Раннее субботнее утро 18 апреля. Автобус отправляется от школы в 7 утра, дети ещё едва проснувшиеся, но уже вполне бодрые и готовые к путешествию. Нас много – 45 четвероклассников, двое родителей и три педагога. Компания, как всегда, замечательная! А ещё нас ждал необыкновенный экскурсовод — впервые за много лет путешествий по Уралу нас сопровождал молодой человек, Дмитрий Эдуардович. Детей он сразу сразил наповал своим приветствием на безупречном английском языке «Ladies and gentlemen! Our bus hits the road!». Дальше было по-русски, но с шутками-прибаутками и, так запомнившемся детям, обращением «Друзья мои!».

nt01

Дорога на Невьянск живописнейшая! Хотя за окнами автобуса было пасмурно и с неба что-то моросило, пейзажи тёмно-жёлтых полей и, оттаявших от снега, берёзовых рощ были очень симпатичными. А дорога! Ух, как у нас захватывало дух на спусках и подъёмах близ Невьянска. И это не американские горки, это наши, Уральские горы, и мы их хорошо почувствовали, подпрыгивая на сиденьях (все были надёжно пристёгнуты).

nt02

Дмитрий рассказывал детям об истории Урала, об основании Екатеринбурга, о династии Демидовых. Попутно выяснял у детей, что они знают о родном крае. Поскольку наши ученики уже опытные путешественники (в год совершаем по несколько таких экскурсий), да и они уже четвёртый класс заканчивают, знают уже много, то на вопросы отвечали обдуманно и правильно (как педагогов, нас это, конечно, радовало).

nt03

Село Нижние Таволги. Частная гончарная мастерская Сергея Масликова

А вот и с. Нижние Таволги. Наш огромный автобус припарковался у небольшого деревянного дома с вывеской «Гончар из Таволог». Я уже не первый раз посещаю это место, поэтому сразу отметила, что произошли некоторые изменения – появились новые постройки, двор стал более благоустроенным.

nt04

Вот уже более 160 лет насчитывает династия сельских гончаров Масликовых. Место уникальное, ведь это единственная гончарная мастерская, которая на протяжении многих лет, не только хранит традиции ремесла, но и щедро делится опытом с подрастающим поколением. Нашим современным городским детям, привыкшим к новейшим информационным технологиям, было непривычно видеть старинный инструмент в мастерской и самобытное убранство. Но там действительно всё настоящее.

nt05

Мастер класс «Лепим из глины котёнка»

В небольшой комнате с деревянными стеллажами, печами и длинным столом, расположилась наша группа. Ребятам рассказали (и показали!) технологию ручной лепки из глины. Далее каждый смог под руководством мастера самостоятельно слепить свою собственную глиняную поделку – котёнка.

nt06

nt07

Глядя на горящие глаза ребят, на прикушенный от старания язычок, понимаешь, что им это необыкновенно интересно. Лепили старательно, в комнатке было тихо, хвастались друг перед другом своими котятами и чтобы не перепутать с другими, украшали свою поделку кто как может – кто шляпку ему нахлобучил, кто бантик приклеил или рыбку в лапы дал. Готовых котят мы поместили в ячейки от коробки для яиц и отправились в соседнее помещение.

nt08

«Воспитываем глину!»

В соседней комнате властвовал хозяин мастерской – Сергей Васильевич Масликов. Речь гончара самобытна и насыщена старинными словами, гончарными терминами. Надо было запоминать, что и как там называется.

nt09

Сначала стали «воспитывать» глину — пропустили её через специальные валики, потом агрегат наподобие мясорубки выдавил, уже освобождённую от воздуха, пластичную глиняную «колбасу». Вот она и стала материалом для дальнейшей работы. Недаром говорят, что наблюдать, как трудится другой человек, можно бесконечно – завораживает!

nt10

Глина была такой послушной в руках мастера, так волшебно сворачивалась то в кувшин, то в горшок, то в цветочную вазу, что казалось, вот сейчас тоже сяду за гончарный круг и создам шедевр. Как бы ни так!

nt11

Ребята резво усаживались на место гончара, круг вертелся, а вот глина была совсем непослушной. Вернее, она была очень капризной – так и норовила прошмыгнуть между пальцами или смяться в лепёшку. Но удовольствие от пары минут за гончарным кругом было гарантировано каждому – лица светились от счастья, а руки были испачканы жёлтой глиной.

nt12

Напоследок мы накупили всяческих глиняных поделок – от магнитов и колокольчиков, до ваз и горшочков. Изделия очень красивые, а цены очень доступные. Довольные, с покупками и самодельными глиняными котятами мы загрузились в автобус, чтобы продолжить наше путешествие.

nt13

nt14

г. Невьянск – демидовское «горное царство»

В автобусе Дмитрий Эдуардович рассказывал нам, что Невьянск стал первым городом-заводом в России и был основан в 1701 году в тот день, когда осуществили первую плавку металла. Обычно, подробности из заводской жизни скучны и неинтересны детям, но поездка к Невьянской башне, это не только знакомство с историей завода, это множество загадочных легенд и преданий, окутывающее таинственной завесой наклонную башню.

nt15

Первую легенду мы услышали в башенной арестантской комнате. Якобы Акинфий Демидов держал там в заключении рабочих, которые чеканили для него монеты (нелегально, разумеется). А чтобы скрыть потом факт такой «незаконной финансовой деятельности» открыл шлюзы невьянского пруда и затопил подвалы вместе с рабочими. Но это всего лишь легенда.

nt16

Далее мы стали подниматься на каждый этаж наклонной башни. Стены у неё порядка двух метров толщиной, очень крутые ступени и низкие своды. Большой интерес у ребят вызвал наклон Невьянской башни. Экскурсовод нам объяснил, что у башни отклонение от вертикали составляет примерно 2 м. По мнению специалистов, башня наклонилась во время строительства и достраивалась с учетом появившегося наклона, а ещё она имеет необычную саблевидную форму (как турецкий кинжал).

nt17

Внутри башни был и кабинет Демидова, где он вершил дела своего «горного царства» и комната, для чеканки монет и знаменитая слуховая комната. Она находится на шестом этаже башни, знаменита особым акустическим эффектом — слово, сказанное шепотом в одном углу, громко слышится в противоположном. В этой комнате дети развлекались дольше обычного – стояли по углам и шептались, а слышно действительно очень хорошо. Секрет такой акустики в точном расчёте сводчатого потолка, по которому звук перемещается на противоположное направление, при этом в центре комнаты ничего не слышно.

nt18

nt19

После Невьянской наклонной башни мы поехали в местное кафе «Демидов», где с удовольствием пообедали после насыщенной экскурсии

nt20

Домой мы возвращались уставшие, но довольные. В автобусе ребята сделали симпатичные открытки своими руками под руководством нашего замечательного экскурсовода, немного поиграли, послушали музыку, кто-то вздремнул.

nt21

В 16 часов автобус плавно подъехал к школе, где ребят встречали соскучившиеся родители. Самодельные глиняные котята были благополучно разобраны владельцами…

nt22

Суббота прошла исключительно позитивно и познавательно. Наверно, это была наша последняя экскурсия в этом учебном году, да и с этими ребятами тоже. Они у нас классные – добрые, весёлые и любопытные. Надеемся, что и пятом классе они не утратят своего огонька и азарта путешественников.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments