Ноябрь на Урале не очень-то располагает к походам и пешеходным экскурсиям — не сезон. Зато в это время в самом разгаре очередной театральный сезон во всех уральских театрах – прекрасная возможность устроить классный культпоход!
В сентябре-октябре 2012 года торжественно отпраздновал свой столетний юбилей Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, в просторечии называемый Оперным. Открывался он в сентябре далёкого 1912 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». Повидал за свой век всякое: и дореволюционный екатеринбургский бомонд в мехах и бриллиантах, и революционные выступления Якова Свердлова, и оригинальные послереволюционные и послевоенные постановки (театр по праву называли «лабораторией советской оперы»), и первые творческие шаги многих артистов с мировыми именами – в том числе Сергея Лемешева и Ивана Козловского.
В 1988 году в его недрах зародился детский театр балета «Щелкунчик», начав свою биографию спектаклем «Муха-Цокотуха». С тех пор в основе репертуара детского театра — балетные спектакли по мотивам сказок, неизменно пользующиеся успехом у юных зрителей. Через двадцать лет – в 2008 году – «Щелкунчик» переехал в своё собственное отдельное помещение (существенно перестроенное здание бывшего кинотеатра «Мир» на улице 8 марта). Но спектакли в исполнении детского балетного коллектива по-прежнему идут на сцене Оперного театра, и они – вместе с детскими спектаклями самого Оперного – прекрасный повод собраться всем классом и отправиться в театр.
В афишах Оперного театра самые детские спектакли отличить от остальных не трудно: постановки для детей идут в утреннее время, по воскресеньям. «Дюймовочка», «Белоснежка и семь гномов», «Чиполлино» — это балетные спектакли от театра «Щелкунчик». Они исполняются под фонограмму (в оркестровой яме тихо и безлюдно), на сцене – юные и даже очень юные артисты. Но уже вполне профессиональные! А вот оперы «Морозко», «Гензель и Гретель» — это работы самого театра оперы и балета, здесь и актёры взрослые, и музыка живая, но сами спектакли рассчитаны в первую очередь на детскую аудиторию. На все утренние постановки можно идти даже с первоклассниками, как и на балетный спектакль «Щелкунчик», который идёт почему-то чаще вечером. Опера «Морозко» и балет «Щелкунчик», кроме всего прочего, замечательны как новогодние спектакли, и если вы ещё не определились где праздновать классом Новый год – рассмотрите и этот вариант! Оперный театр не позиционирует детские спектакли, проходящие в конце декабря-начале ноября, как новогодние. Некоторые зрители даже не подозревают, что в этот период перед спектаклями детей ждет получасовая интермедия возле елки!
Для школьников постарше можно выбрать спектакли из «взрослого» репертуара, то есть из тех, что идут в вечернее время. Например, балет «Катя и принц Сиама», сюжет которого основан на реальных событиях. История любви русской девушки Екатерины Десницкой и тайского принца Чакрапонга, случившаяся сто лет назад в Петербурге будет понятна и интересна всем, кто уже освоил сказку про Золушку. Шикарные декорации, изображающие то дворцы Таиланда (Таиланд – это и есть Сиам), то улицы Петербурга, никого не оставят равнодушными.
От теоретической части перейдём к личному опыту: мы ходили в Оперный с третьеклассниками, поэтому – на утреннюю оперу «Морозко». А ещё заказали экскурсию по театру после спектакля – есть и такая возможность. Экскурсию можно заказывать отдельно от спектакля, а можно совместить эти удовольствия. Мы совместили: сначала посмотрели на спектакль из партера, а потом отправились за кулисы театра, чтобы посмотреть на опустевший партер оттуда.
Театральное закулисье – место совершенно необыкновенное, почти как сказочное Алисино зазеркалье. Всё оттуда выглядит совсем по-другому. То, что из зрительного зала казалось зимним лесом или деревенской избой, на самом деле — всего лишь картинки на огромных «занавесках» мягких декораций, как нарисованный огонь в очаге в каморке папы Карло. После нашего утреннего спектакля декорации сворачивали и убирали, чтобы заменить их на другие — к вечернему спектаклю. Процесс смены декораций с близкого расстояния выглядит жутковато и грандиозно. Это издалека сцена маленькая и уютная, а вблизи и сцена большая, и потолок над ней высоченный.
Кроме мягких декораций за кулисами нам показали и жёсткие декорации тоже, специальный стол для реквизита, авансцену, карман сцены противопожарный занавес – есть, оказывается, и такой! А ещё есть настоящая звонница с колоколами – их шесть штук, разного размера, каждый даёт в общую мелодию свою ноту. Колокола используются в некоторых спектаклях, где должен быть колокольный звон – например «Князь Игорь» или «Хованщина». Благодаря Оперному уцелели несколько дореволюционных колоколов, снятых с храма Вознесения Господня – их перенесли в театр, где они прослужили долгие годы, помогая воссоздавать атмосферу той, старой Руси. Сейчас те колокола вернулись обратно на колокольню храма, а для театра были сделаны новые. После закулисья мы отправились в музей театра – он расположен на самом верхнем этаже в свободном доступе, то есть его экспозицию можно спокойно посмотреть во время антракта. Но с гидом, конечно, экспонаты музея «рассказывают» намного больше.
С балкона галереи открывается замечательный вид на зрительный зал во всём его великолепии. Отсюда отлично видно и шикарную люстру 50-х годов, и украшающую зал позолоту – она появилась в 80-х, когда на зал было затрачено около двух килограмм выписанного из Москвы сусального золота. Это на сцене реквизит бутафорский, а позолота в зале и мраморные лестницы в театре самые настоящие!
От экскурсовода мы узнали много того, что обычно скрыто от зрительских глаз. Например, где в Оперном театре находится Тайная комната и для чего она была сделана, или сколько в театре сотрудников – оказывается, около шестиста! Кроме артистов и музыкантов, которых мы видим, есть ещё много «бойцов невидимого фронта» — тех, кто шьёт костюмы, делает обувь и парики для сцены, рисует декорации. Цех реквизита, декорационный цех, монтажный цех – без них на сцене не будет той сказки, которая должна быть.
В общем, экскурсия по театру – это интересно и для детей, и для взрослых! А ещё при нашем театре оперы и балета есть Клуб друзей театра – успевайте увидеть больше, чем доступно зрителю на спектакле!