Лаковая живопись по металлу зародилась в XVIII веке на уральских заводах, принадлежавших Акинфию Демидову. Сперва разрисовывали простые железные пластины, а позже художники стали украшать росписью полезные в хозяйстве металлические подносы. К концу XVIII века были уже сформированы основные сюжеты росписей нижнетагильских живописцев. От местных старообрядцев-иконописцев художники переняли технику трехслойной живописи по красновато-коричневому грунту. Тагильские подносы покрывались прозрачным «хрустальным» лаком, обладающим завидной прозрачностью и блеском. Его изобретение приписывают семье местных живописцев Худояровых.

Расцвет промысла пришелся на середину XIX века, когда при нижнетагильском заводе открылась живописная школа, в которой готовили художников из крепостных мальчиков. Живопись этого периода можно разделить на два вида: реалистическую и народный примитив, схожий с лубком. Примитивные росписи наносились на недорогие изделия, расходившиеся среди крестьян окрестных деревень и заводских рабочих. Подносы, сделанные из качественных металлов, с реалистичными рисунками — историческими сюжетами, красивыми ландшафтами — приобретали люди более состоятельные. В XIX веке в Нижнем Тагиле подносный промысел стоял на втором месте по числу занятых в нем людей.

podnosy-nizhniy-tagil02

После революции и гражданской войны подносный промысел был почти утерян. Однако в 70-х годах в Нижнем Тагиле началось его возрождение. В 1976 году была выпущена первая группа художников в СПТУ № 49, владевших восстановленной техникой тагильской лаковой росписи.

podnosy-nizhniy-tagil03

В 1977 году построен завод по росписи подносов от предприятия «Эмальпосуда», на базе которого в 1991 году по решению трудового коллектива была создана фирма «Метальная лавка». Руками тагильских мастеров-художников восстановлены цветочная и ягодная росписи, трафаретные орнаменты, совершенствуется сюжетная роспись. Выросла плеяда талантливых мастеров — гордость предприятия.

podnosy-nizhniy-tagil04

За последние тридцать лет изделия промысла экспонировались в крупнейших музеях страны, с успехом вывозились на выставки в Индию, Болгарию, Чехию, Германию, Италию и другие страны.

Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов (главный из которых красавица-роза), законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, то есть все те черты и особенности, что сложились за 270-летний период ее существования.

comments powered by HyperComments