Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Деревянные идолы Екатеринбурга

Идолы Валерия Гаврилова в Парке лесоводов
и другие деревянные скульптуры Екатеринбурга

Самая старая деревянная скульптура в мире - Шигирский идол - была найдена в позапрошлом веке в окрестностях дореволюционного Екатеринбурга. В 80-х годах прошлого века идолы появились уже в советском Свердловске.

Идолы стояли буквально на каждой детской площадке и в любом детском саду. Мы воспринимали их как должное, как будто они возникли сами собой или вообще были всегда.

Многие из нас, когда выросли, стали задаваться вопросами, кто и зачем их поставил, почему они были такими угрюмыми и даже пугающими, а главное - сохранились ли идолы где-нибудь в Екатеринбурге до сих пор. «Уралнаш» провел расследование, и история деревянных истуканов оказалась совершенно поразительной. Все началось с идолов в Парке лесоводов. Деревянные идолы Екатеринбурга

Идолы в Парке лесоводов

На окраине Екатеринбурга, в лесопарке у Сибирского тракта, уже сорок лет стоят они, безмолвные стражи леса, но далеко не каждый екатеринбуржец знает об их существовании. Те же, кто видел их в живую, особенно в раннем детстве, отмечают их удивительную экспрессию в сочетании с пугающей таинственностью.

О скульптурах говорят, что они жуткие, демонические, тревожные. Что они словно страшные сказки, воплощенные в дереве. Истуканы будто сами вышли из леса, да так и остались на опушке. Тем не менее, как у всякой рукотворной вещи, у них есть создатели.

В 1976 году их сделали преподаватели Лесотехнического института Валентин Чернов и Геннадий Повод и художник Валерий Гаврилов, личность которого заслуживает особого внимания. Деревянные идолы Екатеринбурга

В 70-х годах прошлого века В.Чернов задумал объединить в одном произведении два самых больших своих увлечения – историю Урала и резьбу по дереву. Причем, обратиться к самым первым историческим упоминаниям Рифейских гор (старинное название Уральских гор) и рассказать о древних народах, населявших территорию современного Урала. В напарники Чернов пригласил коллегу Геннадия Повода и художника Валерия Гаврилова, который также работал в Лесотехническом институте.

Замысел скульптурной группы родился из тесного переплетения истории, слухов, мифов и фольклора. Композиция "Освобождение человека" должна была рассказать историю становления человека на Урале: как из раба стихий человек превратился в творца-созидателя, как постепенно окреп и возвысился его дух.

Идею горячо поддержал директор Свердловского горлесхоза А.Н. Кильяков. Лесоводы поручились опекать будущее произведение. Для скульптур нашлось подходящее место рядом с Лесотехническим институтом - в молодом лесу в Парке им. лесоводов России, основанном в 1966 году. Деревянные идолы Екатеринбурга

Борей. В греческой мифологии - олицетворение бурного северного ветра

В.Чернов, Г.Повод и В.Гаврилов приступили к работе. Их целью было не просто рассказать историю человека на Урале, но сделать это художественным языком. Эскизы к скульптурам создавал Валерий Гаврилов.

Валерий Гаврилов

Валерий Федорович Гаврилов был и остается самой непризнанной и отверженной фигурой свердловского андеграунда 70-х годов. О нем вспоминают как о "легендарной личности". Некоторые признаются, что если и встречали когда-нибудь гениального художника, то это был именно Гаврилов. Деревянные идолы Екатеринбурга

Валерий Гаврилов на фоне росписи ресторана "Петровский зал"

Он балансировал на тонкой грани между гениальностью и безумием, и его огромная внутренняя сила была скорее темной, разрушительной. Валерий Гаврилов видел мир иначе и пытался ухватить свое мистическое видение в картинах. Творчество для него было не просто возможностью выразить себя, но единственно возможным способом существования, а сюрреализм - единственным творческим методом. Деревянные идолы Екатеринбурга

Валерий Гаврилов, автопортрет

Валерий Гаврилов родился в 1948 году. Уже в раннем детстве он обнаружил величайший талант. Не достигнув совершеннолетия, уехал из родной деревни Ильинка в Свердловск, поступил в художественное училище, где за все время учебы так и не получил поддержки и не обрел единомышленников.

Дважды он пытался поступить в ленинградскую Академию художеств, но преподаватели говорили ему: «Вам уже учиться нечему. Вам самому пора учить».

В. Гаврилов так и не вступил в Союз Художников, при жизни у него не было ни одной персональной выставки. "Официальное искусство" не принимало его, да он и не сильно стремился к этому. Деревянные идолы Екатеринбурга

...источником всех зол служит суеверие... Дени Дидро

Валерий и его жена Зинаида были отчаянными заводилами богемной "тусовки". Они жили в предназначенном под снос деревянном доме на Горького, 22. Этот дом, а позже и квартира Гавриловых, был своеобразным "салоном", где собирались все представители андеграунда. Зинаида сама была личностью неординарной, и тоже оставила яркий след в истории свердловского художественного процесса. Деревянные идолы Екатеринбурга

Валерий Гаврилов, З.Поэт

До встречи с Гавриловым она работала официанткой в вагоне-ресторане, а после свадьбы придумала образ "Зинозавры", светской дамы, и удивительно полно отдалась этому образу. Она писала стихи под псевдонимом З.Поэт, рисовала картины, вместе с Валерием они выпускали самодельные журналы "совершенно шизофренического содержания".

Жизнь Валерия и Зинаиды была, по воспоминаниям очевидцев, "бесконечной пьянкой". Их дом всегда был полон гостей, их собственных шестерых детей и странных и прекрасных картин Валерия Гаврилова, которые он беспрестанно писал и складывал на шкаф, где они, свернутые, постепенно погибали.

Валерий Гаврилов трагически ушел из жизни в 34 года, захлебнувшись рвотными массами. Он оставил тысячи картин, десятки тысяч графических листов, сотни фотографий и деревянных скульптур, несколько сценариев и философский трактат. Большинство из его работ утрачено, картины просто не пережили неправильного хранения. Деревянные идолы Екатеринбурга

Шаман

Своими скульптурами в Парке лесоводов Гаврилов на десятилетие опередил официальное признание подпольного искусства. В разгар застойных времен, в эпоху тотального контроля и господства соцреализма в искусстве, на окраине города появился памятник советскому андеграунду, созданный при поддержке муниципальных служб и на муниципальные деньги.

Только в 1987 году, уже в эпоху перестройки, состоялась легендарная первая бесцензурная выставка «Сурикова, 31», которая позволила искусству андеграунда наконец заявить о себе. Валерия Гаврилова к тому времени не стало, зато остались его картины.

Очередь на выставку стояла на два квартала. Именно там впервые смогли представить свои работы Евгений Малахин (он же старик Букашкин), Виктор Гардт, Валерий Дьяченко, Виктор Махотин, Валерий Павлов и многие другие значимые художники Екатеринбурга. Деревянные идолы Екатеринбурга

Идолы Валерия Гаврилова

Итак, мы выяснили, что за личностью был Валерий Гаврилов, вернемся к скульптурам в Парке лесоводов.

Композиция "Освобождение человека" включает 17 деревянных скульптур, изначально их было 18. На первый взгляд, они расставлены хаотично, второпях, но если внимательно рассматривать их по порядку, композиция проясняется - от древних фольклорных представлений через греческую мифологию к истории, религии и современности.

Художник Феликс Смирнов, сын Валерия и Зинаиды Гавриловых, любезно предоставил фотоальбом о скульптурах в Парке лесоводов, собранный самим В.Ф. Гавриловым.

Судя по фотографиям в альбоме, скульптуры стояли вдоль вымощенных каменных дорожек, и у каждой была пояснительная табличка. В самом начале композиции стоял щит с историческими данными и цитатами. Основная идея комплекса, по замыслу авторов - заинтересовать зрителя древней историей Урала, неизвестной большинству современников.

По фотоальбому мы расшифровали все образы, приводим некоторые описания здесь. Фотоальбом смотрите в конце статьи.

Самая первая скульптура - греческий историк Геродот. Деревянные идолы Екатеринбурга

"Любовь" - самая умиротворенная фигура из всех. Деревянные идолы Екатеринбурга

Исседоны - древний народ, который жил на территории Южной Сибири и Урала. Деревянные идолы Екатеринбурга

Подпись на постаменте: Здесь аримаспы злато подглядели, украли и над нами же трунят. - "Фауст", Гёте

По представлениям древних, аримаспы воевали с грифами, стерегущими золото, которые жили на севере от них, и с исседонами, которые жили южнее. Деревянные идолы Екатеринбурга

Грифы, стерегущие золото

Деревянные идолы Екатеринбурга

Схватка

Деревянные идолы Екатеринбурга

Исседон-победитель

Та же скульптура с другого ракурса - голова быка. Деревянные идолы Екатеринбурга

Одна из последних скульптур в композиции. Рудокоп. Деревянные идолы Екатеринбурга

Жница. Этот образ мы сначала приняли за спокойный, мирный, но присмотревшись, увидели, что обаятельная девушка с косой - на самом деле темная богиня Мара, серпом подрезающая нити жизней, а бабочка - не что иное, как кричащее в ужасе лицо старика. Деревянные идолы Екатеринбурга

Впрочем, подпись сообщает другое: «...Фигуры жницы и рудокопа символизируют неразрывное трудовое содружество серпа и молота, направленное на благо человека.»

Все-таки год создания скульптур - 1976, в то время изобразить темную богиню Мару в парковой скульптуре было бы чем-то фантастическим. Неизвестно, специально ли автор зашифровал этот образ в скульптуре, или таким образом "проступила" его творческая индивидуальность.

На некоторых скульптурах сохранились подписи авторов, названия и цитаты из классиков. На других подписей или не было изначально, или скульптуры просто осели, и буквы скрылись в бетонных основаниях. Чтобы найти некоторые надписи, пришлось стоять по пояс в крапиве. Деревянные идолы Екатеринбурга

Каждая скульптура - отдельное сюрреалистическое произведение искусства.

Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга

Скульптуры сделаны с удивительным вниманием к деталям. Они покрыты символами и мелкими фигурками не только с лицевой, но и с обратной стороны.

Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга

Депутат Екатеринбургской городской Думы Константин Киселев на своей странице в Facebook очень точно выразился по поводу скульптур Валерия Гаврилова:

«Живопись В. Гаврилова уже давно и многими признается гениальной. Его талант гениальным на грани сумасшествия. Его сравнивают с Дали и другими великими. И сравнивают справедливо. Его деревянные скульптуры отдаленно напомнили парк Вигеланда в Норвегии. Можно спорить со сравнениями, но то, что деревянные скульптуры Валерия Гаврилова с соавторами являются памятником искусства и истории - факт. Для меня бесспорный. Не знаю закреплен ли этот статус законодательно. Но делать это нужно срочно.

В середине 70-х такие скульптуры можно было разместить только где-нибудь в лесу, на окраине Свердловска. Или в сумасшедшем доме на Агафуровских дачах, где приходилось бывать и самому Валерию Гаврилову. Сегодня их место в специальном музее, или на территории Ельцин-центра, или в ином месте в центре Екатеринбурга на охраняемой территории. Обязательно под присмотром реставраторов.

Как всегда: достояние мирового уровня, признается большинством, но никем не защищается, разрушается, утрачивается. А потом жалеем...»

Идолы стоят на поляне слева от главного входа в Парк имени лесоводов и дальше вдоль тропы. Ближайшая остановка транспорта - "Лесопарк" (автобусы 1, 026, 31, 32, 047, 64), ближайший адрес - Сибирский тракт, 36, Лестех. Деревянные идолы Екатеринбурга

Другие идолы Екатеринбурга

Композиция "Освобождение человека" была первой. После этого, как круги на воде, скульптуры стали появляться по всему городу.

Некоторые из них создавал Валерий Гаврилов, остальные делали уже другие художники, это была целая ремесленная артель. Мы разыскали некоторые из сохранившихся идолов.

В Парке лесоводов, только не у главного входа, а немного дальше, возле автомобильной парковки, установлены еще 4 скульптуры. Они очень похожи по стилю на скульптуры Валерия Гаврилова, но он не принимал участия в их создании.

Композиция посвящена Сибирскому походу Ермака. На первой скульптуре надпись: "Простор. Сибирь. Какая мысль стремится в душу мне? Ермак".

Скульптуры изображают богатырей, крестьян и татаро-монголов. Они выглядят очень авангардно, особенно фигура богатыря с ружьем и в резиновых сапогах.

Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга

Возле дома-музея Бажова по адресу Чапаева, 11 установлены 4 скульптуры – портрет Бажова, Хозяйка Медной Горы, Данила-мастер и старик Кокованя с Даренкой и Серебряным копытцем. Феликс Смирнов, который участвовал в создании скульптур вместе с отцом, подтвердил, что их автор - Валерий Гаврилов.

Кроме бажовских фигур, они делали комплекс "По щучьему веленью" на ул. 8 Марта и комплекс у Каменного моста на Малышева. После ездили по городам области и колхозам-миллионникам, где создавали так называемые "скульптуры малых форм" - игровые площадки для детей и юношества.

Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга

Напротив парка Маяковского, возле ресторана по адресу Мичурина, 216а стоит скульптурная группа «Бременские музыканты». Эти фигуры отличаются от предыдущих. В их создании Гаврилов уже не участвовал.

Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга

В Зеленой Роще у входа с ул. Народной Воли стоит одинокая скульптура. Она выглядит значительно моложе остальных. Мы предположили, что это Мать-природа. Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга

В парке Чкалова в Юго-западном районе есть группа полуразрушенных деревянных скульптур-сказочных героев. Это уже не многоликие пятиметровые истуканы, стилизованные под языческих идолов, а простые фигуры из цельного бревна. По воспоминаниям детства, именно такие обычно стояли на детских площадках и в садиках.

Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга

Во дворе у перекрестка Щорса-Белинского сохранилась часть комплекса по мотивам повести А.Волкова "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" (продолжение сказки "Волшебник Изумрудного города").

Раньше здесь было два ряда деревянных солдат в красной форме (качели) и в синей форме (турники), деревянный Страшила Мудрый, блестящий Железный Дровосек-карусель и огромный Изумрудный город-горка. Изумрудный город сгорел в начале девяностых. Железный Дровосек долго сопротивлялся вандалам, но в конце концов пал, Страшила исчез еще раньше. Рядом с солдатами есть остатки деревянной скульптуры в виде какого-то сидящего животного. Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга

Напоследок - некоторые страницы из фотоальбома Валерия Гаврилова о скульптурах в Парке лесоводов.

Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга Деревянные идолы Екатеринбурга

Автор текста и фотографий: Ирина Шэ

Источник: «Уралнаш. Интересно о Екатеринбурге»

Мы в соцсетях!