Кинорежиссер, продюсер

Киностудия «29 февраля»

Говорят, владелец штатовской фирмы проката Кен Айзман вышел с просмотра фильма «Овсянки» весь в слезах: «Я не припомню в последние годы ни одного американского фильма, где бы ощущалась такая же глубина чувств, как в этом русском фильме.»

Рассказывая об Алексее Федорченко, с некоторых пор принято добавлять: «Его фильму стоя аплодировал сам Квентин Тарантино». Действительно, мировая премьера ленты «Овсянки» состоялась на Венецианском фестивале. Номинация на Золотого льва, приз ФИПРЕССИ (Международная федерация кинопрессы) и премия экуменического жюри Венецианского кинофестиваля,- ради этих наград Алексею Федорченко пришлось отказаться от участия в российском «Кинотавре» в 2010 г.

Сегодня фильмы уральского режиссера Алексея Федорченко смотрят во всем мире, и даже больше, чем в России. Только во Франции продано более сорока копий фильма «Овсянки» (на французском языке «Последнее путешествие Тани»), – это действительно много для русского фильма. Новые фильмы режиссера ждут сегодня на крупнейших всероссийских и международных фестивалях. К слову сказать, в 2012 г. – маленький юбилей, десять лет назад был снят «Давид» — первый фильм Алексей Федорченко, где он выступил и режиссером, и сценаристом, и продюсером.

Но сначала Алексей защитил диплом экономиста и успел поработать по специальности: «Я получил неплохое математическое образование: сначала в свердловской математической школе №5 (с благодарностью вспоминаю своего учителя Марию Ивановну Дурову, которая «вправила мне мозги»), затем в УПИ на инженерно-экономическом факультете, учился у профессоров еще советской высшей школы: Радукина и Ойнера. По специальности я работал 12 лет – сначала в «почтовом ящике» НПО «Автоматика», потом – на Свердловской киностудии. Я был неплохим бухгалтером – балансы сводил без компьютера (их еще и не было!). Но, видимо, в человеке заложена цикличность развития – у каждого свой цикл – и раз в 12-15 лет организм перестаивается полностью, наверное, на гормональном уровне, и ты должен поменяться – в том числе и сменить вид деятельности».

Утверждая цикличность человеческой жизни, Алексей Федорченко не берется предсказывать, каким будет следующий этап его жизни. Однако логику и преемственность в смене своих сфер деятельности он видит: «Основополагающими для меня были уроки математики и программирования в школе – умение найти алгоритмы решения задач помогло всем нам, работающим сейчас в абсолютно разных сферах деятельности, инженерам, врачам, бизнесменам, не потерять себя в диком российском капитализме. И сегодня для меня правильно составить алгоритм сценария и фильма — это большая удача».

Работа на Свердловской киностудии стала своеобразным мостиком между бухгалтерским прошлым и киношным будущим. Плавность перехода помогла преодолеть инерцию прежней жизни, но это, по словам режиссера, было необходимо. Слава пришла к Алексею Федорченко после фильма «Первые на Луне». На фестивале «Кинотавр» в 2005 г. фильм получил приз «За лучший дебют» и приз Гильдии киноведов и кинокритиков России. Фильм рассказывает о советской ракете, которая была запущена на Луну в 1938 году. Все очень убедительно: черно-белые архивные кадры, снятые скрытой камерой, достоверно выстроенная цепочка событий, серьезные люди дают интервью и комментарии… Правда, жители Свердловска-Екатеринбурга в некоторых «архивных» кадрах узнают парк Маяковского, пожарною академию, училище Шадра и даже здание общественных бань.

Фильм «Первые на Луне» относятся к жанру мокьюментари. Псевдо документальный фильм, фильм — мистификация, в котором художественное кино замаскировано под документальное. Художественный фильм «Первые на Луне на Венецианском кинофестивале (2005) получил Гран-при как лучший документальный (!) фильм в конкурсной программе «Горизонты». Неудивительно, что иностранное жюри попало в ловушку, расставленную создателями фильма: большинство намеков фильма невозможно понять, не имея советского прошлого. Федорченко подчеркивает, что не планировал никого «обманывать»: для режиссера в этом фильме более важна общечеловеческая проблема – тема героизма. Настоящие Герои жертвуют всем ради высокой идеи, но их имена не помнят даже современники. «Георгий Гречко сначала решил, что это антигагаринский пасквиль, и отказывался смотреть фильм, — Алексей вспоминает, как реагировали на фильм профессиональные космонавты. — Но после просмотра даже предлагал помощь в дальнейшей работе. На премьерном показе к нам подошел человек и долго благодарил за то, что мы показали работу в космонавтике так, как все было на самом деле. Он имел в виду не наши фантастические допущения, а атмосферу времени и то уважение к Героям, которое мы старались пронести через весь фильм. Человек оказался водителем лунохода – он управлял этой машиной с Земли».

 Это «новое мифотворчество» является основой творчества Федорченко: «Все фильмы, которые я сделал – и «Первые на Луне», и «Шошо», и «Железная дорога» — можно назвать документальными сказками. Интересно создавать абсолютно реальный мир в параллельном пространстве – в шаге от реальности».

Еще одна вершина, еще один миф – фильм «Овсянки»: невозможно понять, где граница между правдой и вымыслом в медленном проживании традиций и обычаев (исчезающего? существовавшего ли?) народа меря. В Министерстве культуры РФ сценарий фильма сочли «порнографическим», поэтому финансировал создание картины продюсер Игорь Мишин, тоже уралец. Побывав на мировой премьере в Венеции, представители министерства изменили свое мнение, и следующая лента Федорченко уже частично финансируется государством.

«Небесные жены луговых мари — это фильм-календарь, фильм-орнамент, марийский Декамерон – 23 новеллы о марийских женщинах, имена которых начинаются на букву «О», — так кратко характеризует сам режиссер этот фильм. И профессиональные актеры, и жители сел, где шли съемки, говорят в кадре на марийском языке, в фильме реконструированы многие обряды марийской народности.

Успех Алексея Федорченко и его команды развенчивает миф о том, что невозможно создавать хорошее кино вне столиц: «Думаю, что региональные киностудии в том виде, к которому мы привыкли в 20-м веке, давно не нужны. Поэтому они и умерли. Цифровые технологии позволяют продюсерской компании базироваться в трех комнатах в любом городе мира. При этом 90 процентов фильмов во всем мире снимается там, где солнце и богатая, глубокая история, необычная природа – там, где красиво. Один из своих фильмов я снимал в Крыму и в Индонезии, другой – в Оренбургской области, третий – в Марий-Эл, четвертый в Ярославской, Костромской и Ивановской областях. «Небесных жен» я снимал в Красноуфимском районе Свердловской области и в Йошкар-Оле. Сейчас пишем два сценария – один о Казымской тундре, другой – о Германии и Колумбии. Земля стала маленькой – и глупо зацикливаться на одном, даже таком красивом регионе, как наш, уральский».

По словам режиссера, предложения о сотрудничестве из других регионов, столиц и стран поступают постоянно. Однако жить он продолжает на Урале и никуда из Екатеринбурга уезжать не собирается: «Люди везде одинаковые, но есть такие, с которыми приятно жить в одном городе, на которых можно положиться и которых я могу с гордостью назвать своими друзьями».

 

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments