Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Этот маршрут описан в книге-путеводителе
«Урал: Бесконечный драйв-2!»


Эта книга - ёмкий и красочный путеводитель по завораживающе красивым и интригующе загадочным местам Урала. В книге - 52 готовых маршрута с живым описанием и множеством фотографий.

Просмотреть книгу

МАВЗОЛЕИ ЮЖНОГО УРАЛА

Памятников времен Золотой Орды на территории Южного Урала в первозданном виде сохранилось немного. К числу хорошо сохранившихся относятся мавзолеи Хусейн-бека и Тура-хана близ Уфы, избежавшие полного разрушения благодаря реконструкции, произведенной около 100 лет назад.

 

Мавзолей Хусейн-бека

Одним из самых ранних надмогильных монументальных архитектурных сооружений на Южном Урале является мавзолей Хусейн-бека близ Уфы, находящийся на действующем кладбище.

Об обстоятельствах происхождения этого памятника сохранилось следующее предание. В нем говорится, что в начале XIV века башкирский хан Борак обратился к правительству Туркестана Ахмеду Ясави с просьбой прислать им человека, который смог бы проповедовать ислам среди башкир. Ахмед Ясави-Хан незамедлительно послал в Башкортостан своего ученика Хусейн-бека. Важное духовное лицо, он устроился при ставке хана.

Когда Хусейн-бек достиг определенных успехов на миссионерском поприще, он предпринимает путешествие в Мекку для совершения Хаджа. Из Мекки он вернулся с титулом «хаджи» - теперь он Хаджи Хусейн-бек, становится имамом, духовным главой мусульман Башкирии.

Хусейн-бек до самой смерти находился при ставке хана и впоследствии захоронен на ханском кладбище «Ак-зиярат». Текст надмогильной плиты гласит:

«Справедливый в своих решениях Хусейн-бек
сын Омара-бека… рсасского из Туркестана,
покойного, боже мой, помилуй милостью
обширною, чти же его своим благодетелем.
Скончался (девятого) дня благословенного богом месяца
четвертого, года семьсот сорокового».
(По христианскому летоичсчислению 1339 года, 15 сентября).

В 1985 году башкирский археолог Г.Н. Гарустович произвел археологический раскопки внутри мавзолея Хусейн-бека и обнаружил девять захоронений: трех взрослых и шесть детских. Как полагают, центральное погребение принадлежало Хусейн-беку: он, как и остальные, лежал в гробу-табуте головой на запад, лицом на юг, Мекку.

Скелет Хусейн-бека был подвергнут тщательному обследованию. Оно показало, что он был ростом около 160 см, без следов заболеваний, могущих вызвать изменения костной системы. На основе хорошо сохранившегося черепа был восстановлен портрет Хусейн-бека: он был человеком с европейским лицом.

Сохранилась фотография немного разрушенного мавзолея Хусейн-бека, сделанная известным археологом 60-80 гг. XIX века Р.Г. Игнатьевым, судя по которой мавзолей имел прямоугольное основание с высоким восьмигранным куполом. В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М.Султанова этот мавзолей был заново отстроен. В ходе реконструкции мавзолей утратил свои портально-купольные формы и стал центрическим. Граненый купол был заменен полушаровидным.

Теперь нынешний вид мавзолея не отражает его первоначальную форму: судя по фотографиям, он полностью повторял форму хорошо сохранившегося мавзолея Тура-хана.

Если заглянуть в летописи, то мы узнаем, что в середине XVIII века старшина Кара-Табынской волости К.Муллакаев рассказал участнику Оренбургской экспедиции П.И. Рычкову о том, что "задолго до покорения российскому скипетру Казанского царства и башкирцев, на том самом месте, где ныне город Уфа, был великий город... Последний владетель сего города был ногайский хан по имени Туря-Баба-Туклюсов, кой жил в нем в одни только зимние времена, а летом жил он около Демы реки, от города Уфы верстах 50, в двух местах, а именно: при озере большом Акзиарате, да на речке Ислаке, где были немалые жительства; да и поныне на том озере мечеть, а на речке Ислаке мечеть же и дома каменные видны, только уже обвалились".

Доехать до мавзолея Хусейн-бека нетрудно: он находится в 2 км от поселка Чишмы, близ Уфы. Мавзолей расположен на территории действующего кладбища (к которому ведет грунтовка), в одном километре от асфальтовой дороги – то есть летом добраться до него не представляет трудности, а зимой придется запастись лыжами.

При посещении мавзолея посетителям стоит уважительно отнестись к похороненным на кладбище, да и к самой святыне тоже. Помимо мавзолея интерес для туристов представляют и древние надгробные плиты батыров, похороненных недалеко от мавзолея.

 

Мавзолей Тура-хана

Вторым хорошо сохранившимся мавзолеем является мавзолей Тура-хана возле деревни Верхние Термы, недалеко от Чишмов, в 50 километрах от Уфы.

По преданиям, сооружение Турахана, построенное в XIV-XV веках, являлось «Домом суда», где проходили судебные процессы. Рядом находилась каменная мечеть, входившая с мавзолеем в единый ритуально-архитектурный ансамбль.

Жил Тура-хан столь давно, что информация о нём весьма незначительна: «Тура-хан – по преданиям потомок Чингис-хана, кочевал в районе Тобольска в XIV веке, затем, из-за распрей с родственниками, откочевал с 8000 кибиток в пределы башкирских земель на реке Слак. Здесь же находятся развалины его резиденции». По другой версии, «Тура-хан был родным братом другого, более грозного башкирского хана Басмана, орда которого состояла из 17 тысяч кибиток. Под его властью были все земли по обоим склонам Уральского хребта. Тура-хан был вовлечен в междоусобную войну между предводителями двух враждующих орд — Би-Тюряком и Алтакаром, в ходе которой он погиб».

В современных учебниках по истории встречается информация, что Тура-хан правил в Башкортостане в начале XVI века. В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Тура-хана. «Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сыном был Кусем-хан. В те времена была битва хана Бурака из Сарайчика, события были из-за земли и воды». Тура-хан был убит вместе со своим братом Басманом, соперником – ногаем Алтакаром.

С именем Тура-хана также связывают такую легенду:  сказывали, что, переселившись в землю башкирскую, поначалу он жил на территории нынешней Уфы в «чёртовом городище» (теперь там санаторий «Зелёная Роща»). Но соседство у него было незавидное – ниже по горе, в пещере, на берегу Караидели  («чёрная река» по-русски) жил дракон, которого называли Зиланд, пожиравший людей. Из-за этого Тура-хану пришлось поднять свою Орду и уйти в те места, где и находится ныне его мавзолей. О том, что стало потом с драконом, история умалчивает. Но поговаривают, что пещеру ту, в которой он жил, затопила поднявшаяся в уровне река…

Мавзолей Тура-хана построен из грубо обработанных камней. Основу его составляет прямоугольник размером 6,6х6 метров. На высоте 1,8 метра стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. У мавзолея есть небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен – более 1 метра, а высота до купола – 8 метров. По описанию В.С. Юматова (1845), в кровле была дубовая дверь с выступающей пяткой и штырем для укрепления в вырезах камня.

Добраться до мавзолея Тура-хана очень просто: от Чишмов к деревням Верхние и Нижние Термы проложена асфальтовая дорога. Мавзолей находится в 100 метрах от дороги на холме, добраться до него можно зимой и летом.

Мавзолей Бэндэбике

Также на территории Южного Урала существуют мавзолеи, которые не дошли до наших времен в первозданном виде, но, тем не менее, были отстроены заново сравнительно недавно. Такими мавзолеями являются мавзолеи Бэндэбикэ и Кисяне.

Легенда о мавзолее Бэндэбикэ, ввиду оригинальности, заслуживает особого упоминания.

Согласно легенде, в мавзолее захоронена весьма уважаемая у степных башкир женщина по имени Бэндэбикэ. Ее муж Ерэнсэ-сэсэн во главе своей дружины собрался совершить грабительский набег на казахов. Узнав об этом, жена Бэндэбикэ сказала ему, что с соседями-казахами надо жить дружно, и пыталась отговорить от этой поездки. Но упрямый муж не послушался и отправился в свой авантюрный поход.

Ему навстречу со своей дружиной вышел казахский богатырь, и, согласно обычаям, бой между башкирами и казахами должен был начаться после единоборства батыров. В этом поединке Ерэнсэ-сэсэн потерпел неудачу, и в момент, когда казахский батыр хотел вонзить ему в грудь кинжал, вдруг он заулыбался. Удивленный этим, казах спрашивает: «Почему ты улыбаешься, ведь ты сейчас умрешь». В ответ ему Ерэнсэ-сэсэн рассказал, что его жена Бэндэбикэ всячески отговаривала его от этого набега, и теперь он вспомнил ее слова. Об услышанном казахский батыр рассказал своим аксакалам, а те ответили: «Бэндэбикэ уважаемая женщина не только для башкир, но и для казахов, давайте ради уважения к ней мы отпустим ее мужа, пусть он расскажет ей о своем позорном поступке».

Когда Ерэнсэ-сэсэн, возвращаясь домой, узнал, что жена Бэндэбикэ умерла от горя и позора, он разогнал своего коня и бросился с высокой горы. А Бэндэбикэ сородичи схоронили в могиле, над которой построили кирпичный дом.

Развалины этого мавзолея в 1967-68 гг. были исследованы Н.А. Мажитовым. Сооружение представляет собой прямоугольник размерами 9х11 м и состоит из двух частей: тамбура, откуда дверной проем ведет в погребальную камеру. Пол был застлан квадратными сарманными кирпичами, а стены, сохранившиеся на высоту 1.4…1.8 м, уложены кирпичами серого и красно-коричневого оттенка, которые образуют ромбический узор в средней части длинных стенок. Над прямоугольным основанием в свое время был сооружен восьмигранный барабан, переходящий в округлый купол, для вывода которого были использованы обожженные трапециевидные кирпичи. Весь «барабан» и купол к моменту раскопок был провален внутрь. Сама могила изнутри обложена обожженными кирпичами и закрыта крышей, построенной из вертикально поставленных кирпичей. В могиле находился женский костяк без вещей.

Единственными датирующими вещами мавзолея служат размеры кирпичей. По размерам они несколько меньше кирпичей золотоордынского времени. Если принять во внимание тенденцию уменьшения размером кирпичей в памятниках архитектуры Урало-Поволжья, Казахстана эпохи средневековья, то время сооружения мавзолея Бэндэбикэ можно ориентировочно определить XV – началом XVI века.

Местное население, всегда сохранявшее трепетное отношение к своей святыне, было очень взволновано начавшимися раскопками. Но археологи объяснили максютовцам, что их цель — сохранение памятника истории для потомков. К тому же Нияз Мажитов загорелся идеей восстановить внешность Бэндэбике, чтобы позволить людям увидеть, какой была эта женщина.

В 1968 году ее останки были направлены с этой целью в институт антропологии при МГУ к одному из ведущих специалистов в этой области М. С. Акимовой. Она занималась антропологическими исследованиями населения Южного Урала и была практически единственным ученым в Советском Союзе, владевшим методикой восстановления внешности человека по имеющимся останкам. Но в 1969 году Акимова скончалась, и работа была остановлена. Останки Бэндэбике, видимо, до сих пор хранятся в фондах института.

Мавзолей Бэндэбикэ находится рядом с селом Максютово Кугарчинского района РБ, примерно в 300 километрах от Уфы на юг.

 

Мавзолей Кисяне (Кесене, Кэшэнэ)

Мавзолей Кисяне в Челябинской области хронологически близок к мавзолею Хусейн-бека. Его основанием служит прямоугольник размерами 9х12 м, построенный из квадратных кирпичей. На высоте около 4 м прямоугольное основание переходит в двенадцатигранный купол, заканчивающийся двенадцатигранной пирамидой. Был реконструирован в 1985 году, сейчас выглядит как современная постройка, а не древнее сооружение.

Все современные исследователи сходятся во мнении о том, что мавзолей Кисяне построен по образцу среднеазиатских мусульманских архитектурных традиций XIV века. Этим же временем, возможно, датируется сам памятник. В то же время нельзя исключать, что мавзолей мог быть возведен в XV веке. Можно предположить, что мавзолей Кисяне построен одной из ведущих групп кочевников Золотой Орды, тесно связанных своим происхождением с районами Южного Казахстана и Средней Азии.

В 1889 году профессор А.И. Петри внутри мавзолея произвел археологические раскопки, позволившие выявить женское захоронение, совершенное в лубке на глубине 1,5 аршина. В части лубка, обертывавшего тело умершей, на уровне лица сделано два отверстия для глаз и одно для рта. Шея погребенной была обмотана шелковой тканью. На ушах покойницы были две золотые серьги с двумя жемчужинами, а на пальцах руки – два золотых перстня со щитком-гнездом с камнем зеленовато-голубого цвета. Обычно подобные находки датируются XIV веком.

При раскопках курганов близ мавзолея обнаружены два костяных псалия в виде морд хищников, круглодонный сосуд V века до н.э. и три сосуда эпохи бронзы, а также два комплекта из наборов конской узды, погребения женщины с глиняным сосудом, зубы акулы.

По легенде, в мавзолее была похоронена Кисяне - дочь знаменитого полководца Тамерлана. Она полюбила простого воина и сбежала с ним. Разъяренный Тамерлан велел догнать и убить их обоих. Когда после вспышки ярости пришло раскаяние, по приказу полководца в степи была построена гробница, где и похоронили дочь. По другой версии, дочь Тамерлана и её муж, путешествуя по степи, были растерзаны ещё обитавшими тогда в этих краях тиграми, и гробница была построена на месте их гибели. Всё это - скорее всего красивые легенды и Тамерлан никакого отношения к мавзолею не имеет, но строение в степи действительно является памятником раннемусульманской мемориальной архитектуры XIV-XVI вв., установленным над женским захоронением.

Ученые утверждают, что Тимур Тамерлан в этих краях никогда не появлялся, а названный исторический памятник ведет свое происхождение из монгольской империи эпохи шибанидов - потомков второго сына Чингис - хана Шейбани. А в мавзолее погребена женщина из тюркской знати. Мавзолей изображен на гербе города Варна.

Мавзолей Кисяне расположен в степи недалеко от города Варна, поблизости от трассы Варна-Николаевка, примерно в 280 км к югу от Челябинска.

Евгений БАННИКОВ

г. Уфа

Мы в соцсетях!