Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

«Открытое интервью»:
Карпов Валерий Андреевич
Генеральный директор «Ирбитского государственного музея изобразительных искусств»

   Валерий Андреевич Карпов – почётный гражданин города Ирбита, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат многочисленных премий и бессменный директор «Ирбитского государственного музея изобразительных искусств». Того самого музея, что год назад взорвал мировые информационные агентства сенсационной новостью об обнаружении неизвестной картины Рубенса. Сегодня картину «Кающаяся Мария Магдалина» может увидеть любой желающий – для этого достаточно приехать в Ирбит в часы работы музея.

   Музей с теперь уже мировым именем «выращивался» Валерием Карповым на протяжении многих лет. Всё началось с Ирбитского городского выставочного зала, куда в 1971 года Валерий Андреевич был назначен на должность заведующего. Через год выставочный зал стал филиалом Свердловской картинной галереи, через 20 лет - Ирбитским музеем искусств муниципального подчинения. В 1995 году Министерство культуры Российской Федерации признало коллекцию музея «Национальным достоянием общероссийского значения», а через два года музей переведен в государственную собственность Свердловской области с присвоением статуса «Государственного музея изобразительных искусств».

   Ирбитский ГМИИ сегодня – это несколько отделов, около сотни сотрудников, шедевры Рембрандта, Ван Дейка и Тициана, уникальная коллекция графики и открывшаяся с сентябре 2013 года новая постоянная экспозиции из собрания музея «Авторское ювелирное искусство Урала».

   Вопрос от Анны из Верхней Сысерти:

   Валерий Андреевич, неужели в Вашем музее действительно сто человек трудится? Что же они все делают???

   На этот вопрос можно отвечать долго и сложно, подробно рассказывая о структуре музея и всех работающих здесь специалистах, административно-управленческом аппарате и работниках обслуживающего персонала, кто и чем занимается, а можно и предельно кратко и просто. В порядке уточнения - да, с августа текущего (2013) года и в связи с подготовкой к открытию постоянной экспозиции главного здания музея - будущего уникального "Музея Гравюры и Рисунка" штатное расписание нашего музея было увеличено на 40 штатных единиц и в настоящий момент составляет 110 человек. Эти штаты еще находятся в стадии заполнения и отбора кадров, достойных работать в таком музее как наш. Идет очень строгий отбор, потому что этим людям придется работать с громадными художественными и материальными ценностями.

Автор фотографии - Пётр Свяжин

   Вопрос от Андрея из Перми:

   Здравствуйте! Хотелось бы узнать подробности по событиям с картиной «Кающаяся Мария Магдалина». Как могла случится эта ситуация, и кто первый догадался, что у нас на Урале находится подлинная версия?

   Спасибо Андрею за вопрос, я, в общем-то, ожидал, что это будет один из первых вопросов, если не самый первый... Ситуация предельно проста, как все гениальное, и вместе с тем у нее длинная история...

   Сначала о картине. Эта картина "Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой" и, как теперь выяснилось, написанная Рубенсом в 1618-1620 годах при участии Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса (фигура Марфы), поступила в Эрмитаж в 1931 году из «Антиквариата» - организации, которая занималась продажей произведений искусства, в основном из реквизированных частных дворянских и буржуйских собраний, за рубеж. До этого картина находилась в Музейном фонде, как реквизированная из собрания известного питерского врача, профессора Медико-хирургической академии, большого специалиста отоларинголога и специалиста по мужским болезням А.В. Якобсона, приближенного к высшему кругу российской аристократии, прежде всего к мужской ее половине по понятным причинам. У Якобсона картина находилась с конца XIX века до революции 1917 года, а откуда она пришла в коллекцию питерского врача - до сих пор остается неизвестным. Также как неизвестно и местонахождение архива А.В. Якобсона, в котором могут содержаться сведения об источнике и времени поступления картины к нему. Рано или поздно этот архив обнаружится, как и многое из того, что обнаруживается повсеместно у нас в России, если он не сгорел в пожарах войн и революций.

   При поступлении картины в Эрмитаж, в силу ее плохого состояния (многочисленные точечные утраты красочного слоя, содранные неумелой реставрацией во многих местах лессировки верхнего, самого ценного для определения авторства, слоя живописи, многочисленные царапины, загрязнения, реставрационные чинки - перезаписи, перекрывавшие во многих местах авторскую живопись, наконец, четыре пленки грязного разложившегося со въевшейся пылью, копотью и грязью разновекового лака) картина второпях была записана в инвентарь как копия с картины Рубенса, находящейся в Вене в экспозиции Художественно-исторического музея.

Автор фотографии - Наталья Зайцева

   Провести проверку подобной атрибуции в то время не было, видимо, никакой возможности. Вспоминаем: это было как раз то время, когда Эрмитаж и другие крупнейшие музеи страны просто грабили под командой тов. Ворошилова и тов. Микояна, изымали главные шедевры собраний и продавали их за рубеж. Достаточно, я думаю, вспомнить всемирно известную "Венеру перед зеркалом" Тициана или не менее знаменитую "Мадонну Альба" Рафаэля и еще около сотни шедевров, чтобы представить себе, какой невосполнимый урон понесли коллекции одного только Эрмитажа в эти страшные для наших музеев годы. Поэтому никаких упреков в адрес специалистов Эрмитажа нет и быть не может.

   Я, даже, иногда склоняюсь к мысли о том, что специалист-хранитель Эрмитажа, принимавший картину, прекрасно видел и понимал, что он принимает, но умышленно вписал картину в инвентарь как копию с венского оригинала, втайне надеясь сохранить ее от возможного изъятия и последующей продажи, хотя такое маловероятно. Внутреннее благородство и научная честность специалистов Эрмитажа и, прежде всего, старшего поколения, которое уже ушло, широко известны в мире и вызывают всемерное уважение у всех, кто хоть раз сталкивался с ними в работе. Мне это посчастливилось: некоторых представителей того поколения, той когорты непререкаемых авторитетов еще удалось застать и драгоценные минуты общения с ними до сих пор в памяти...

   Итак, картина в 1931 году поступила в Эрмитаж и была записана, как копия с венского оригинала. Она попала на хранение в так называемый фонд "Б", где благополучно находилась до осени 1975 года, когда была включена в список произведений живописи и графики, предназначенных для передачи в тогда еще молодой музей в далеком уральском городе Ирбит. Не буду сейчас останавливаться на всех перипетиях и коллизиях, возникавших при рассмотрении вопроса об этой передаче, но в итоге был приказ Министерства культуры СССР, в ноябре я вывез графику, весной 1976 года в Ирбит грузобагажом пришли ящики с картинами из Эрмитажа. В их числе находилась и "Кающаяся Мария Магдалина..."

   После поступления картины в Ирбит мне пришлось делать первое описание ее состояния, сохранности, сюжета, манеры исполнения и т.д. И вот тут, когда я получил возможность близко и подробно, сантиметр за сантиметром изучить красочную поверхность картины, ее оборотную сторону, подрамник, на который эта картина была натянута, даже гвоздики, которыми холст был прибит к подрамнику, вот тут я и обнаружил, что через все проблемы этого холста, через всю грязь и наслоения поздних лаков на меня смотрят настоящие живые глаза Марии Магдалины. Глаза, написанные так, как их писал только Рубенс, именно он и никто кроме него. Даже его любимчик и самый потрясающий из всех учеников, гениальный Антонис ван Дейк не смог воспринять всего мастерства в написании глаз, свойственного Рубенсу. Эта художественная манера, как лакмусовая бумажка, как отпечаток пальца, как автограф на бумаге и есть тот самый автограф Рубенса, который определяет всё...

   Естественно, в нашем инвентаре картина была также записана копией, согласно документам, по которым она к нам поступила, приказа МК СССР и Акта передачи из Эрмитажа за подписями многих выдающихся искусствоведов. Но в моем сознании засела заноза, и закралось сомнение в правильности этой атрибуции.

   Я понимал, что предстоит кропотливая, многолетняя работа по определению авторства, но прежде всего - по проведению реставрации картины, приведению ее в порядок, возвращению ей того вида, в каком она вышла из мастерской великого Питера Пауэла Рубенса. Тридцать шесть лет картина хранилась в нашем запаснике, периодически я возвращался к ней, внимательно разглядывал, изучал каждый миллиметр ее живописи и... искал деньги на реставрацию. А параллельно изучал Рубенса в Москве и в Петербурге, бывая в командировках в обеих столицах, часами вглядывался в художественный почерк Рубенса на той или иной его картине, старался запомнить каждый мазок его кисти, чтобы потом по памяти сравнить с движением кисти на нашей картине. И чем больше я постигал Рубенса в его общеизвестных и признанных шедеврах, тем больше я убеждался в правильности своих догадок по нашей картине. И вот в 2012 году мне удалось, наконец, выкроить из бюджета музея нужную сумму на реставрацию "Кающейся..."

   Реставраторы, к которым обращался, все как-то сторонились этой работы: то ли боялись, то ли чего-то еще, но все дружно кивали в сторону Антонины Александровны Наседкиной - художника-реставратора высшей категории из Нижнетагильского муниципального музея изобразительных искусств. "Обратись к ней, она сможет"... В конце концов, я обратился к "Тонечке", как мы с тех пор ее любовно называем.

Фотография из личного архива Валерия Андреевича Карпова

   А.А. Наседкина приехала в июне 2012 гола в Ирбит, привезла с собой "рыбий клей", специального растворителя чуть-чуть, чтобы сделать пробы на лаковой пленке картины. Сделала профилактическую проклейку краев картины, так как по всему периметру холста было вспучивание красочного слоя, и была угроза осыпей краски во время предстоящей транспортировки в Нижний Тагил, а после решила попробовать тронуть лаковую пленку, насколько она затвердела и не "закаменела ли". И вот тут я прошу ее сразу попробовать осторожненько расчистить правый глаз Магдалины... и о чудо, лак "пошёл", под воздействием специально растворителя стал удаляться...

   Четыре слоя лаковой пленки убрала Антонина Александровна с маленького квадратика размером примерно 5 на 5 см, и чем больше уходил лак, тем больше во мне росло и крепло чувство восторга и невероятной радости от ощущения открытия, открытия мирового значения. От сознания того, что 36 долгих и трудных лет по изучению Рубенса и мои догадки оказались верны. Из этого расчищенного квадратика на меня и на мир смотрел глаз, написанный рукой Рубенса, и это было бесподобно!

Фотография из личного архива Валерия Андреевича Карпова

   Потом картину отвезли в Нижний Тагил, где четыре месяца изо дня в день над ней трудилась А.А. Наседкина, так тогда и не поверившая мне, что она прикасается и спасает шедевр гениального Рубенса. Это потом, когда пришел микрохимический анализ красочных пигментов, подтвердивший написание картины в первой четверти XVII века, когда, главный реставратор Эрмитажа В.А. Коробов объявил, что это "не копия", и вслед за ним сама Наталья Ивановна Грицай - хранитель всей фламандской живописи в Эрмитаже - подтвердила бесспорность авторства Рубенса при участии Ван Дейка и Йорданса, потом Наседкина призналась, что до конца не верила, что работала с подлинным Рубенсом, такое реставратору из провинциального музея и присниться не может. Ну, а затем пришла всемирная слава и мировая сенсация, в миг взорвавшая интернет и все телеканалы мира. Ну, а потом мы получили информацию о том, что в Венском Художественно-историческом музее в зале Рубенса сняли с экспозиции картину с таким сюжетом, как у нас, "для более тщательного изучения" и поместили в запасник.

   Теперь вы, уважаемые любители искусств, имеете возможность, приехав в Ирбит до середины декабря текущего года увидеть этот шедевр в стенах Ирбитского ГМИИ, на ул. Елизарьевых 28"в". В середине декабря картина отправится в путешествие по четырем городам Урала, чтобы затем, в начале мая уже 2014 года, вернуться домой и занять свое почетное место в постоянной экспозиции готовящегося к открытию совершенно уникального и единственного в стране "МУЗЕЯ ГРАВЮРЫ И РИСУНКА".

   Вопрос от Татьяны из Екатеринбурга:

   Какие изменения ждут Музей в ближайший год, и каким Вы представляете себе его лет через пять? Многое ли может измениться?

   Татьяна интересуется, какие изменения ждут Музей в ближайший год и в дальнейшей перспективе... давайте сделаем так, поговорим о ближайшем годе, а о перспективе на дальнейшее будущее пока повременим, как-нибудь в следующий раз.

   Не люблю говорить о дальних перспективах, все течет - все изменяется, и особенно неустойчивость политической и финансовой системы государства не дают нам надежных гарантий рассуждать о дальних перспективах, хотя некоторые соображения по этому поводу у нас есть. В «Концепции развития музея» на предстоящие 8 лет до 2020 года, которую мы сейчас готовим к широкому обсуждению, кое-что мы закладываем и очень серьезно закладываем, но повторяю, все будет зависеть от экономического состояния области и страны в целом..

   Итак, изменения на ближайший 2014 год. Во-первых, это введение в строй действующих еще одного из наших зданий бывшего "Торгового ряда Ирбитской ярмарки"(1879) и открытие в нем в мае 2014 года постоянной экспозиции "Музея Гравюры и Рисунка", где в 27 (двадцати семи!) залах на площади около 1100 кв.м. будет представлена полномасштабная экспозиция искусства гравюры и рисунка западной Европы, начиная от середины XV и до середины, точнее второй половины, XX века. Причем экспозиция будет выстроена на подлинных вещах из нашего собрания, в нее войдут около полутора тысяч произведений всех классических видов и жанров искусства графики.

Автор фотографии - Николай Коростелев

   Такого музея до сих пор нет в России, нет такого музея и в мире. Это вызвано определенными проблемами, связанными с экспонированием произведений графики, и прежде всего с проблемой света. Дело в том, что графика - это произведения в основном исполненные на бумаге, и под действием естественного природного или электрического освещения (от обычных электролампочек) постепенно утрачивают силу и яркость (как в народе говорят "выгорают") красочные пигменты рисунков, акварелей, гравюр. Более того - под действием света разлагается и сама основа, на которой создано произведение - бумага, и потому во всех музеях мира экспонирование графики ограничивается определенными сроками. Наш музей впервые в мире готовится провести эксперимент круглогодичного экспонирования произведений графики, но в особой щадящей атмосфере освещения с особым режимом освещенности экспонатов.

Автор фотографии - Наталья Зайцева

   Для этого в процессе реставрации и реконструкции будущего здания музея на всех возможных и невозможных контролирующих уровнях был согласован и утвержден вопрос о полной ликвидации окон в экспозиционных залах, то есть о полном исключении естественного природного дневного света, как главного виновника гибели графики. Экспозиция будет освещаться только искусственным светом, и вот этот свет, точнее, оборудование для этого света, поставит музею немецкая фирма «Цумтобель». Это будет совершенно уникальная система света, нигде и никогда в таких объёмах и масштабах не применявшаяся, специальные диодные светильники со специальным регулированием, позволяющие полностью исключить из спектра излучаемого света инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, то есть получить абсолютно нейтральный свет, никак не воздействующий на бумагу и красочные пигменты изображения.

   Такой опыт будет проводиться впервые в мире, и если последующие обследования подтвердят отсутствие каких-либо отрицательных воздействий на бумагу и красочные пигменты, это будет прорывом в современном музейном деле, и позволит многим другим музеям мира широко использовать эти технологии у себя. Маленький пример: всемирно знаменитая венская Альбертина в своих залах в постоянной экспозиции показывает не подлинные рисунки, акварели или гравюры, а их факсимильные воспроизведения, а драгоценные оригиналы хранятся в специальных папках в спецшкафах, в закрытых для широкого доступа хранилищах при определенных режимах света, температуры и влажности. И если какому-то посетителю уж очень интересно будет взглянуть на оригинал конкретного листа, то его попросят пройти в отдельный кабинет, куда хранитель музея в надетых на руки белых перчатках, в специальной папке-конверте принесет драгоценный лист того или иного великого художника, и положит на стол для рассмотрения. При этом он будет следить, чтобы посетитель своими руками не прикасались к этому драгоценному оригиналу. Вот так, с особым пиететом, хранят графику в лучших музеях мира!

   

Фотографии с персонального сайта Валерия Карпова

   Но мы немного отвлеклись от главной темы заданного вопроса об изменениях, которые ожидаются в нашем музее в следующем 2014 году. Прежде всего, это будут изменения в организационном плане. В настоящий момент в музее готовится не только новая Концепция развития музея на 2013-2020 годы, но и новый вариант Устава. Музей с нового 2014 года будет переведен из казенного типа в бюджетный тип финансирования, и тогда все заработанные музеем самостоятельно деньги будут оставаться на счетах музея и идти и на развитие, и на определенное улучшение материальной составляющей для работников музея, то есть мы предполагаем производить доплаты ведущим специалистам из собственных заработанных средств.

   Кроме того, в новом уставе музея закладывается новая стратегия и новые принципы существования музея. На имеющейся базе из трех зданий - трех музейных образований, будет создано Открытое Музейное Объединение "Ирбитский ГМИИ", где каждое из подразделений будет представлять из себя вполне сформированный музейный и вполне самодостаточный организм, но без прав юридического лица, а все эти права перейдут к Президенту Музейного Объединения и Генеральной дирекции, в руках которой будут сосредоточены все финансовые, материальные и административные ресурсы. Это в свою очередь позволит каждому из подразделений больше внимания уделять главной функции музея - хранению и учету экспонатов и серьезной экспозиционно-выставочной работе, тесно связанной с этими направлениями массовой, научно-просветительной работой и издательской деятельностью.

   Нельзя забывать и о такой важной для Ирбита и не только составляющей, как въездной региональный и иностранный туризм. В настоящее время в музее создается Музейно-туристический, информационно-просветительский центр, который должен будет взять на себя практически функции туристической фирмы и обеспечить постоянный приток туристов в экспозиционные залы наших трех, на сегодня, музейных зданий.

Автор фотографии - Николай Коростелев

   Открытие совершенно уникального "Музея Гравюры и Рисунка" - не последняя ступень в развитии музея. Уже в 2014 году предполагается возобновление работ на второй очереди здания "Музея Уральского Искусства", параллельно с разработкой рабочего проекта реставрации-реконструкции второй части здания на базе имеющегося эскизного проекта, будут идти работы по расчистке этой части здания от прогнившего оборудования бывшего родильного дома, ликвидация полностью изживших себя перекрытий, дощатых переборок, всей системы отопления, водоснабжения и канализации, расчистка стен от старой штукатурки, отделки разного рода плитками, вскрытие гнилых деревянных полов и уже совсем рассыпающихся оконных рам и дверных заполнений. Очень хотелось бы надеяться, что очередная волна финансового кризиса, которая все больше набирает обороты в стране, не помешает руководству области выделить нашему музею средства, необходимые для проведения этого начального этапа работ. Действующая экспозиция "Музея Уральского Искусства" при этом закрываться не будет, т.к. ее помещения практически сегодня не связаны с помещениями подлежащей реконструкции второй части здания.

   Кроме того, по договоренности с администрацией МО "Ирбитский район" в поселке Зайково, что находится в 20-ти с небольшим километрах от Ирбита, нам будет передано старинное здание конца XIX века, в котором музей предполагает открыть свой филиал типа сельского музейно-выставочного центра и творческой базы для современных уральских художников, как бы нашего уральского Барбизона.

   

Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
Адрес: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Елизарьевых, 28в

Телефон: 8 (34355) 6-37-96
Сайт музея: irbitgmii.ru
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 19.00, выходной – воскресенье, понедельник.

3D-тур по Ирбитскому государственному музею изобразительных искусств

Интервью для Malina.am с Валерием Карповым. Январь 2014 года

   Ссылки по теме:

   В гости к Рубенсу. Паломничество в Ирбитский музей

   Куда поехать на выходные из Екатеринбурга?

   Города и села Урала

Мы в соцсетях!