Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

УСТЬ-БОРОВСКОЙ СОЛЕВАРЕННЫЙ ЗАВОД
(МУЗЕЙ ИСТОРИИ СОЛИ)

Расстояния от крупных городов:

Пермь - 200 км, Екатеринбург - 555 км, Уфа - 720 км, Челябинск - 760 км, Тюмень - 880 км, Курган - 930 км

GPS-координаты:

N 59°42'35";

E 56°40'1"

Заслуживает отдельной поездки

Бывший Усть-Боровской солеваренный завод находится в северной части города Соликамска Пермского края. Это единственное солеваренное предприятие Прикамья, которое действовало вплоть до 1972 года. Благодаря этому, уникальные постройки и механизмы прекрасно сохранились. В настоящее время здесь действует музей соли, это объект промышленного зодчества XIX века федерального значения.

В далеком прошлом значение соли было куда выше, чем в настоящее время. Соль очень ценилась, кое-где даже часто служила заменой денег. В истории известны случаи соляных бунтов при повышении налогов на соль. Широко известно выражение «пермяк – соленые уши», оно возникло и укрепилось в Прикамье оттого, что при переноске мешков соли она оставалась на плечах, голове и ушах.

На территории современного Пермского края первые соляные промыслы по мнению ученых возникли в V - VII веках на реке Колва в районе города Чердынь. Однако расцвет соляного дела пришелся на период с XV века. Начало промышленной разработки соли положили братья Калинниковы. Сначала они построили солеварни на реке Боровой, затем перенесли их на реку Усолку (благодаря этому и возник Соликамск). Позже соляным промыслом широко занялись Строгановы. Выварка соли приносила большие прибыли.

Усть-Боровской солеваренный завод был основан на левом берегу реки Камы близ впадения в нее реки Боровой в 1878 году купцом Александром Рязанцевым. На постройку завода ушло четыре года. Позже здесь возник город Боровск, включенный в настоящее время в состав Соликамска.

Завод просуществовал до 1972 года, при этом технология выварки соли существенно не менялась. Даже в середине XX века соль здесь вываривали также, как в XVII - XIX веках.

На территории бывшего завода, а ныне музея сохранилось построенное в 1884 году здание конторы заводоуправления. Одновременно это здание являлось усадьбой купцов Рязанцевых.

Непосредственно заводоуправление располагалось на первом каменном этаже, а жилые апартаменты Рязанцевых – на втором деревянном. Дом украшен деревянной резьбой, подобная которой встречается и на других соликамских домах.

Сейчас здание занимает музей истории соли России.

Соль вываривали на заводе из рассола, добываемого из скважин. Всего было пробурено 14 скважин глубиной от 170 до 215 метров. В скважины устанавливались изготовленные из цельного толстого ствола дерева матичные трубы. Их диаметр достигал 62 сантиметров, а толщина стенок 9-11 сантиметров. Для выкачивания рассола применялись насосы, приводившиеся в действие паровой машиной.

Над скважинами возводились рассолоподъемные башни, с виду похожие на сторожевые башни крепостей. Башня – квадратный сруб 9 на 9 метров и высотой вместе с кровлей 16 метров. В центре крыши оставлялось отверстие для выхода штанги насоса. Такие рассолоподъемные башни сооружались только на территории Прикамья и более нигде.

Далее по деревянным желобам рассол поступал в соляные лари – прямоугольные чаны с тесовой крышей для хранения рассола. Стенки ларей были укреплены деревянными брусками, в противном случае их просто могло разорвать под напором рассола. Одна рассолоподъемная башня могла питать несколько ларей. Длина ларя составляла более 10 метров, ширина - 5,6 метра, высота - 2,4 метра.

В ларях рассол некоторое время отстаивался, затем концентрированный соляной рассол поступал по подземным трубам или желобам уже на чрены варниц – по сути на большие квадратные сковороды.

Чрены закрывались колпаками из дерева, по бокам которых были отверстия для выемки соли, а вверху – пароотводные трубки. До 1895 года здесь пользовались черными варницами – огонь разводился прямо в яме под чренами, никаких дымовых труб не было. На Усть-Боровском заводе действовало до 12 варниц.

Рассол здесь доводили до кипения и вываривали непрерывно около суток. При этом нужно было поддерживать в печах равномерный тихий жар. За процессом следил повар, фактически он был главным из рабочих. Вода испарялась в виде пара, а соль оставалась на дне.

Далее еще мокрую соль специальными лопатами перекидывали на деревянные полати, где она окончательно подсыхала. Уже готовая к продаже соль хранилась в соляных амбарах.

В 1907 году для доставки соли в амбары построили солекатные дорожки. Труд рабочих в связи с этим немного облегчился, ведь до этого соль доставляли в амбары вручную.

Амбары - самые объемные сооружения на территории Усть-Боровского сользавода. Их длина достигала 52 метров, ширина – 19 метров, а высота – 15 метров. Они находились на берегу Усть-Боровского затона на реке Каме. Чтобы вода не попала в амбары (весной разливавшаяся Кама заливала эту территорию), они стояли на бревенчатых клетках. Стены амбаров укреплялись деревянными стойками.

Соль в амбары засыпали сверху. Каждый амбар состоял из нескольких отсеков. К весне каждый из отсеков был доверху полон.

Каждую весну соль грузили на барки, которые по большой воде подходили прямо к амбарам. Далее на барках соль пермянка расходилась по всей России.

В 1986 году бывший Усть-Боровской солеваренный завод лег в основу открытого здесь Музея истории соли России. В настоящее время он имеет статус музея промышленного зодчества XIX века федерального значения. Это единственный в России солеваренный завод-музей под открытым небом.

Адрес музея: Пермский край, г. Соликамск, район Боровск, ул. Газеты Звезда, 2.

Тел.: +7 (34253) 4-71-38.

Ежегодно на территории музея проводится фестиваль кузнечного мастерства "Огни Гефеста".

Визит в музей соли лучше всего совместить с поездкой в город Соликамск, известный своими многочисленными достопримечательностями.

 

Как доехать до музея соли?

Чтобы попасть в музей истории соли на автомобиле нужно доехать до города Соликамска (Пермский край), проехать практически через город до микрорайона Боровск. От исторического центра Соликамска до музея около 8-10 километров.

Чтобы добраться на общественном транспорте, надо ехать на автобусе или поезде до Соликамска, затем на местном автобусе или такси до музея.

Павел РАСПОПОВ

Автор фотографий - Соня ШИШКИНА

 

Мы в соцсетях!