Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Открытое интервью:
Полухина Галина Юрьевна
Директор «Центра традиционной народной культуры Среднего Урала»

   Галина Юрьевна Полухина более 20 лет работает в сфере культуры Свердловской области, из них 15 – в Министерстве культуры Свердловской области. И в течение 2 лет, (с момента основания) является директором Государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области «Центр традиционной народной культуры Среднего Урала».

   Центр создан в 2011 году путем слияния государственного учреждения культуры Свердловской области «Свердловский областной дом фольклора» и областного государственного учреждения культуры «Уральский центр народных промыслов и ремёсел».

   Центр занимается изучением и сохранением традиционной народной культуры Среднего Урала в таких ее проявлениях, как художественные народные промыслы и ремесла, фольклор, обычаи и обряды, языки, диалекты и говоры, исторические топонимы; знакомит с материальным и нематериальным наследием традиционной народной культуры Среднего Урала: традиционными российскими ремеслами и уральским фольклором; ведет методическую и информационную поддержку учреждений и специалистов, занимающихся сохранением традиционной народной культуры.

 

 

   Вопрос от Анны из Верхней Сысерти:

   Галина Юрьевна, расскажите о традиционных уральских сувенирах. Есть у нас на Урале, кроме малахитовых шкатулок, что-то такое, брендовое и яркое, как павлопосадские платки или дымковские игрушки?

   На Среднем Урале есть уникальный промысел, зародившийся еще в середине XVIII века – это лаковая роспись по металлу, местом традиционного бытования которой является город Нижний Тагил. Нижнетагильские металлические подносы с росписью масляными красками, которые возникли на несколько десятилетий раньше знаменитых жостовских, уже к началу XIX века стали известными не только на Урале, но и во всей России.

   Роспись на тагильских подносах первоначально была сюжетной: мастера копировали исторические, мифологические и пейзажные композиции русских и зарубежных художников, окружая их широкой полосой золотого орнамента. К середине XIX века такие подносы-картины сменились более демократичными с цветочной росписью в виде букетов на красном, черном, синем или зеленом фоне.

   Цветочная композиция является основным мотивом росписи нижнетагильских подносов и сегодня. Основу ее составляет знаменитая «тагильская роза», которую выполняют при помощи особых живописных приемов, характерных именно для тагильской росписи (двухцветный мазок, свободная кистевая роспись). Кроме красочных букетов в творчестве тагильских мастеров сегодня встречаются мотивы уральской рябинушки, фруктовые натюрморты, пейзажи родного Урала и сюжетные композиции по мотивам бажовских сказов.

   Тагильские подносы знамениты сегодня далеко за пределами Свердловской области.

 

   

 

   Другим уральским «брендом» я бы сегодня назвала сысертский фарфор. Коллекции изделий ООО «Фарфор Сысерти» неоднократно и заслуженно отмечались дипломами различных выставок, многие изделия приобрели для своих экспозиций музеи Российской Федерации. Особенно ценится сысертский фарфор за ручную роспись, в которой используются цветочные мотивы, городские пейзажи, тончайшие кружева ажурных орнаментов. На сысертском заводе выпускаются чайные и кофейные сервизы, вазы, чайные пары, декоративная скульптура на тему уральских сказов, русских былин, сувениры с православной тематикой. Кроме того, на заводе воссозданы уникальные технологии изготовления фарфоровых иконостасов.

 

   

 

   Вопрос от Андрея Сергеевича Злоказова из Екатеринбурга:

   Уважаемая, Галина Юрьевна. В продолжение вопроса о сувенирах Урала. Занимается ли Ваш центр возрождением народной культуры Урала или его деятельность направлена только на сохранение и классифицирование того что было ранее и осталось для музейных фондов? Какая именно работа ведётся в этом направлении? Есть ли какие-то централизованные точки сбыта/сдачи на реализацию продукции народных ремёсел от мастеров надомников или всё это проходит без Вашего участия?

   Уважаемый Андрей Сергеевич, спасибо за Ваш вопрос. Надо сказать, что Центр, с момента его создания (01.04.2011) в своей основной деятельности занимаясь сохранением традиционной народной культуры, также реализует мероприятия, направленные на её возрождение. Это ряд всероссийских и областных фестивалей: фольклорный фестиваль «Дмитриев день» (возрождение традиционной мужской культуры), областной детский фестиваль традиционных игр народов Среднего Урала (возрождение традиционных детских игр, сохранение традиционной игровой среды), областной детский фестиваль традиционных уральских ремесел (сохранение преемственности, передача ремесленных традиций из поколения в поколение), проведение традиционных народных праздников годового календарного круга, проведение семинаров, семинаров – практикумов по материальной и нематериальной культуре, издание методической и научно-практической литературы. Также Центр издаёт два раза в год альманах по традиционной народной культуре «Колесо».

   По поводу сбыта/сдачи на реализацию продукции мастеров, занимающихся традиционным ремеслом, а так же реализующих себя в декоративно-прикладном творчестве. Наше учреждение является государственным учреждением культуры, и заниматься организацией сбыта продукции изделий народных художественных промыслов, изделий мастеров традиционных ремесел не входит в задачи его основной деятельности. Но в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала организован небольшой киоск, где мы реализуем продукцию народных мастеров, а также изделий народных художественных промыслов.

 

   Вопрос от Александры из Челябинска:

   В книге "Урал-бесконечный драйв-2!" в качестве объектов событийного туризма представлены праздники "Крещение на Урале" и "Масленица на Урале". Отличаются ли чем-нибудь уральские традиции празднования масленицы, Рождества, Пасхи, Крещения от общероссийских? Или, может быть, у нас вообще были свои местные уральские праздники, не имеющие аналогов в других регионах?

   Александра, вы задали вопрос, ответ на который требует развернутого ответа на несколько страниц. Попытаюсь ответить кратко.

   Любой регион России имеет свои локальные особенности празднования тех или иных праздников при этом существуют и элементы, содержащиеся повсеместно. Учитывая, что Урал представляет собой довольно пёструю этнографическую картину, то разбег будет достаточно большой.

 

 

   Рождество и Крещение входят в Зимние святки, а те, в свою очередь, имеют общий характер, а различия, можно выделить разве что в длительности святок (в некоторых районах в них входила и неделя до Рождества), и по названиям сопутствующих атрибутов (например, ряженые – «срядчики» «шуликаны» и т.д.). Из ярких особенностей святок можно упомянуть существовавшие в Ирбитском районе две группы колядующих, одна из которых олицетворяла чертей, а другая ангелов со святыми Николой и Иосифом, они ходили по окрестностям и колядовали и обязательно должны были где-нибудь пересечься, и если это происходило, возникал бой, в ходе которого ангелы прогоняли чертей.

   Были и свои местные, уникальные, праздники, приуроченные к тому или иному праздничному циклу, например «девятая пятница» в Камышловском районе, приуроченная к Троицким праздникам. В целом же, конечно, праздники одинаковы по всей территории России, т.к. церковный календарь для всех один.

 

   Вопрос от Наталия из Екатеринбурга:

   Как вы оцениваете существенность поддержки государственного финансирования в вашей сфере? Перспективная ли это отрасль для привлечения молодых специалистов?

   Уважаемая Наталия, добрый день! На любой вопрос о финансах всегда можно ответить, что денег много не бывает. Но, говоря о государственном финансировании нашей сферы, можно заявлять, что в Свердловской области оно действительно осуществляется. Являясь государственным учреждением культуры Свердловской области, Центр финансируется из областного бюджета на мероприятия государственного задания, которое учреждению ежегодно определяется. Кроме этого на ряд мероприятий различной направленности: фестивали, издательские проекты, фольклорно-этнографические экспедиции и другие по областным целевым программам ежегодно выделяется около 3 млн. рублей.

   По поводу привлекательности нашей отрасли, в частности нашего учреждения для молодых специалистов можно сказать следующее. Средний возраст специалистов Центра в 2012 году составил 37 лет, все имеют высшее образование. Средняя заработная плата методистов и руководителей отделов Центра за 2012 год составила 16 700 рублей. Любой молодой специалист, поступивший к нам на работу после окончания начального, среднего профессионального или высшего учебного заведения может получить единовременное пособие в размере 35 тыс. рублей, с условием отработки в учреждении не менее 3-х лет. Также отработав 3 года в организации, при условии получения статуса нуждающегося в жилье, можно получить ссуду на его приобретение.

 

   Вопрос от Риты Хусановой из Екатеринбурга:

   Уважаемая Галина Юрьевна! Входит ли в ваши планы сотрудничество с турфирмами? Пока ваши сотрудники очень неохотно соглашаются на проведение в вашем центре экскурсий для гостей города. Как вы считаете, есть ли необходимость в том, чтобы знакомить результатами ваших исследований не-специалистов, или достаточно того, что вы все изучаете и сохраняете?

   Добрый день, Рита! Сотрудничество с турфирмами всегда входило, и будет входить в планы нашего учреждения, т.к. это огромный ресурс для развития деятельности нашего учреждения по многим направлениям. Меня, надо сказать, удивила информация о «неконтактности» наших специалистов по поводу проведения экскурсий в Центре. Я обязательно выясню эту ситуацию на ближайшем совещании с сотрудниками, ответственными за эту работу.

   Вопрос о «знакомстве с результатами наших исследований» даже не стоит. Одной из основных задач учреждения и является, что все результаты исследований необходимо представлять широким слоям населения в виде изданий, публикаций, проведения научно-практических конференций, семинаров, семинаров-практикумов, выставок и других мероприятий.

 

   Вопрос от Юлии Тузовой из Белоярска:

   Галина Юрьевна, а уральский акцент - он действительно существует? Если да, то по каким характерным признакам можно его определить?

   Уважаемая Юлия, то, что Вы называете «уральским акцентом» - это уральский диалект:

   - полное оканье, т.е. гласный звук «О» произносится под ударением, в безударных и заударных слогах («росскажи»);

   - переход «А» в «Е» между мягкими согласными под ударением («опеть»);

   - так называемое «ёканье» («будёт», «вызываёт»);

   - стяжение гласных («знам», «красно платье», «кака песня»);

   - мягкие окончания («Ванькя»);

   - окончание «Е» у существительных третьего склонения в дательном и предложном падежах («к дочере», «на лошаде»);

   - суффиксы «ае», «яе» в сравнительных суффиксах прилагательных («ближае», «скоряе»);

   - частое употребление частицы «то» с изменением и без («Манькя-та», «девки-те», «дом-от»,

   - замена согласных «Ч» на «Щ» и «Ц» на «С» («щижик», «купщик», «девиса», «молодсы»)

   Эти фонетические особенности диалекта на Урале и в Свердловской области, в том числе, сложились в течение XVIII в. – первой половины XX столетия, когда регион заселялся русскими главным образом из северных, восточных и центральных районов России. Поэтому здесь изначально оказались в большинстве различные северо-русские окающие говоры. Они взаимодействовали не только между собой, но и с небольшим количеством акающих говоров, которые были привнесены переселенцами из других губерний и располагались островками на территории Урала.

 

Дополнительная информация:

   «Центр традиционной народной культуры Среднего Урала»

   Адрес: г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 10

   Телефон: (343) 257-37-82

   Сайт Центра: www.uraltradicia.ru

 

   Предлагаем ознакомиться с подробной статьей о Центре на нашем портале.

 

   Ссылки по теме:

   «Открытое интервью»: задаем вопросы вместе!

 

Мы в соцсетях!