В середине декабря, традиционно, назрел вопрос — куда поехать на новогодние праздники. Я начала обзванивать турфирмы. Оказалось, что все места в санаториях уже забронированы, ещё с начала месяца.

Пришлось подключить к поискам моего мужа Константина. Он, как всегда, нашёл самый экономичный из всех возможных вариант для отдыха с детьми, который включал проживание на базе отдыха «Тургояк», в корпусе со всеми удобствами с ещё советским названием «Ударник». Питание не предполагалось, но обещали большую кухню для готовки пищи. Вариант без готового питания меня немного напрягал, но волшебное слово «Тургояк» сделало своё дело, и я без больших колебаний согласилась.

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеДетские воспоминания

Когда я была маленькая, мы с мамой часто ездили отдыхать на «Золотой пляж» именно зимой. Я до сих пор храню в памяти мои детские воспоминания об этом величественном и суровом озере.

Тургояк называют младшим братом Байкала за его вкусную и прозрачную воду. Благодаря особому планктону, вода как бы светится, серебрится изнутри. Помню тёмный прозрачный лёд, по которому мы катались с другими детьми.

Прозрачный лёд Тургояка

Коньки были старые хоккейные, откуда-то взявшиеся в местном прокате. Помню собаку, которая жила со щенками в норе под высоким крутым берегом озёра. Мы её кормили столовскими котлетами с хлебом. Ещё мы с мамой гуляли вечерами по заснеженной набережной, освещённой фонарями. Шёл снег, а из репродуктора до носилась песня: «Синий-синий иней лёг на провода, в небе загорелась синяя звезда, ууу-у, только в небе, в небе тёмно-синем…»

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеКонечно никаких звёзд на небе не наблюдалось, потому что шёл снег. Зато в сугробе, под светом от фонаря что-то заманчиво поблёскивало. Оказалась конфета в золотой обёртке, кем-то обронённая. Как сейчас помню, называлась она «Осенний вальс». В те далёкие времена дефицита всего, в том числе и конфет, такая находка для меня приравнивалась к упавшей с небосклона звезде. Конечно, я её тут же подняла и съела.

Ещё помню, как нас водили на экскурсию вокруг легендарного озера Инышко, которое находится рядом с озером Тургояк. Нам рассказывали, что Емельян Пугачев спрятал в озере клад – бочку с золотом, но из-за двойного, а то и тройного дна никто не может его поднять со дна озера.

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеДорога

Итак, было решено ехать на шесть дней, пять ночей. В назначенный час мы загрузились на рейсовый автобус до Миасса с очень серьёзным водителем. Ещё при посадке фейсконтроль не прошёл один подвыпивший мужичок, и его не пустили в автобус. До Миасса доехали без приключений, но оказалось, что мы точно не знаем на какой остановке нам надо выходить. Дело в том, что конечная остановка, до которой у нас были куплены билеты, называется не «Автовокзал», а «Предзаводская». Поэтому водитель благополучно нас высадил на Железнодорожном вокзале под видом Автовокзала.

Автомобильный завод «Урал» г.Миасс

Когда мы вышли из автобуса, перед нами предстал Миасс во всей красе со статуей золотого оленя на переднем плане и в окружении заснеженных гор, покрытых хвойными деревьями.

Золотой Лось — символ города Миасса

Прямо на остановке мы зашли в какую-то забегаловку с простым названием «Кафе», очень приличную, как оказалось. Поели домашних щей с куриными шашлычками, которые жарили на углях в самом заведении, поэтому всё было в дыму. Через минут десять мы уже начали задыхаться, а продавец на раздаче буквально проливала слёзы от жгучей дымовой завесы, поэтому мы вызвали такси и поспешили ретироваться оттуда на свежий воздух.

Уже через 3 минуты машина мчала нас в посёлок Тургояк. Водитель, добродушный и весьма разговорчивый парень, всю дорогу развлекал нас рассказами про здешние места. Сетовал, что вокруг озера совсем не осталось живого места, «понастроили всяких шале бизнесмены окаянные».

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеЗаселение

На базе нас встретили хозяева — муж с женой и их помощник, высокий худощавый небритый мужчина с щербатой улыбкой и здоровенными ручищами. Наш корпус представлял собой двухэтажный бревенчатый сруб.

Наш корпус «Ударник»

Поднявшись на второй этаж по деревянной лестнице с резными перилами, я выбрала светлый четырёхместный номер с большим окном в ванной комнате и с видом на лес. Дом был окружён великолепными корабельными соснами. Их кроны уходили ввысь настолько, что казались маленькими на фоне крепких золотисто-бежевых стволов.

На первом этаже размещалась просторная, но при этом довольно уютная кухня с картинами из детских пазлов на стенах, несколькими столами, выстроенными в ряд и многочисленными стульями. Стульев было так много, как будто здесь устраивают банкеты. Они стояли вдоль столов, стен, окон, буфета, забитого посудой и даже возле раковины, казалось вытесняя друг друга. Зачем им столько стульев подумала я, ведь в корпусе кроме нас почти никого нет.

Ответ не заставил себя долго ждать. Хозяйка сказала, что завтра приезжают семьдесят хоккеистов с родителями. Я вначале даже обрадовалась, потом спросила, почему с родителями. Оказалось, что это дети — дворовая хоккейная лига с северо-запада Челябинска. Для них расчистили большой каток прямо на льду озера.

Вот так приЛЕДнились!))

Мы решили, что пока нет хоккеистов, надо вдоволь накататься и после обеда отправились на каток. Дни стояли ещё короткие, поэтому вскоре нам предстала картина ослепительного заката. Солнце окрасило небо в розовато-оранжевые тона, потом все краски сконцентрировались яркой полосой вдоль горизонта.

Вечером поймали в кадр необычное погодное явление — после заката на небе образовался солнечный крест, а может кто-то в нём увидит и фигуру ангела

Затем солнце осветило темнеющее небо последними ослепительными лучами и быстро опустилось за горы, окружающие озеро. Было ещё только около пяти, а по ощущениям уже наступила ночь. Надо было запастись продуктами на завтрашний день, и мы отправились в посёлок по берегу озера.

Тургояк, Челябинская область, Зима на Урале
Лёд красноватый, в цвет заката

Набережную и кроны деревьев освещали зелёные фонари.

Фантазии осветителей хватило только на зелёные фонарики

Мы встретили пушистого рыжего кота, он дрожал от холода, потом согрелся у меня на руках и убежал восвояси.

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеВ посёлке зимой абсолютно мёртвый сезон в плане общепита. Все кафешки на берегу закрыты, в посёлке их просто нет. Вся надежда оставалась на парочку супермаркетов, в которых есть всё, даже в такой глубинке, как этот посёлок. Зашли, ассортимент тот же, что и в городе, сразу же отлегло, значит с голоду не помрём. Народу мало, продавец приветливая, общительная. Рассказала, как она любит готовить плов в казане для своего мужа, у меня аж слюнки потекли! Набрали продуктов, забили ими холодильник и легли спать — утро вечера мудренее.

Приезд хоккеистов

На следующий день только мы успели с утра позавтракать, как приехали хоккеисты. Беготня, суета, сумки, крики, радостно — возбуждённые дети, взволнованные, нервные родители. Хозяйка прибегала к нам пару раз, извинялась за шум. Мы её успокоили, сказали, что детей мы не боимся, у нас их трое. С утра снова пошли на каток, пока ребята туда не нагрянули. Правда всё равно нагрянули, но не хоккеисты, а команда девочек-школьниц с учительницей. Ничего, покатались, в тесноте, да не в обиде.

Когда вернулись в корпус, оказалось, что кухня занята детьми. Родители их откармливали по полной программе: суп, гречка, шашлыки, чай с печеньем. В общем, пришлось подождать, пока они всё съедят и уйдут. Во сколько у вас следующий приём пищи, спросили мы. Родители ответили, что дети едят всё время. И правда, в этот момент забежал один из мальчишек и попросил ещё мяса. Так оно и получилось.

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеВсе три дня, пока хоккеисты были на базе, нам пришлось пристраиваться к ним, чтобы поесть. Они нас даже иногда угощали чем-нибудь. В день их отъезда у одного из мальчиков был день рождения. Мы как раз пришли с прогулки замёрзшие, голодные и уставшие после бессонной ночи. В эту ночь по телевизору транслировали хоккейный матч полуфинала молодёжного чемпионата мира по хоккею Россия — США. Дети не спали до четырёх утра, бегали по коридорам и громко кричали. Потом, когда наши выиграли, они устроили дискотеку прямо в корпусе. Кто-то из отдыхающих на них даже жаловался тренеру. Видимо, чтобы как-то загладить свою вину, родители усадили нас за стол праздновать с ними день рождения. В принципе, это помогло. Расслабившись от шампанского, все сказали друг другу добрые слова и обнялись на прощание. К вечеру все, наконец, разъехались и мы остались одни, в тишине, в большом двухэтажном доме.

Тургояк, Челябинская область, Зима на Урале
Масштабное панно нашей турбазы. Видимо сделано для воодушевления туристов в борьбе с тремя стихиями. И где-то в конце пути должна найтись золотая рыбка и зелёная ёлочка

Какое это счастье, вновь обрести покой и тишину! Мы бы этого не поняли, если бы не они. Нам предстояло наслаждаться отдыхом ещё пару дней до нашего отъезда.

Остров Веры

В один из дней мы решили отправиться в путешествие на остров Веры по озеру. Получилось 12 км туда и обратно. Вышли ещё засветло сразу после обеда.

Поход на остров Веры

Шли вдоль ледяных торосов. Это там, где лёд треснул и его вытеснило в виде причудливых фигур на поверхность озера более глубокими замерзающими слоями.

К острову мы подошли, когда уже начало смеркаться. Народу было мало, все в основном уже шли нам на встречу, обратно к берегу. Побродив немного между сосен, мы вышли к самой верхней точке — останцу с металлическим крестом. Экстрасенсы, посещавшие остров, говорят, что останец — это место силы. Там мощная энергетика, особенно она исходит от чёрного камня, скрытого в недрах останца и выступающего на поверхность одной из своих граней.

Тургояк, Челябинская область, Зима на Урале
Самая высокая точка острова — останец с крестом

Кроме останца на острове есть стоянка неандертальцев, возраст которой около 100 тысяч лет, остатки скита староверов — кельи, развалины часовни, древние каменоломни и менгиры — вертикально поставленные камни.

Древние каменоломни
Мегалитическая стена

Встречаются интересные камни, напоминающие изображение животных, например, голову коровы. Самыми загадочными, пожалуй, являются мегалиты — крупные культовые сооружения, сложенные из массивных камней. На протяжении десятков тысячелетий люди приплывали на остров поклоняться своим богам. Да и сейчас не иссякает поток туристов зимой и летом, стремящихся посетить это место, чтобы поставить свечку, помолиться, загадать желание или попросить о чём-то личном. Человеку свойственно надеяться на чудо. В начале прошлого века здесь в каменной землянке жила отшельница Вера, а ещё раньше здесь скрывался соратник Пугачева, в честь него остров долгое время назывался Пинаевским.

Вылезаем из дольмена

Пока бродили по острову совсем стемнело и изрядно похолодало. Обратно шли по натоптанной тропе, ориентируясь на береговую иллюминацию. Время от времени нам навстречу попадались запоздалые путники со встречными огоньками фонариков.

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеПаренёк, пробегавший мимо нас в сторону острова, попросил сфоткать его на телефон, и побежал дальше. Правда, на обратном пути он нас так и не догнал, может побежал ещё дальше, до хребта Заозёрный. После встречи с парнем мой муж фотограф Константин обнаружил пропажу крышечки от объектива. Нам пришлось вернуться почти до острова, но крышку мы так и не нашли, на острове было искать уже бесполезно в темноте, по рыхлому снегу. «Это твоя дань острову», — решила успокоить я мужа. Но он вначале не очень успокоился и решил сбегать ещё раз туда утром, а к утру всё же решил не ходить.

Хребет Заозёрный

Примерно на полпути, в нашу сторону неожиданно начали двигаться несколько огоньков. Неужели ещё кто-то решил на ночь глядя пойти на остров, удивились мы. Через некоторое время к нам приблизилась группа молодых людей — два парня и две девушки, одетые все примерно одинаково в горнолыжные костюмы примерно одного цвета. Они спросили нас, не находили ли мы по дороге наушники? Мы ответили, что не находили и попросили поискать заодно и нашу крышечку от объектива. Они посмеялись и пошли дальше в сторону острова. Их мы встретили позднее в местном супермаркете, к сожалению, ни наушников, ни крышечки они так и не нашли.

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеКрутой поворот

На следующее утро мы, как обычно, отправились на ледяную горку на берегу речки, впадающей в Тургояк. Нам навстречу выкатились сани, с запряженной в них лошадью. Извозчиком был невысокого роста деревенский мужичок. Мы спросили, можно ли прокатиться. Мужичок ответил, что он прибыл сюда по вызову. Из ворот соседней базы «Метеор» вышли спортивного вида мужчина и генетически загорелый представитель южноафриканского континента в кожаной короткой дублёнке с меховой оторочкой и в пушистой меховой шапке. Они энергично запрыгнули в сани и быстро прокатили по берегу озера. Видимо, мужчина из жарких стран быстро замёрз, в тот день было очень ветрено, и сани вскоре вернулись обратно к воротам базы.

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеМой младший тем временем не прекращая ныл, что хочет покататься на лошадке. «Ну может всё-таки прокатите нас?» — снова спросили мы мужичка. На этот раз он согласился провезти нас по посёлку пару улиц бесплатно, просто по пути домой. Мы сели довольные и покатились по заснеженной дороге. Надо сказать, что улочки в посёлке довольно извилистые и гористые, не то, что ровный берег озера. Лошадь разогналась не на шутку, дорога как раз вела с горы и поворачивала налево в низинку. На полной скорости пытаясь вписаться в поворот, сани накренились в нашу с Колей сторону. Коля сидел с краю и на какой-то момент оказался зависшим над землёй в моих руках. Потом я почувствовала, что сама уже вываливаюсь прямо на Колю. Откинув его подальше в сугроб, я сгруппировалась, как смогла, и тоже выпала из саней на дорогу. Всё это происходило как в замедленной съёмке.

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеЛошадь остановилась, мы лежим посреди дороги, мой муж со средним сыном замерли с открытыми ртами. Мужичок, не теряя самообладания, произнёс, что сани никогда до конца не переворачиваются, только слегка наклоняются в сторону на крутых поворотах. Мы успокоились и поехали дальше помедленнее. В конце концов никто не пострадал, а от полученного при падении адреналина всем стало даже очень весело. Главное, Коля остался доволен, что покатался на санях с лошадкой.

Золотой пляж

В предпоследний день нашего отдыха, выспавшись и набравшись сил после отъезда хоккеистов, мы решили снова прогуляться по озеру. На этот раз нами был выбран маршрут в мои детские воспоминания — на базу отдыха «Золотой пляж». На карте рядом с пляжем Костя обнаружил Пугачёвский грот, который мы тоже решили посетить. Шли по озеру опять вдоль торосов.

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеОзеро гулко бу́хало примерно каждые 15 мин. Даже ощущалось лёгкое ледяное землетрясение под ногами. Было солнечно, дул ветерок, и по озеру плавно скользили сноукайтеры со своими разноцветными парашютами.

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеВскоре мы начали приближаться к берегу и увидели зияющий чёрной пустотой грот под крутым бережком. Оказалось, что это и есть Пугачёвская пещера, в которой он, якобы, прятался со всем своим отрядом, хотя он довольно мал и тесен внутри. Вход перегорожен большим камнем, но внутрь залезть вполне можно, что мы и сделали.

Снаружи берег покрыт причудливыми ледяными наростами. Они переливались и искрились под золотистыми лучами заходящего солнца.

Когда мы подошли к пляжу, последние его лучи просачивались сквозь деревья, растущие на мысе Тёщин язык. По характерному запаху мы поняли, что где-то рядом находится туалет. О, чудо, он оказался ещё и тёплый. Найти в лесу, после долгого пути туалет с подогревом было очень кстати.

Полуостров «Тёщин язык»

Мы немного согрелись и пошли дальше по набережной мимо фешенебельных отелей, небольших комфортабельных шале и маленьких деревянных избушек, словно игрушечных, с резными ставнями. Всё было украшено рождественскими веночками, гирляндами огней — и дома, и деревья. Рядом с отелем слышна была английская речь. На самой базе было довольно оживлённо и весело. Всюду кафешки, ресторанчики, люди гуляют по набережной, песни поют. На берегу построили иглу — ледяная избушка с прорубью посередине, а в ней кипятильник, чтобы не замерзала.

Тургояк, Челябинская область, Зима на УралеВ это время как раз шла игровая программа — ведущий проводил разные конкурсы под музыку. Потом всех прозвали кататься на запряжённых лошадью санях.

Полюбовавшись на всё это великолепие, мы решили взобраться на горку, чтобы увидеть Инышко. Да, со времён моего детства здесь многое изменилось. Оказалось, что на горку можно подняться по удобной деревянной лестнице с фонарями.

Тропа над озером Инышко

Она ведёт прямо на смотровую площадку и раздваивается в разные стороны, превращаясь в деревянную тропу, по которой можно гулять вокруг этого маленького озера. Лестница нас впечатлила, а про озерцо мой муж сказал: «Инышко, как Инышко…» Вот и всё!