Почетный гражданин Нижнего Тагила,
заслуженный работник культуры,
создатель крупнейшего на Урале музейного объединения
«Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Ивана Григорьевича Семёнова называют патриархом музейного дела: за сорок лет работы он превратил один из филиалов областного музея в уникальный музей-заповедник, который в настоящее время насчитывает десять действующих объектов, включая единственный в России музей-завод.

«Как создавался музей-заповедник «Горнозаводской Урал»? Я пришел в музей в 1968 году. Коллектив оказался здесь научно подготовленный, такая когорта мыслящих, целеустремлённых научных сотрудников, которые осознавали, что музею требуется расширение. Уже в то время, когда у нас было около трехсот тысяч предметов музейной ценности (сейчас — около полумиллиона), мы чувствовали, что нам тесны рамки филиала областного краеведческого музея. Мы обратились к руководству города в 1974 году с просьбой передать нам памятники истории и культуры: здание управления заводского округа – памятник федерального значения, верхний провиантский склад, нижний провиантский склад, господский дом, дом Черепановых, дом Худояровых. Мы писали ещё, и ещё, пока в 1978 году не было принято решение о создании музейного комплекса.

Я объездил с проектом реставрации объектов всех директоров предприятий: «Уралвагонзавода», «Уралхималпста», «НТМК», кирпичных заводов… Создавали музейный комплекс на средства промышленных предприятий, методом «народной стройки». Реставрация – это не просто ремонт, она предусматривает стопроцентное сохранение исторического облика, поэтому была проделана огромная работа: изучали историю создания зданий, их архитектурные особенности по проектам того времени, воспроизводили стройматериалы. Мы создали участок реставрационной работы: привлекли архитекторов, опытных строителей.

Открытие памятника паровозу, 17 августа 1984 года.
Открытие памятника паровозу, 17 августа 1984 года.

К 90-м годам все здания были отреставрированы, в них созданы новые музеи. В господском доме – Музей быта и ремёсел, в доме Худояровых – Музей подносного промысла, в доме Черепановых – Музей истории техники и паровозостроения… Мы решили проблему не только расширения экспозиционных помещений, но и сохранения памятников истории и культуры. В городе до нас вообще не занимались реставрационными работами, музей был первопроходцем этого дела». Первопроходцами сотрудники Ивана Григорьевича Семёнова были во многом. И в создании первого и единственного в России музея-завода – тоже.

Автор фотографии - Ольга Фарашутдинова
Автор фотографии — Ольга Фарашутдинова

«Сама идея создания музея-завода – она не моя. В 1924 году после длительного перерыва в Нижнем Тагиле заработал краеведческий музей. Директором стал историк из «Тагильского общества изучения местного края» (ТОИМК) Александр Николаевич Словцов. Он восстановил краеведческий музей в Тагиле и предложил создать музей-завод на базе Невьянского завода – первенца Демидовых. Но не получилось.

Потом он сформулировал идею создания музея-завода на базе Тагильского демидовского металлургического завода, основанного в 1725 году. Идея опередила возможности своего времени — в тридцатые годы всем было не до музея. Но эту отлично обоснованную идею музейщики помнили, и она возродилась в 60-х -70-х годах. На её основе мы стали разрабатывать свою концепцию создания музея-завода.

Первую концепцию изложили на научно-практической конференции Ассоциации научно-технических музеев Советского Союза в 1988 году Ассоциацию тогда возглавлял директор политехнического музея Москвы, доктор исторических наук Г.Г. Григорян. Обсуждение, советы и рекомендации, услышанные на этой конференции, нам очень помогли. Мы обратились в Министерство культуры РСФСР с проектом музеефикации завода, которое в свою очередь уже обратилось с этой просьбой к Министерству чёрной металлургии СССР.

Министром культуры был наш земляк, Юрий Серафимович Мелентьев, почетный гражданин города. И он, и министр чёрной металлургии Серафим Васильевич Колпаков, понимали ценность этого завода как памятника истории горно-металлургической промышленности страны. Буквально через несколько дней подписали совместный приказ от 13 января 1989 года «о создании отраслевого музея истории черной металлургии Урала», с приложением к этому приказу программы обеспечения технического содержания этого завода, и проведения реставрационных работ».

Автор фотографии - Ольга Фарашутдинова
Автор фотографии — Ольга Фарашутдинова

Но и на этом музейщики не остановились. Их следующий масштабный проект – создание индустриально-ландшафтного «Демидов-парка», охватывающего сразу несколько городов-заводов. «Проект создания национального горнозаводского парка Урала на базе памятников истории техники всех этих городов был разработан совместно с Архитектурной академией Екатеринбурга. Вся наука о сохранении исторического наследия, особенно индустриального, теперь четко и ясно определила, что сохранять и показывать памятники промышленной истории надо в органической связи с окружающей градостроительной и природной средой».

За долгую плодотворную деятельность у Ивана Григорьевича Семёнова накопилось немало правительственных наград, в их числе Орден Трудового Красного знамени, Орден Дружбы, орден «Знак почета», несколько медалей. Но больше всего ветеран музейного дела дорожит званиями «Почётный гражданин города» и «Почетным знаком ИКОМ России». Может быть потому, что тагильчанином он стал не сразу: родился Иван Григорьевич в 1926 году в Ивановской области, на Урале оказался уже взрослым. Но столько сил и любви было вложено им в сохранение исторического наследия нашего края, что, безусловно, он давно уже самый настоящий уралец. Впрочем, сам Иван Григорьевич чаще говорит о себе – «музейщик». Его вклад в музейное дело получил международного признание – с 1991 года он член Международного Совета музеев (ИКОМ).

И.Г. Семенов, Е.Н. Грасмик, Р.М. Горбачева.
И.Г. Семенов, Е.Н. Грасмик, Р.М. Горбачева.

«Музейщик – профессия редкая, отсюда – не совсем правильно оцениваемая. Что там в музеях? Тихие залы, спокойствие, что там делать–то? А ведь музейщики в какой-то степени — бойцы, защищающие культуру, они в своих бастионах-музеях умеют собрать, защищать и спасать предметы и объекты музейной ценности. Именно благодаря им и музеи открываются, и коллекции сохраняются, и новые экспозиции появляются.

В ИКОМЕ — международном совете музеев при ЮНЕСКО — был принят кодекс профессиональной этики музейщика. В одном из пунктов там сказано: «… музейщик не может по своему профессиональному назначению смириться, занять пассивную позицию в защите памятников, он должен принять все меры к тому, чтобы памятник истории и культуры или предмет музейной ценности был сохранен». И никакие объективные причины – сложности материальные, финансовые или политические оправдать музейщика не могут, так как пассивное поведение приводит в конечном итоге к утрате памятника, предмета коллекции музея. Следовательно, музейщик – не просто эрудит, живущий в тишине музея. Российский музейщик должен защищать историческое наследие России: и надо иметь мужество выступать, просвещать, требовать!»

Кроме того, Ивану Григорьевичу Семенову принадлежит инициатива издания книги «Хранители исторического наследия. Статьи и воспоминания сотрудников Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». 17 мая 2013 года, накануне Международного Дня музеев, состоялась презентация этой книги. Статьи и воспоминания сотрудников Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», рассказывающей об истории крупнейшего на Урале музейного объединения, берущего свое начало в 1841 году от музеума древностей, основанного Павлом Николаевичем Демидовым.

Автор фотографии - Ольга Фарашутдинова
Автор фотографии — Ольга Фарашутдинова

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments