимся. Солнце пекло сильнее (за несколько солнечных дней руки загорели даже в полных перчатках). На реке Белая построена плотина с гидроэлектростанцией. У подножья сделана смотровая площадка с монументом. Также можно заехать на гору справа от плотины на смотровую площадку (ведет туда довольно длинная горка ~ 2-3 км.). На саму плотину не пускают, все подъездные пути находятся под охраной. Поглазели, пофоткались на фоне ГЭС и поехали искать место для ночлега.

   За день проехали 72 км – наш рекорд в этом походе.

 

   9 день. 6 мая. Лукоморье.

 

 

   - Тебя как, сразу прикончить, или желаешь помучиться?

   Сухов: - Лучше конечно помучиться.

 

   Встали с Димой рано – мы дежурные, опять в 6-20, впереди трудный день. Как-то доехать бы сегодня до Куперли, и обратно бы успеть... По вчерашнему прогнозу в ночь на завтра – дождь, гроза. Но метеостанции – одна в Мелеузе, другая в Стерлитамаке, а мы-то посередине, а циклон рваный, может и мимо пронести. Прогноз не уточнить, связи нет, хотя мы в 3-х километрах от Нугуша. Как у них тут слабовато все развито, на бескрайних просторах... Коневодство одно.

   Просушились на солнышке, пока завтракали - намазали цепи, вылезли обратно на асфальт и покатили. Правильно, что вчера встали там, дальше приличней ничего и не было: тягун, потом бешеный длинный спуск. Водохранилище закрыто деревьями, вида никакого и нет.

   Поплутали по двум! улицам Нугуша. Закупились в магазине. Примечательного в поселке – только пожарная часть. Она большая, покрашенная, открыты огромные ворота. Рядом стоит большая красная машина, открыт большой ее капот, там ходят люди – это вся замеченная в поселке жизнь. В конце улицы виден въезд на плотину с будкой, шлагбаумом и колючкой. Прохожий порадовал, что через плотину нас пустят... а может и нет. Вот здорово! А объезд – километров 10 по горам. Едем по улице полные решимости прорываться. Но нас пропускают, предупредив, чтоб на гребне не останавливались. Приходится вертеть головой и фоткать на ходу.

   Затворы, сброс, катера на подставках, зеркало воды – и дорога сваливается с гребня влево. Ну, едем вниз, тоже мелькают еще озерца, развлекательное что-то, снова мост, ага! Это второй сброс, подстанция, машзал – это тоже ГЭС! Нет, ну они молодцы, что используют энергию своих горных рек. Это я не молодец, что прозевал при подготовке маршрута - аж две ГЭС.

   Залетели на правый берег, идем поверху. Отличный асфальт, ветер попутный, еле тащимся 15 км/час, что-то высматривая, не понимаю, тут бы лететь на всех парах. Каждые 200-500 метров – база отдыха, берег плотно застроен. Серега пытается пристроить наше барахло на сутки, чтоб сгонять до Куперли налегке. Ага, щаз, кто-то из сторожей рискнет своим теплым местом и возьмет вещи или даже нас на ночлег... Не те времена, его товарищи же и сдадут. Тычемся в базы, а время идет. Кончается асфальт. Нас посылают еще дальше, к базе «Робинзон». Дима ругается, не нравится ему название. Начинается глинистый грейдер. Отвлекшись, падаю на месте, на левое колено, сильно ушиб о камни, бочина в глине. Едем и месим глину. Мощный подъем и длинный спуск. Не берут нас нигде, включая и в Робинзоне. Час точно потеряли. Робинзоновский сторож говорит, что проезжали на Куперлю вчера, на УАЗиках и джипах, это нас немного радует. Набрали воды в ручье у базы и встали обедать на площадке со столами, на берегу залива. По карте это устье речушки, дорога должна ее пересечь... что нас там ждет? Кругом запретительные таблички, низзя без пропусков... бла-бла-бла. Кто нам, в такой дыре, мог бы выдать пропуск? Для кого эти таблички, что тут делается летом?

   Варим, думу думаем, времени 15-00, тепло, почти парит. Вот и напарит грозу-то, ёшкин же кот!

 

 

 

   Двинулись, база Лукоморье... Это была последняя база, дальше спуск и брод, который мы всяко пытались преодолеть, чтоб не замочиться. Андрей с Димой давно были в сапогах, я все терпел и не переобувался, у остальных сапог и вовсе не было. С ходу проскочил только Серега, трое так или иначе вымокли, ну и двое в сапогах. А потом пришла она, будем говорить прямо – жопа, большая, образцовая и всеобъемлющая, в виде глинистого пологого подъема. Колеса заблокировало сразу. Глина с дубовыми листьями. После очистки они не делали и пол-оборота. Метров сто мы тащили их вверх. Наконец, на развилке я просто сдох. Я противник поносинга, я бы бросил барахло в лесу и рванул бы пешком, до Куперли осталось всего 15 км. Впереди наверняка полно глины и неведомой глубины Урюк, велосипед во всем этом - явно лишний. Туда-обратно значит 30 км, ночью гроза, времени сейчас 15-30, до темноты 6,5 часов, можно успеть сбегать, и если бы не потеряли час на этих базах - было бы еще проще. Но это был бы мой риск, я знаю свои пешие способности. Сэм заметил, что подобный вариант, для шестерых, закончится ночевкой без крыши, да еще и под дождем. Серега был за то, чтоб тащить все вперед. Хороший вариант: плюнуть и повернуть назад – почему-то не рассматривал никто, даже в голову не приходило - точно, больные люди собрались. Конечно, с палатками и горелками нам пофиг, гроза там или камнепад, мы как улитка со своим домиком доползем, вот только когда? Решили ползти.

   Ну, метров через 50 и колеса стали вращаться, а потом мы даже почти поехали, до следующего брода. Потом огромная луговина, полная как губка воды, это мы уже научились проплывать, никогда бы не поверил, что груженый вел на такое способен. Приметили в начале луговины уютную стояночку.

 

 

 

 

 

   Впереди открылись горы и устье Урюка. Неслабое такое устье, какая же тогда будет сама речка?! Но до нее еще пилить и пилить, через холм. Снова броды, мы уже все мокрые и грязные, каждый нападался на промоинах не по разу, потом долгий подъем, ноги скользят, это было что-то. Как это выдержала Люда – я не знаю. Потом крутой, длинный, твердый спуск. Дикая скорость, повороты оооооооо, промоины, нависающие деревья! Я прошел первым, следом Андрей, глаза горят: классно-классно!!! Потом Семен... Так зачетно! Надеемся, что обратно поедем другой дорогой, в такой подъем, наверно, не залезть.

 

 

 

 

 

   Едем долиной Урюка против течения, а он где-то рядом, скорей бы открылся, чтоб увидеть, узнать, что не зря все это. Снова броды, падения. Избушка с нарами и печью, но крыша худая - нет, это нам не укрытие. Иногда попадается одинокий след велосипедиста, а почему след один? А если он не вернулся? Броды, обходы, броды...

   И вот Урюк, ух, какой он интересный! Метров 50 быстрого течения, потом островок и спокойная протока метров 30.

   Сэм раздевается и идет в разведку. Глубина – по мокрые плавки, сильное течение, на дне крупные, с голову-две, валуны, вода ледяная, аж жгет – тают снежники. Ниже – как бы мельче, видны буруны, но брод явно здесь. Решаем нести отдельно велы, потом баулы. Развьючиваемся. Выясняется, что двое не взяли лямки. Правильно, это ж лишняя деталь дискаверевских штанов, зачем нам лямки. Вот теперь придется носить вперед баулы и назад лямки – делать лишние ходки. Эхъ!

   Начинаем переправляться. Как сносит-то, е-мае!!! Сэм орет сквозь грохот: не поднимать вел, пусть парусит по поверхности! Ну да, пусть парусит, лишь бы втулки и каретку не заливало. Потом уже не думаешь про втулки, устоять бы, порой шагу шагнуть не можешь, тут в плавки не наложить бы, какие втулки! Сильнейший ветер порывами свищет против течения, скидывает со шлема очки, они улетают и, погружаясь, плывут ко мне, я их ловлю и цепляю на шлем. Сэм просто офигел от такой наглости. Вода аж кипит от ветра.

   Дошел до островка, вылил из сапог, надо передохнуть, начал фоткать. Все отвлеклись, а Андрей лезет в воду с велом на плече! Упрямец. Сразу смыло. Один секунд – и он уже метров на 20 ниже, по шею в воде, с рюкзаком конечно, и молчит... Сэм начинает орать: Вставай!!! Андрей не слышит, грохот, ветер сносит крик. Сэм хватает Диму за плечи, и они черепашкой идут к Андрюхе, страшно и разнообразно матерясь при этом. На 20 матюков одно нормальное слово - ВСТАААТЬ!!! Дыр-дыр-дыр! Андрей встает. Спасатели доползают, отбирают вел, и так же, за плечи, переводят Андрея на островок. Потом перетаскиваем все через протоку, оцепляем лямки и тащим остальное. На холостом переходе меня аж подкашивает, сел по горло. Холодно, ветер. Хорошо хоть температура почти 20, явно к грозе парит. Полтора часа переправлялись.

 

 

 

 

 

   Навьючиваем баулы на велы, впереди проглядывается крутой подъем. Времени уж скоро восемь, до цели еще примерно 6 км, всех колотит, ноги ледяные, щаааас согреемся. Пошли вверх – колеса снова забило, понимаем, что выше опять отпустит, но такая крутизнаааа! Мы подумали, что помрем на этом подъеме. Я не знаю, как мы вылезли, 180 метров по вертикали, по колено в глине. Вылезли, а по навигатору до цели - снова 6 км, по горизонтали мы и не приблизились. Потом снова почему-то вверх. Оказалось, я изолинии неправильно понял, еще 70 метров по вертикали, местами едем, падаем, снова приложился на левый бок, но мягко, в жижу. Следов джипов нету, значит, они повернули от брода назад. На дороге лежат дубы, обходим. Потом пошло чуть вниз вроде. Снова луговина, по навигатору до водопада меньше 500 метров, даже слышен шум, но не пойдешь же напрямую по бурелому. Снова брод – это, наверное, Куперля, на том берегу какие-то таблички. Сэм бежит в разведку и машет: сюда! Пилим еще метров 300 и вот – поляна со столом, времени 21-30, сейчас стемнеет. Ура! Мы до куда-то добрались!

 

 

 

   Это сфоткано уже завтра днем, с солнышком.. А сегодня, поздним вечером с тучами, таблички едва читались, но зато подтверждали, что выдуманный, чисто из головы, трек – все же оказался верным, и вся эта эпопея будет не только забавной, но и результативной!

   Бегом-бегом развернулись, я даже постирался, тапки и штаны с рубахой – все было в толстом слое шиколада. Только поели – пошел дождь, но нам уж оставалось только спать, уж дальше будь, что будет.

 

   Фотки дня доступны по этой ссылке - водохранилище, броды грязище, Андрей-пряник после спуска, переправа, спасработы, жуткий подъем, порванный сапог Андрея.

   Дальнейший подъем, спуск и поиски стоянки в надвигающихся сумерках - выпали из сознания и из жизни, поэтому фоток вечера нету. Это неповторимо, никогда и никем, в такое мощное половодье, такой поздней весны, и на велосипедах! Кроме нас, шестерых безумцев из ВелоКаменска.

 

   Андрей:

 

   Ночью видимо был дождь, т.к. все было влажное, но спать было жарко. На ночлег мы остановились в закутке у леса перед большим лугом. В лесочке хорошо так разлился родник, что без резиновых сапог нечего делать. Начали собираться, Andpey обнаружил в своем ботинке мышь, мышь серая! Так же обнаружилось, что она отгрызла часть шнурка и погрызла край ботинка (а не будет оставлять их на улице). Еще у Люды на кружку заполз слизняк. Большой похожий на улитку тока без панциря. Все им полюбовались, сфотографировали и продолжили собираться в дорогу. Еще сняли пару клещей.

   Доехали до развилки и повернули направо в поселок Нугуш. Поселок небольшой, но разрастается, стоит на берегу Нугушского водохранилища. Также сделана плотина, охрана стоит с обеих сторон. Проехали без проблем, полюбовались гаванью. Летом устраивают прогулки на теплоходе (сейчас все катера подняты на берег). Дальше вдоль берега расположились турбазы (все были закрыты, кроме Газпромовской, сидят одни сторожа). Чем дальше заезжали, тем дорога становилась ужасней, вот и кончился асфальт, пошел грязный грейдер, базы попадаются реже. Вот и вообще дикая база, ни собак, ни сторожей, значит последняя. Стоят столы и скамейки, решили на ней и пообедать.

   На дороге попалась змейка (черная с желтыми пятнами) и пробежал заяц. Лес нас встретил трассой для вездеходных машин. Грязи выше щиколотки. Лучше резиновых сапог только высокие резиновые сапоги! Проехали по такому лесу примерно 3 км: катили велы в горку, преодолели 2 широких ручья и грязь начала забиваться под крылья. Это не лес - это какое-то болото. Все ручьи текут в водохранилище! Выбрались на большой широкий берег в виде большого луга. Но отдых нам тока снится, почти везде стоит вода, преодолели 3 или 4 широких ручья. Опять дорога нас завела в лес, опять грязь, опять в горку. И вот, преодолев такие сложности, мы выехали к реке Урюк.

   Брод оказался выше колена. Все дно в гальке, местами в большой, поток воды быстрый. С водой в сапогах трудно переходить - тяжелеют (надо либо высоченные сапоги, либо не большие шлепки/ботинки плотно облегающие ноги). Ширина брода 20-30 шагов, затем небольшая мель и еще 15-20 шагов. Переходя брод с велом, Andpey споткнулся/оступился и его протащило 20-25 шагов. К нему на выручку пришли Sam и Groom. Переведя дух и маленько успокоившись на мели, он сам перешел дальше, там поток воды был медленнее. Видимо из-за теплой погоды после купания некто даже носом не шмыгал. А дальше нас ждал снова лес и еще более крутая горка с грязью. Затем пересекли луг и заехали еще в один лесок. И вот, наконец, выехали на большой заболоченный луг, стали слышны отголоски водопада. По GPS оставалось 800-1000 м. Решили двигаться дальше по накатанной дороге, нашли хорошую поляну, где и разбили лагерь. Поляна видно давно обжита местными экскурсоводами и автоэкстрималами (стоит сколоченный стол и обложенное кирпичом костровище). На столе ножом вырезано «Я люблю Буку».

   Итого за день: 36 км

 

   10 день. 7 мая. Куперля.

 

   Перефразируем, если водопад шумит – значит, он существует. Это, собственно - и все, что у нас было вчера. А большего нам и не надо. Перед дождем нам успел спеть соловей, как и было обещано на табличке. Темнота, шум воды, мы в такой глуши, в такой дырище, отрезанные половодьем...

   Поливало всю ночь. И утром – тоже. Подъем! Завтрак! – это дежурный Серега, сквозь шум дождя. Нам и дождь уже по-барабану. Завтракаем и собираемся искать водопад. Дождевик на плечах опять промок, я засунул под него медузу, надел ее как воротник. Пошли вверх, Дима вроде бегал где-то там, выше, с фотоаппаратом. Каменистая дорога вывела на край скалы, но Димы нет, странно...

 

 

   Каньон Нугуша... Обалденно!

   Андрюша выпячивает губу: и вот за этим видом ему надо было столько претерпеть?! Это же, как у нас, на Исети! Нууу, может оно и так, но это только подчеркивает красоту Исети в Каменском районе.

   Внизу – стоянка водников, два ката и пять палаток. Вправо - расширяющиеся бастионы над Куперлей. Офигеваем. Сумрачно, продолжается дождик, зелени мало, бурое все, даже береза еще нормально не распустилась – и вот, сквозь эту хмарь, такая фантастическая картина. Тропинка ведет по краю – идем, здесь же туристский маршрут, она не зря протоптана. Спуск к речке. И вот он - карстовый мост. Сто раз офигиваем! Речка грохочет. Непонятно, как от такой малюсенькой клизматической речушки может быть столько шума. Она разгоняется по камням и улетает в дыру моста - склоны, что ли так усиливают звук...

 

 

 

   Пытаюсь пролезть в малую дырку – скользко, мешает дождевик, сорвусь. Полез в большую, зачем – не знаю, просто фоткать, чуть не навернулся. Бааа! Да тут еще два каскада, метра по четыре. Шумит зачетно!

 

   

 

   Зову товарищей, все ползут по скале, ну да не мне им помогать – у скалолазегов опыта в тысячу раз больше моего. Вот он водопад, во всей красе! Один каскад через мост, а потом эти два, и все это валится с грохотом... и превращается опять в ручей среди берез. Оооо! И бастионы, с двух сторон. А Андрей не стал спускаться, не видел он, что ли водопадов. А вот и не видел ты, Андрей, водопада!

 

 

   Налазились, нашли свежие следы сапог – наверное, водники вчера побывали. Пришли назад – а там Дима сидит, брошенный, а идти один – не рискнул. Поменял я объектив, снял «полюбившийся» всем ширик, и поставил, наконец, нормальный, и пошел еще разик, с Димой, не мог же он не увидеть такого чуда. Пролезли все по второму разу.

   Варим обед и размышляем, как теперь выбираться нам? Вчера после переправы Андрей сказал, что ЭТОЙ дорогой он назад не пойдет. И верно, еще раз в эту реку? Не-не-не! И в то, что было до реки! И после реки! Что угодно, только не это! Да и по плану у нас был выход севернее, большим крюком через Чубарбию и Пищетару. Стали считать по карте броды и горы. По вчерашней дороге, назад – это напрямую, один Урюк, куча ручьев и 4 горы. А если вперед – это здоровенный крюк, 5 речек и 9 гор, ну и ручьев несчетно. Нет, Андрюша, идем мы назад, снова в Урюк и в тот подъем, который был зачетным спуском. Андрей попробовал заклеить сапог скотчем - хватило ненадолго, до Урюка.

   Все это происходит под варку шурпы. Как такое можно сварить в походе – знает только Ияз. Получается нечто ядреное, острое, жирное и сытное, и не пригорело. Как раз нам на сегодняшний рывок до вечера. В моем бауле обнаружилась мышь, с трудом ее выгнали, в 100-литровом есть, где спрятаться. Грум оставил визитку на столе, под поленом, да, психи были здесь!

   Выступили после обеда. Воды набрали в, замеченном еще вчера на лугу, роднике, хотя и куперлинскую некипяченую попробовали – тоже можно пить. После дождя дорога осталась прежней – такая же грязь, тут до лета наверно ничего не меняется. Но едем, длинный тягун, потом вниз... И вот – резко вниз, сброс почти 200 метров. Последняя стометровка – опять в глине, с полной блокировкой колес. Уровень в Урюке меньше вчерашнего, сантиметров на пять. Холодно, но зато нет ветра, и ярко светит солнце. Весело форсируем, вдвое быстрее, никто не упал, и не замерзли, только ноги ледяные.

 

 

 

   Броды, падения, Серега валится в лужу, намочил вещи. Ужасный подъем, который вчерашний спуск, ноги сто раз согрелись, только на ништяках и вылезли, наверху минут пять слова вымолвить не могли. Это мы-то! Трудно представить... Молча метали орехи и конфеты. Потом глина вниз, броды, длинный луг, на край его, где приметили вчера стоянку - вылезти из грязи, за Лукоморье, сегодня у нас все равно не получится. Брызжет дождь, потом радуга! Вдруг остро захотелось домой. Проспект, солнце, мороженки... Если бы завтра мы пошли на Мелеуз – то уже послезавтра были бы дома. А если Сергей упрямо поведет нас на Уфу – то... Господи, как не охота пилить на Уфу, даже по асфальту! Нет-нет, брысь, расслабуха, если надо доедем и до Уфы.

 

 

 

   Развернулись. Большой берег, гладь водохранилища, дубы, закат, все такое бескрайнее, и все это – только нам, шестерым... эх, Башкирия!!!!!

   Вчера Дима обнаружил дырку в моей спине – натер хребет заплечником. Потом я снова забыл о ней, не болит, не до нее. Сэм ругается, что запустил. Достает свою медицину и герметизирует мою спину.

 

   Фотки дня доступны по этой ссылке.

 

   Андрей:

 

   Проснулись, и опять идет дождь. Так не охота вставать, но дежурный завет на завтрак. Надели дождевики и пошли за стол. Потом стало веселее, дождик закончился и потеплело. Собрались на водопад, ради него сюда и приехали. Дорожку долго искать не пришлось, она хорошо была натоптана от самой поляны. Как позже выяснилось, сюда приезжают конные экскурсии. Дорожка вывела нас на гору с большой поляной. С нее открывался красивый вид на сопки и реку Нугуш. Внизу увидели лагерь водников, они только вставали на завтрак. Затем прошли чуть дальше и увидели отвесную скалу, а вдоль нее течет ручей Куперля. Она начинается где-то за лугом (по которому вчера проехали). Чем ниже спускался ручей - тем его скорость увеличивалась. Спустились по дорожке и увидели Карстовые ворота, через которые и течет Куперля. Сразу после них образовался водопад, а в 10 метров от него еще один, побольше. Егор, Ияз, Sam и Люда спустились посмотреть, Andpey не полез, а Groom отсутствовал по уважительной причине. Когда все вернулись в лагерь - Егор специально сводил Groom-a посмотреть на это чудо природы. Пока они ходили, сварили обед и начали потихоньку собираться. Просмотрев ВСЕ свои карты, решили возвращаться, как приехали, другой путь долог и тернист (не менее 5 бродов). Да и погода начала налаживаться. По уже знакомому пути выдвинулись в обратном направлении. У самого брода, у большинства опять забило грязью заднее колесо, так что оно просто не крутилось. Погода как будто ждала нас, тучки/облака разбежались, и выглянуло солнце. Брод прошли связками без происшествий. Так же нормально добрались до водохранилища.

   За день проехали 16 км.

 

   11 день. 8 мая. Из грязи – в князи.

 

 

 

   Солнечное утро и завтрак. Нет, Сэм не левитирует над костром, он сидит на здоровенной коряге.

   Перешли ручей и вошли в позавчерашнюю липкость. Колеса сразу заблокировало. Разглядел, наконец, где набивается под задним крылом. Почистишь, где надо, и продвигаешься не по полметра, а по сто! Затем последний, тот, лукоморский брод. С Куперли – я все в сапогах, берегу постиранные тапки. Знал бы, что тут такое – и позавчера, с конца асфальта, ехал бы в сапогах. Потеря мощности без контактов – процентов 10, всего-то, зато два дня были бы сухие ноги и целые тапки. От базы «Романтика» начался грейдер, потом вылезли и на асфальт, почистили велы, попросили воды на базе, для обеда, и полетели к плотине искать стоянку. Так и спустились к сбросному каналу внизу ГЭС – больше встать негде.

   Сварили обед, помыли и смазали велы. Главное, решили, куда едем дальше - на Мелеуз! Лично меня, даже этот наш «лайтовый» вариант, начал уже утомлять, хочется домой. И Серегино решение как нельзя кстати. Да и найдено уже все, ну, поедем мы до Уфы, понятно, что доедем, но зачем? Просто намотать километраж?

   Без баула стало видно, что багажник я таки помял - с левой стороны вмяло все три стойки, а они были выпуклые, значит, эти падения на левый бок не прошли бесследно, а всего-то левая педаль чуть туже застегивалась, ну и левая нога вообще тормознутее. Думал-думал, прижали вел к земле, и я вытянул все три стойки обратно, по одной.

   Опять, как в прошлом году, до упора заправили горелки, и у Грума осталось литр бензина, значит, сожгли 6,5 литров, из них пол-литра точно ушло на промывки горелок. Бензин, как выяснилось, был старый, а присадки, говорит Серега, портятся и коксуют горелки. Может и так. Но Галоша по-любому надежней в такой автономке.

   Тронулись. Домой! Привет охране плотины! Пошло в гору. На выезде из пустого Нугуша, над поселком, на пустой заправке! – стоит что? Ну конечно, большая красная пожарная машина! Да, это нугушский фетиш какой-то, пожарная тема. Вышли на трассу, асфальт, тягун. Люда приезжает наверх с проколом того же, заднего колеса. Заменились и помчались вниз. Пригнулся я низко, скорость перевалила за 55, из кармана рубахи вылетел смарт... Люда оттормозилась и отогнала от него два джипа, пронеслись в сторонке. Только покоцало его об асфальт и крышка отлетела, а он не выключился даже, вот нокия как делает.

 

 

 

 

 

   До Мелеуза – сильный ветер справа, хорошо, что не поехали на север – он был бы встречным. Встали в коробку по двое, парами меняясь. Стела – это перед выездом на трассу Мелеуз-Салават, посвящена объединению семи, вроде, башкирских родов. Ежик на обочине – он сбитый был, дохлый совсем.

   Мелеузовский асфальт – это НЕЧТО, в ужасных выбоинах, как и в прошлом году, ужасные дороги. Знакомый вокзал, красивый и большой... И всего один поезд, через день! и ежедневная электричка, которую не показывает Яндекс, знающий, казалось бы каждую лошадь, куда-либо едущую. Предлагают 6 мест от Уфы в одном! вагоне, но завтра вечером. Ну и ладно, зато вместе, и билеты на 9 мая за полцены, а за сутки до Уфы как-нибудь доберемся, электрон будет завтра утром. Итак, у нас целых 12 часов в Мелеузе.

 

 

 

   Решили для начала поужинать, и прямо с велами вернулись на площадь в уличную кафешку «Русь». Столы разделены плетеными стенками. Соседи – выпившие мужики, сквозь плетень докапываются до нас. Навьюченные велы, заросшие грязные рожи – наверно, мы странно смотримся. Мы отшучиваемся, не желая конфликтовать. Ждем заказа. Приходит сосед с бутылкой: ребята, от нашего стола и т.д... Мягко, но наотрез отказываемся: мы за рулем, на самом деле нам еще ночь на вокзале предстоит кантоваться, и расслабляться рано. Дальше ждем. Снова приходит тот же мужик, тащит пакет: ребята, раз вы не пьете, от нашего стола! Блииин, вот жеж Россия! Вот это настоящий мужик! Две бутылки минералки, две банки сгухи и банка кофе растворимого. А у нас как раз Сэмов кофе кончился, да и просто воду нам на ночь надо. А мы думали это просто пьяный базар. Сергеем зовут, спасибо вам, Серега и сотоварищи!!! Мы им взамен визитку Велкамовскую дали.

   Официантка Галина несет нам соляночку и пельмени, красивая женщина, очень... и ее напарница – тоже, делает нам замечание за неснятые во время еды шлемы, ага одичали. Налопались, и всего рублей по 300 с носу. Хорошая кафешка, а женщины... ваще!

   Выползаем из-за столов – снова Сергей, поговорили, оказался тоже электриком, мастер из сетей, 5-я группа, бла-бла-бла, электрический профессиональный разговор, за жизнь, за детей, за семью и хозяйство. Правильный такой Сергей.

 

 

 

   Покатили обратно на пустой вокзал, не торопясь упаковали велы. Нашли розетку и втихаря за ночь зарядили фотик и телефон. Сэм улегся на строительных лесах – там наверху теплее, я – на коврик на полу, остальные кемарили в креслах.

 

   Фотки дня доступны по этой ссылке.

 

   Андрей:

 

   Проснулись, на улице дождь, решили встать попозже. Пока варили завтрак, дождь прекратился, остались тока тучи. Собрались в дорогу, сегодня предстояло проехать через лес с грязью. Проехали его на удивление быстро, без особых приключений и вышли на асфальт. АСФАЛЬТ!!! Уже почти перед выездом на асфальт ветер дул в спину да так, что нагруженный вел катил со скоростью 20-25 км/ч. Переодели обувь с сапог на контакты (кто не переодевал почистили забившиеся контакты) и гнали до самого водохранилища, ХОРОШО!!! На нем же устроили обед и помывку велов. Своим присутствием привлекли охрану водохранилища, но все обошлось нормально. Пообедав, обсудили дальнейший маршрут, все дороги ведут в Мелеуз (остальные шибко длинные по 2-3 дня пути). Собрались и выдвинулись. Опять плотина, но как же красиво смотрится гавань, летом тут наверно очень красиво! На строительном вагончике весит реклама конных поездок на ручей Куперля. Проехав поселок, повернули на дорогу в сторону Мелеуза и вот опять пришлось крутить в горку (как потом оказалась в последнюю). Люда поднялась с вопросом: «Почему у меня не катит вел?» Оказалось, пробила заднее колесо, меняем - и в путь. Дорога асфальт, катиться хорошо, за стока дней дорог с грязью, все решили оторваться по полной и устроили скоростной заезд. Проехав так на пределе 5-10 км, остановились подождать всех и перевести дух. Дальше решено было катить группой 2х3 и как назло дорога повернула против ветра. Так докатили до перекрестка Мелеуз (14 км) – Уфа (220 км), единогласно МЕЛЕУЗ!!! Докатили хорошо, но чувствуется трасса, автомобилей стало больше, а на въезде в Мелеуз так вообще весит знак «Работают БЕЛАЗЫ». Городок не большой, но есть своя велошкола. На вокзале купили билеты на поезд Уфа – Каменск-Уральский, до Уфы решили добираться на дизельном поезде (Мелеуз – Стерлитамак – Уфа). Поужинали у вокзала в летнем кафе (да-да уже вовсю работают). К кафе подъехали на велосипедах, у всех сидящих легкий шок, начали приставать с расспросами: откуда-куда путь держим? Заказали: салат, суп солянка, пельменей, чай и хлеб (другого не было), хотели еще шашлыка взять, но передумали. Группа мужчин за соседним столике так хотели нас угостить, что один из них (по имени Сергей) преподнес нам презент: 2 бутылки местной минералки, 2 банки сгущенки и банку кофе (а на меньшее мы не согласны)! Еще малость пообщавшись, мы укатили на вокзал ночевать. Странный вокзал: поезд раз в сутки проходит (может реже), дизельный поезд только по нечетным дням, а вокзал огромный в мраморе.

   За день проехали 58 км.

 

   12 день. 9 мая. Сказочке – конец.

 

   Утром, конечно, мы выглядели неважно, привыкли к режиму, а тут такая ночь. Вытащили все на перрон, только бы как-то сесть. Дорога электрифицирована только от Стерлитамака, и неизвестно, что это сейчас придет. Говорят: дизель на 2,5 вагона, и бывает пересадка в Стерлитамаке на нормальную электричку, а вчера часть пути пассажиров везли на автобусах – у них там ремонтные окна. Боже мой, всего два пассажирских поезда, идущих через день, за ночь прошел всего один товарняк – и у них еще ремонтные окна! Но сегодня 9 мая и вроде должны везти прямо до Уфы, но никто не знает – скажут в Стерлитамаке. Билеты тоже не продают – только в самой электричке. Только бы без пересадки!!!

 

 

 

   Подходит красивенький дизель – ващеее, такая красотень! Стоянка 1 минуту, нам хватает, затрамбовались, заняв часть сидений в начале вагона, и еще пару велов приткнули в середине. Удобные сиденья – три с одной стороны, два с другой, туалет с умывальником, как в самолете, прорезиненные межвагонные переходы. Эх, нам бы кипяточку еще, но нету. Все это стоит 256 рублей до Уфы, плюс 37 – за велик. Сколько ни троллили кассиршу – она оказалась устойчивой, 80-й левел, пришлось платить и за велик. Зато до самой Уфы, а это 5 часов! - никто не курил. Чистые, приятно пахнущие вагоны. Башкиры вот могут так, потому что женщины и дети едут – а их там любят и берегут.

   5 часов до Уфы, невыспавшимися, оооо! После Салавата справа посмотрели шиханы, но солнце било с востока в глаза, плохо видно. В Стерлитамаке объявили, что пересадки не будет, тут же набилось народу, как селедки, потом часа за полтора рассосались - дачники.

   В Уфу мы приехали в час дня. Затащились на вокзал, мимо стойки администратора. Тут же тетки в униформе набросились на нас – куда?! Оплачивайте багаж! Мы в ответ: читайте правила! И ведь не отстают, почти за рукава хватают, чисто цыгане! Да что же это за народ на РЖД работает? Ведь каждый проводник цепляется: оплачивайте багаж. Ни один не сказал: добро пожаловать, да, молодцы, все у вас упаковано согласно правилам, грузите на 3 полки. И эти тетки... скучно им наверно. Трое на стойке стоят, а делать им и нечего. Потом отстали.

   Кофе-е-е, в автомате, молотый! Оооо! 7 часов до поезда. Серега вызвался остаться с вещами – он видел Уфу в прошлом году, а мы побежали гулять. На трамвайчике, потом пешочком, парк, музыка, День Победы – все, как у Ияза с Дизелем в прошлом году было. А я тогда три часа запертый в вагоне с барахлом просидел, зато ехали без пересадок.

 

 

   Прямо боимся идти в толпу, отвыкли, нам лучше покушать бы. Ресторан «Елки-палки»... Ну давайте хоть сюда. Неслабые цены, но зато и порции вдвое больше вчерашних. Очень уютно. Не знаю, что про нас думал официант Максим: может, что пятеро бомжей, наверно, наедятся и не заплатят. В общем, мы оторвались, я аж на тыщу, большие порции, вот это жизнь! Максим еще подсказал нам, куда сходить – к памятнику Салавату. Долго шли, но оно того стоило, очень красивый берег Белой, фонтан и памятник.

 

 

 

   Народ гуляет, праздник, мы набрали сувениров, нафоткались. Потом опять долго шли, купили Сереге всякой еды, почти в семь вернулись, все тапки стоптали. Рассмотрели сам уфимский вокзал – просто инженерное чудо, между горой и Белой - аккуратно вписано здание, пути, котельная, снаружи компактное, а внутри просторное. За час до поезда успели погуглить инфу про Салавата – настолько впечатлили нас фонтан и памятник, к своему стыду школьные знания повыветрились. Ну да, эпичный мужчина, воин, поэт, певец... сколько лет прошло, а харизма так и прет, душа народа.

 

   Фотки дня доступны по этой ссылке.

 

   В 20-30 поезд, Адлер-Тагил, вагоны обычные, какое счастье! Через 10 минут! все лежало на 3-х полках. В этот раз я сбросил давление в камерах и открутил обе педали, мой вел стал площе, да и все упаковали коней компактней, запихнулось все влет. Ужинать и спаааать. С первым-то получилось, а со вторым – у кого как. Сначала провели лекции о велосипедном туризме, с показом фоток и раздачей визиток, в двух разных купе - народ был настолько офигевший, что требовал историй. Потом я вспомнил про спину, и Сэм снова герметизировал мне дырку. Ну а потом пришли из ресторана вахтовики, пьют с Адлера уже трое суток, едут с Сочинских олимпийских строек. Т.е. велосипедистам - можно голову морочить про оплату багажа, а мешающих всем алкашей – не трогают, вахтовики всем выгодны. Шарашились они до четырех ночи, или утра. Меня спасал только Пинк Флойд – я же в Мелеузе ночью зарядил все пять аккумуляторов телефона. Так и не уснул вообще, зато прослушал все концерты.

   В 6 утра сбегали с Людой поцокать по куполом в Челябинске, не собирались, но так получилось, что оба не спали.

   Утром вахтовики искали свой телефон, так и не нашли, потом они решили выходить в Каменске, им оказывается без разницы, в Тагиле или в Каменске. Весь вагон на ушах из-за них. Мы забили выход вещами. На перроне нас уже ждут: Таня, Дизель, Зима, Сашенька, Джош, Мегапикс! Какая встреча! Кидаем вещи, а эти работяги лезут через нас со своими болгарками и сварочниками, а стоянка всего 2 минуты!

 

 

 

   Весь приезд в Аленкином альбоме.

 

   Собрали велы и покатили домой. Так-то, конечно, грустно, что там, на берегу Нугушского водохранилища, где-то в прошлой жизни, была последняя ночевка, а мы тогда этого не осознавали. Но все кончается... чтобы началось что-то другое. Спасибо товарищам за терпение. Спасибо провожавшим и встречавшим. Все было классно и бесконечно красиво!

 

   Андрей:

 

   Переночевали. Тихо у них в городе. Ночью прошел грузовой состав, ранним утром - пассажирский и затем – наш, дизельный поезд в 2,5 вагона (всего 3 вагона, остальное место занимал дизель). Поезд новый, комфортный, обтекаемого вида и самое главное чистый (ни надписей, ни подплавленного пластика, ни окурков), кто хотел - курили на улице на станциях. Идет без перецепленния до Уфы. Для перевозки велов места в нем, как такового, нет, но мы сели в пустой поезд и расположили вещи в один угол. День выдался безоблачным, видно все до горизонта, красота! В Стерлитамаке зашло много народу (в основном люди ехали на дачи), но раз поезд не большой, то за свободные места идет бойня. До Уфы доехало немного народа. В Уфе большой и очень красивый вокзал. Ияз остался сторожить вещи, остальные отправились посмотреть город. Так как город большой - мы отправились посмотреть на главную достопримечательность, памятник Салават Юлаеву перед рекой Белая. По пути зашли пообедать в кафе Елки – палки на ул.Ленина 74. Хорошо поели, порции большие и цены немаленькие. По пути посмотрели город и вернулись на вокзал пешком. На удивление город чистый (ну может, конечно, к празднику почистили), цены на проезд порадовали: трамвай по 12 р., маршрутки по 10 р. Вечером по расписанию сели в поезд и поехали домой. В поезде стоит кипятильник, и мы, наконец, попили подаренный кофе со сгущенкой!

   За день прошли пешком 10 км.

   Утром проснулись. Спалось не очень, предпоследнее место у тамбура на верхней полке бээээ. Много народу ходило, курило, опять ехала вахта (ехали строители Сочи). Хоть нас и раскидало по разным местам, но ужинали и завтракали все вместе. Вот уже пошли разъезды, 10 км и станция Каменск-Уральский. УРА! Мы вернулись. Нас встречали не только наши друзья, но и хорошая солнечная погода.

   Всего за поход проехали 416 км.

 

   Семен:

 

   Из двухнедельного похода

   Вернулся Сэм к себе домой

   И утром глаз не открывая,

   Сказал женЕ: - Вставай, Андрей

 

   Ну и от меня пара слов. Описывать поход смысла уже нет, у Юры всё расписано детально и хронологично. У меня все впечатления слепились в один слюнявый конгломерат, и отдельные моменты вырисовываются только при прочтении отчётов товарищей и пересмотре трека.

   Я считаю мистическим везением то, что удалось съездить: отпустили с работы и из дома, подбилось по снаряге и времени, и, главное, меня согласились взять!- традиционно невкатанного, пропустившего все скатки, кроме финальной, дохнущего в каждый тягун... Честно говоря, я б себя в поход не взял.

   Природа - она там странная, непривычная, но во многом завораживающая.

   Непривычный ландшафт - зеленые сопки и холмы, перепаханные речными долинками, нереальные перспективы - такое ощущение, что в сильный бинокль можно увидеть себя со спины... Можно просто залезть на горушку и несколько часов смотреть на горизонт, не надоест.

   Непривычная растительность - дубы, дубы, берёзы и снова дубы... Встреченные сосны вызывали в нас примерно те же чувства, что вызывали берёзки у генерала Чарноты. Интересно, как в тех дубовых рощах летом, не иначе, Шервудский лес, а вот в это время - завораживает, хоть порой и жутковато от голых стволов с невообразимыми корявками. На камнях растёт всё подряд, вплоть до кактусов редкой башкирской породы. Находили и черемшу, и щавель, на полянах крокусов - что у нас одуванчиков, и еще полно всякой неведомой флоры.

   Фауна тоже непривычная: клещи дружелюбные, приходили только знакомится; ящерицы- нахальные и отважные, зайцы - деловые, как управдом, и все по своим делам; кабаны и косули - скромные и коварные, ни разу замечены не были, но нагадили у каждой стоянки; медведь - молодец, в марте подъел в Новопокровском весь КРС и до нас не снизошел; улитки- гопота натуральная, у кого нет своей раковины, те у туристов оккупируют кружки и урчат там семками козинаками; мышь-породы "панк спартанский, серогорбый": поела ботинок, сходила в ботинок, спать легла в баул и держала его утром, как Измаил, Андрей еле выкурил. Комаров не обнаружено, мошкара локализована, птицы - просто рок-звёзды, не унять и не заткнуть, поют громко и все в диссонанс.

   Но всё это непривычное как-то так незаметно запало, что я по нему уже немного скучаю.

   По маршруту - можно сказать, нам везло. Были гомна, были непогоды, куда ж без этого, но было их в меру - достаточно, чтоб внести приключенческую компоненту, и при этом без хардкора. Мурадымовские и куперлинские пейзажи весь негатив перебивают сходу, и тех пейзажей не описать цензурным языком, их видеть надо.

   Спасибо спутникам-сопедальникам за то, что взяли, ждали, терпели и улыбали!

 

   Дима:

 

   Приветствую! Врываюсь в гущу рассказов своих товарищей и поделюсь своими впечатлениями - самый младший участник всего этого велобезобразия.

   Первые призрачные мысли о походе стали появляться ещё летом прошлого года. По городу кататься, конечно, хорошо, но уже изрядно надоело. Хочется нового уровня, в первую очередь, новых роскошных видов, красот природы, а так же новых ощущений, новых эмоций и чего-то неизведанного, пускай даже какой-то перчинки. Как раз читались рассказы товарищей про их весенние приключения в Башкирии-2012. Шишек, как видно из рассказа, набито не мало, но зато бесценный опыт будет учтен при планировании поездок в дальнейшем.

   Проходит немного времени и УРА! Вновь объявлены «хотелки» и вновь набираются жаждущие добровольцы в поездку, которая состоится... в следующем году в майские праздники!!! Что же, я как раз жаждущий. Но что же это, как долго! Как долго - вертелось в мозгу, ведь сейчас только осень! "Ну что же, пускай" - успокаиваю себя. Зато есть время подготовиться: приобрести все необходимое для поездки, подготовиться физически и морально. Ранее ничем подобным не занимался, и больше одной ночевки нигде и не шатался. Поэтому было какое-то особенно трепетное чувство ко всему этому делу. А, ДА... самое главное - взял заранее отпуск на это время, что бы точно не бояться отпустят ли с работы, пускай даже и пару дней...

   Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март...

   О черт!!! Уже конец марта. А у меня ещё "не у шубы рукав" и ничего толком не готово. Объявляются общие мартовские, апрельские скатки участников, требуется окончательный ответ на вопрос присутствия в команде. Сомнений никаких нет - однозначно ехать. Просиживать отпуск на заднем месте в мае - вообще грех и не поддается никаким оправданиям. Плюс, команда участников подбирается более чем достойная, причем, как в физическом, так и психологическом смыслах. Очень радует присутствие девушки в коллективе - благодаря этому факту, как уже выяснилось на скатках, чаще вспоминаешь, что ты все-таки человек и, как следствие, держишь себя в рамках каких-то людских ценностей. Далее была закупка билетов, некоторые меркантильные вопросы, на улаживание которых катастрофически не хватало времени. И конечно, общие тренировки стоит отметить отдельно: удалось понять, насколько сам готов к поездке, поглядеть на других участников и получить приятные первые впечатления в новом году от выездов за город с товарищами. На ранней весенней дороге чувствовал себя замечательно. Пускай, где-то, в силу некоторых нюансов, временно и отставал от группы, в целом же сил было много и ехать моглось и главное, хотелось.

   Вот и пришел последний день дома перед поездкой. Велосипед готов. Разве что небольшое укрепление багажника еле вписывается по времени в распорядок дня. Снаряга в наличии, но разбросана по всей квартире. Здесь главное вспомнить, что и где было "аккуратно" размещено по полу.

   Утро дня отправления. Велосипед отправляется в чехол. Последний элемент баула - вкусняшки из холодильника, в том числе НЗ и еда на поезд. Все готово. До поезда около пяти часов. Судорожно перебираю в голове все то, что было помещено в баул, с целью выявить недостачу и такие мелочи находятся...

   Дорога к вокзалу была неспокойной, так как неожиданно вспомнил, что одну важную запчасть от велосипеда, разобрав его, не положил в вещи!!! Даже вернулся домой за этой штуковиной, но как оказалось потом - напрасно (нашел детальку уже на вокзале). Как оказалось, деталька сама заползла в велочехол. Ещё небольшая ремарка: мне выпала возможность подвезти к вокзалу нашу боевую подругу Людмилу, что я и сделал. Как оказалось на практике, в автомобиль ВАЗ 2115 со сложенными сидениями едва-едва, помещаются только два велосипеда в чехлах (со снятыми передними колесами и открученным рулем), и то - пришлось повозиться. Плюс, поверх велосипедов кое-как встали два баула. Возникло ощущение, что машинка уменьшилась в размерах. В общем, добрались до вокзала с некоторым чувством волнения.

   Накрапывал дождик. Тучки хмурые, прояснений не наблюдается. Ставлю на стоянку авто. Захожу в здание вокзала, а там уже царит веселая дружественная обстановка - это наши товарищи нас провожают - приятно! Вот и поезд, но где же наш Андрей!? А вот и он - все в порядке. Загружаемся, едем.

   Спалось на второй полке замечательно. Ночью, почти параллельно со сном, изучаю работу новенького недавно купленного навигатора. Забавная штука. Но для полного понимания, что же там происходит, на маленьком мониторчике этого девайса, чувствую, мне ещё немало часов придется потратить.

   Утро. Еда. Вокзал. Сбор велосипедов. Разочаровал подсидел. Вот уж чего я точно не ожидал, дак это такого вот коварства со стороны такого безобидного с виду устройства. Тратим много времени для вытаскивания оного из рамы и ломаем седло. Но страшного ничего нет, сидушка жизнеспособна и не приносит никаких других впечатлений, кроме прежних – все хорошо! Выходим на улицу и потихоньку втягиваемся в процесс. А виды вокруг подстегивают ехать все дальше и дальше.

 

 

   В первый день пришлось немного помокнуть, но никаких плохих впечатлений нет. Это всё естественно и вполне преодолимо для обычного велосипедиста. Немного только напрягали размягшие грейдерные спуски. Градус спуска не большой, но из-за большого расстояния скорость набиралась приличная. Вот представьте набор факторов: длиннющий спуск (~несколько сот метров) с небольшим уклоном; колея в сдвоенное колесо задней оси грузовика, в пределах которой можно осуществлять какие-либо маневры; моросит дождик и как следствие у вас под колесами некая жижица, по которой вроде бы чувствуется твердое основание; у вас на велосипеде сзади баул, весом больше, чем сам велосипед, из-за чего поведение велосипеда меняется, плюс у всех были контактные педали, к которым я привыкал всего пару поездок по городу. Так вот, напряжение чувствовалось. Приходилось в такие моменты быть очень настороженным и чутко ловить моменты, когда нужно резко подруливать. Один раз упал, но это было уже перед стоянкой на ночевку - перевалился на другую ногу, которую не отстегнул.

   Дальше была ночевка на чудной поляне с чудной зеленой травкой и какими-то непонятными жутковатыми деревьями. Нахожу те, что позабавней и делаю пару снимков.

 

 

 

   На первой стоянке было ещё мало подобных деревьев. Когда в дальнейшем искали места для других стоянок - попадались довольно жутковатые, с какими-то трудновообразимыми формами веток, к тому же ещё и без листьев, как они застыли во времени пару сотен лет назад, и с тех пор так ничего и не менялось в их жизни. Вот только одно из таких деревьев, представьте, что таких много, а в лесу темнеет и что-то где-то начинает гукать и укать во тьме.

 

   

 

   Позже мы догадались, что эти самые загадки-деревья это самые настоящие дубы. На практике выяснилось, что пилятся и ломаются эти растения с большим трудом, зато хорошо гнутся, что позволило в дальнейшем нам применить этот материал для временной починке багажника товарища, и самое главное, при горении ощущается хороший жар, что позволило прекрасно проводить вечернее время у костра.

   На нашем пути было встречено много лошадей, которые паслись на больших и маленьких лужайках, стадами и маленькими группками. Их можно было встретить в нескольких километрах от населенных пунктов на лужайках, полях, на склонах гор, под горой, на горе, на дороге... и даже в темном лесу на узкой тропинке. В общем, они там аборигены, а мы – гости. Интересно, что их никто не охранял. По крайней мере, поблизости точно никого не было. В общем, вывод такой, что лошади в этих краях занимают особое место в жизни и быту населения.

   Во время поездки порадовали встречи с обитателями местной фауны. Ну, где ещё увидишь в дикой природе зайцев!? А нам они попадались не раз, причем даже не по одному. Фото есть, но очень размытые. Уж больно быстро ушастые носятся по полю. На одной из стоянок было замечено аж три зайца, кстати, довольно крупненькие - это вам не зоопарк. Сначала по полю пробежал один. Через некоторое время по тому же маршруту бежали в ту же сторону сразу двое. Когда же, наконец, один из зайцев по той же траектории стал возвращаться обратно, я понял, что остальные двое, скорее всего, не заставят себя долго ждать. Было утро, и сидеть в засаде не было времени, нужно было собираться в путь, чем я и занялся, но теперь достал фотоаппарат и одним глазком наблюдал за полем. И да! По той же самой траектории вновь побежал один ушастый. Тут-то я его и... В общем, цифровая мыльница едва успела сколь-нибудь навести своё око в нужном ракурсе. Картинка получилась размытой. Так же нам попадалась ящерица. Мы явно застали её врасплох и окруженная со всех сторон большими великанами ей ничего не оставалось делать, как только позировать нам до тех пор, пока мы её не отпустим.

 

 

   Добавила улыбки так же обычная полевая мышь. Правда, сопедальник был не очень-то рад обнаружить этого грызуна прямо у себя в бауле. Этот грызунишка пытался уничтожить ценные овощи, перевозимые в бауле и так бережно хранимые столь долгое время.

 

 

   На одной из стоянок было замечено много муравьев. Больших муравьев! Вели они себя нагло. Понаблюдав за ними, становится ясно, что они прут все, что не приколочено. Вот представьте, если бы они были чуть побольше: только отвернулся, а у тебя уже тапочек...

   Не понимаю как вот это животное оказалось в кружке с казинаками. Улитки любят казинаки? ООо?

 

 

   Ещё нам попадались следы копытных, отличительные от каких-либо других (т.е. явно не лошадиные - на них мы тоже насмотрелись). Судя по размерам, я лично рад, что мы так и не встретились с животными, оставившими их.

   Были также и неприятные встречи. И много, не по разу в день... и каждый день. Это были клещи. Эти насекомые давнейшие обитатели всей нашей местности. Вот только опасность, которую они несут сейчас в виде болезней (и, кстати, это не только энцефалит) заставляет обращать на них пристальное внимание. А снимали мы этих кровососущих со всей группы в день порядка 10-15. Снимали с одежды, снимали со своих тел, с баулов, с рам и покрышек велосипедов, с палаток. Я рад, что все обошлось, и ни один так и не впился. Просто нужно быть чуточку внимательнее, не забывать про опасность, которую они могут нести и уметь защищаться. Одежда, реппеленты, осмотры...

   Очень порадовала техника. Серьезных поломок за поездку в 14 дней, в не самых лучших условиях, не было. Исключением стал разве что багажник одного найнера, но и то, все прекрасно починилось в короткие сроки, так что отношу это к неполадкам средней тяжести. Также, за эти 14 дней, было всего два прокола на всю группу - ну, считайте, что мы - везунчики. Причем, наибольшим везунчиком оказалось всего одно колесо одного велосипеда... Из неприятных мелочей у меня приключилась поломка велокомпьютера: он банально не выдержал первого дня дождя. Уже на следующий день на мониторчике он мне показывал какие-то иероглифы, а вечером следующего дня я его "потерял". Больше в сознание он не приходил. Ещё день на пятый оторвалось переднее быстросъемное крыло. Починилось за 3 минуты, правда, теперь уже стало долгосъемным.

   Теперь что касается езды на педалях с контактным креплением (ваш ботинок/туфля пристегивается к педали и, таким образом, можно тянуть педаль вверх). Педальки такие действительно дают преимущество в некоторых условиях, но вместе с тем есть и минусы. Конечно, значительно помогали при подъемах в горки, но именно в нашей поездке меня очень порадовала возможность крутить педали и проворачивать колесо на самых низких передачах в грязище. Весь процесс вождения велосипеда с баулом по небольшой грязи вызывал у меня исключительно умиление, правда, до тех пор, пока были силы крутить педали. Ближе к вечеру как-то становилось все это грустно. Минус контактов, конечно же, в том, что я просто не успевал отцепиться в критический момент, когда не удавалось вырулить из какой-либо грязеловушки. Где-то 3-5 раз в день падал. А чувствовать эту грань, при которой ты ещё можешь ехать и где уже не можешь заранее, мне лично, удавалось редко. Очень трудно предсказать на глазок где можно проехать, а где - нет. Иногда с виду невзрачненькая небольшая лужица могла оказаться глубокой ямой с мяшей засасывающей тебя по самые втулки. И наоборот, большие с виду лужи проезжались почти как по асфальту. Когда же мы направлялись по дороге на Куперлю и карстовый мост, то я предпочел в конечном итоге снять туфли с шипами и надел сапоги. Во-первых, я все мелкие ручьи и лужи просто мог позволить пройти напрямик, особо не заморачиваясь. Ноги оставались сухими. И, главное, падения прекратились. Обратно надел контакты только, когда выехали вновь на асфальт. В общем, остались двоякие впечатления: ты весело буксуешь в мяше, везде выезжаешь, тебе хорошо, кое-где едешь даже немного боком как на заднеприводном авто по льду... а потом бац... и ты лежишь носом в луже. Вот как то так...

   Далее, сама природа. Полюбоваться - было чем в течение всего нашего пути. Но особенно порадовали захватывающие виды природы в районе ущелья близ деревни Мурадымово (Юлдыбаево). Как хорошо, что я сразу не соблазнился на рыбку. Прогулка по верху горы оставила свой след в моей душе. Уж больно виды хороши.

 

   

 

 

 

   Зарядить свой почти севший фотоаппарат удалось ночью в бане. Можно было бы сказать, что на халяву, но за баню было отдано 750р. А сама банька... всем банькам банька! Сознание слегка мутнелось... а после окунания в реку появлялось вновь. И так - несколько раз.

   Моему удивлению не было предела, когда мы добрались до карстового моста. Сколько же времени у природы ушло на создание такой красоты?

   Но путь к нему - да, был утомителен и местами опасен. Тяжеловато тащить груженый велосипед в горку с глинистым покрытием. Скажем даже так: сапоги местами просто проскальзывали, и чтобы сдвинуться с места приходилось совершать непривычные движения. А именно: стоя на месте, передвигаешь вперед/вверх велосипед на полметра, зажимаешь оба тормоза и только затем сам подтягиваешься к велосипеду. В общем, движения, типа "улитка". Единственное, что мне было непонятно, так это - как так все умудрялись меня пешком обгонять? Вот иду я первый... второй... ещё метров 100 и я уже последний. Ну да ладно - подождут, думал я и вновь переставлял ноги к нашей, ещё неведомой цели. Ведь было толком не очень понятно, а не напрасно ли мы туда идем. По поводу перехода реки вброд, больше всего напрягало то, что никогда не знаешь, как поведет себя организм после такой холодной воды, не появятся ли судороги или какие ещё не приятные последствия, а главное, не случится ли это прямо в воде. Оказавшись в воде, первое, что ощущаешь - ужасно холодная. Ладно бы ты быстренько всё перебежал и всё, дак нет - фиг там. Поток в середине реки довольно серьезный, камни непредсказуемые по размерам и довольно скользко. Приходится идти очень аккуратно, мелкими шажочками и ощупывать своими сланцами каждый камушек. Вот как сейчас представлю, что бы могло случиться, если бы не смог удержаться, ступил не удачно... Подняться из холоднющей воды в приличном течении с увесистым грузом в виде велосипеда или баула за плечами было бы сложнее, чем просто идти не спеша. В то же время, это время работало против нас: уж очень холодной казалась вода. К концу того дня едва ли оставались силы на установку палаток и приготовления ко сну, а на плечах бедных дежурных ещё и ужин висит...

 

 

   Со скалы было видно лагерь байдарочников. Судя по следам близ этого чуда природы - они побывали там до нас.

 

 

   Спал все ночи я как убитый. Никто и ничего мне не мешало. Разве что периодически приходилось менять отлежанные бока и другие части тела. Просто нет привычки к твердому покрытию. Вот ещё что, ночные птицы и утренние "жаворонки"- это, конечно, на любителя. А, да! Еще пару раз меня Юра будил, мол, не храпи, но у меня было такое чувство, как будто он мне это во сне говорит и поворачивался я лишь по причине опять же отлежанности частей тел. Подмерз только в одну ночь, в остальные дни удавалось поддерживать в спальнике опытным путем необходимую температуру. А между тем, вне палатки и отрицательная температура иной раз была.

   Передвигали бревно и опрокинули кружку с чаем "каркадэ", налитым минут 5-10 назад – сразу лёд.

 

 

   С вечера постиранные шмотки:

 

 

   Далее, хотелось бы отметить асфальтовые дороги. Скорости достигались большие, что не может не радовать путников на двух колесах:

 

 

   Ну и, конечно же, не могу оставить без внимания местную фауну. Свежая майская травка и отдельно растущие цветочки в пожухлой прошлогодней траве очень радуют глаз:

 

 

 

   А вечерние посиделки у пышущего жаром костра с раскаленными углями и бескрайним звездным небом никогда не заменишь никакими новыми HI-TECH технологиями. ЭТО - не продается в интернете. Даже ради только нескольких таких минут в вашей жизни стоит путешествовать в подобных форматах. И, конечно же, здесь и нет речи ни о каких фотографиях! Велокаменск форева!

   Оказавшись к концу нашего путешествия в Уфе, мы не смогли отказать себе в том, что бы хотя бы бегло осмотреть город, так сказать, пройтись по главной улочке. Далеко мы не ушли, голос изнутри тихо твердил: "Хочу есть, хочу есть. Вон, смотри какой-то ресторанчик..."

 

 

   Только после плотного кушанья мы смогли продолжить наши блуждания по городу и вот мы у, наверное, главной достопримечательности. Памятник Салавату Юлаеву во всей красе:

 

 

   В общем, прошло у нас все успешно. Дорога по прежнему подкупает и манит своей неизвестностью, своей непредсказуемостью, и хочется вновь и вновь оказаться где-то там за горизонтом, открыть для себя новые чудесные тайны природы вроде чудных долин, карстовых мостов, великолепных водопадов, увиденных в этот раз. С нетерпением жду новых возможностей вырваться из городских джунглей куда-нибудь подальше...

   Весь поход, одним альбомом, ну, там все хронологично.

 

*************

 

   Ну, и в заключение – Юрий Кукин, строчкой которого начиналось вся эта эпопея, можно было и не писать ничего, он все давно сказал:

 

 

Авторы текста и фотографий:

Юрий ИЛЬЕНКО, Андрей ФОМЧЕНКОВ, Дмитрий ПРЕДЕИН, Семен ШИТОВ.

Весна 2013 г.

Клуб «ВелоКаменск», город Каменск-Уральский

 

   Ссылки по теме:

   Башкирия 2013. Все включено. (Чайники в горах-2) Начало

   Южный Урал. Чайники в горах

   Заповедник Зюраткуль. Соло на велосипеде

   Таганай на троих

 

Мы в соцсетях!