Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

«Открытое интервью»:
Алла Ивановна Фишелева
заведующая кафедрой туризма в УрГПУ

   После непродолжительного летнего перерыва наша рубрика вновь принимает гостей! Первый гость нового сезона - Алла Фишелева - один из лучших экскурсоводов Екатеринбурга.

   Алла Ивановна Фишелева - кандидат педагогических наук, доцент, с 2008 года возглавляет кафедру туризма в Уральском государственном педагогическом университете и занимается организацией и проведением курсов для будущих гидов «Экскурсоведение и организация экскурсионной работы».

   Научные работы ее студентов, посвященные продвижению туристских ресурсов Уральского региона, занимают призовые места на международных, всероссийских и региональных конкурсах, а выпускники курсов работают в туристских фирмах Екатеринбурга и в парке «Оленьи ручьи».

   Кроме того Алла Фишелева является членом комиссии по добровольной аккредитации экскурсоводов при Координационном совете по въездному туризму при Администрации г. Екатеринбурга.

   Вопрос от Анны из Верхней Сысерти:

   Алла Ивановна, я знаю что каждый гид показывает город по-своему. А какие достопримечательности, кроме стандартных Плотинки и Храма-на-Крови, показываете Вы, чтобы впечатление о Екатеринбурге было максимально полным?

   – Анна, спасибо за вопрос. Вы совершенно правы, что каждый гид показывает город по-своему. Поэтому, когда я провожу экскурсии, то прежде чем отправиться на маршрут заранее узнаю: каким временем располагают гости, где они остановились, из какого города приехали, цель визита в Екатеринбург, профессиональная принадлежность, личные предпочтения и пожелания, автобусная экскурсия или пешеходная и др.

   К сожалению, как правило, гости заказывают обзорную автобусную экскурсию от 2 до 3 часов, а не тематические пешеходные или автобусные. Поэтому экскурсовод показывает, прежде всего, те объекты, которые на слуху, которые оставили серьезный след в истории города. Мне думается, у некоторых екатеринбуржцев очень поверхностный взгляд на Исторический сквер и Храм-на-Крови, и при попытке «копнуть поглубже» станет ясно, как много интересного в этих, казалось бы, насквозь понятных и давно известных достопримечательностях.

   В то же время, если экскурсовод ответственно относится к своей работе, то для него нет таких понятий как «стандартные» или «нестандарные» объекты. Все дело в отношении к работе, серьезности подготовке к каждой экскурсии, даже если ты не раз проводил ее.

   На экскурсиях старюсь представить Екатеринбург всех периодов. Знакомя с историей города просто невозможно обойти вниманием нашу матушку Плотину – уникальный объект – самое старое инженерно-техническое сооружение города. 290 лет!!! Стоит, выдерживая каждый день колоссальные нагрузки, как же ее не показать, ведь она – сердце города.

Автор фотографии - Владислав Фальшивомонетчик

   Вознесенский храм – одна из старейших построек города. По истории храма можно историю страны изучать. Это и архитектура первой половины XIX века, и здесь, как минимум – усадьба Расторгуева-Харитонова. Потрясающе вписан в природный ландшафт! В любое время года можно любоваться, как будто первый раз. А история усадьбы потянет не на один кинофильм или роман.

   Это и архитектура второй половины XIX века – дом Севастьянова, усадьба Железнова, дома Первушина и Борчанинова, мельница Симанова, концертный зал Маклецкого... А личности-то какие связаны с этими объектами! Об одном Симанове можно целую экскурсию провести.

   Показывая Екатеринбург начала ХХ века невозможно обойти вниманием особняки на улице Февральской революции, здание аптеки Вейерсберга, дом Сяно. А наш уникальный конструктивизм 20-30-х годов, который едут специально посмотреть гости из Германии и не только. Не менее интересны и объекты советской неоклассики.

   Когда провожу экскурсию по Екатеринбургу, сетую на господство над всеми постройками небоскреба Высоцкий. Но если есть возможность подняться с гостями на его смотровую площадку, то обязательно использую этот шанс. Можно с высоты птичьего полета показать наш уникальный город. Еще раз полюбоваться старой архитектурой, увидеть относительно компактную планировку и современную архитектуру. Обязательно показываю и рассказываю о нашей уникальной филармонии, о ее творческих коллективах и музыкантах, о разнообразных проектах. Представляю музей изобразительных искусств, областной краеведческий музей, фотографический музей В. Метенкова, музей истории Екатеринбурга и музей невьянской иконы, музей Э. Неизвестного, минералогические музеи. Как правило, предлагаю гостям посетить их, если у них есть такая возможность.

   На экскурсиях обязательно обращаю внимание гостей на скульптурные объекты, которые украшают улицы, площади, архитектурные объекты, некрополи города. Например, находясь на Привокзальной площади, всегда рассказываю об Уральском добровольческом танковом корпусе. Это наша история, наша память, наша обязанность, если хотите. И конечно, если есть возможность, то показываю акваторию городского пруда. В какой бы точке набережной городского пруда не находился, всегда есть, что показать и чем восхититься. Конечно, показываю Центральный стадион – место, где будут проходить отдельные матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году, рассказываю об ЭКСПО-2020. К сожалению, из-за пробок и ремонта дорог не всегда представляется возможным показать по максиму изюминки нашего города. В то же время руководствуюсь правилом лучше меньше, да лучше. Накануне экскурсии всегда обговариваю с заказчиками маршрут экскурсии, расставляем акценты, чтобы выстроить его максимально интересно и по содержанию и удобно по передвижению. Еще раз хочу обратить внимание, что на объекты показа влияет множество факторов. Это творческий процесс. И гид должен быть готов к импровизации, а хорошая импровизация – это выученная импровизация.

   Вопрос от Ольги из Екатеринбурга:

   Здравствуйте! Не могли бы Вы подсказать, а с чего стоит начать начинающему гиду? И какие трудности ждут его в будущем?

   – Ольга, спасибо за интерес к профессии гида. Прежде всего, я бы посоветовала начинающему гиду посетить профессиональные курсы экскурсоводов. Например, на факультете туризма и гостиничного сервиса Уральского государственного педагогического университета в сентябре-октябре в пятый раз будет осуществляться набор. Более подробную информацию можно узнать на сайте факультета в разделе «Курсы экскурсоводов».

   А трудности на экскурсии могут быть самые разные. Например, организационного характера. Вам заказали пешеходную экскурсию для школьников на 20 человек, а привели 35. Или в автобусе, где сидят 54 гостя, нет микрофона. Просто почему-то водитель забыл. Могут быть трудности и содержательного плана. Например, Ваши гости большие поклонники футбола, а Вы знаете эту тему поверхностно. Или Вы точно знаете, что книга, посвященная Николаю II автора Марка Касвинова называется «Двадцать три ступени вниз», а Ваш гость настаивает на том что «Двадцать две ступени вниз». В этом случае, на помощь приходит интернет, если под рукой. Могут быть трудности психологического характера. Например, Ваш гость по складу «минорный» человек или как говорят минусовый и чтобы Вы ему не рассказывали, все не так, на лице недовольство. Что ж, Вы не должны принимать это на свой счет. Спокойно, доброжелательно ведете показ и рассказ. Самое удивительное будет в конце, когда этот гость будет искренне, от всей души благодарить Вас за замечательную экскурсию.

   Вопрос от Ирины Богатовой из Озерска:

   Алла Ивановна! Мы 2 раза были в нац. парке "Оленьи ручьи", очень довольны вашими гидами. Более выигрышными были бы их беседы, если бы звучали легенды, например, о скале "Пьющая лошадь". Даже о тех же самых щелпах побольше информации, фото (их полно в интернете)...

   – Ирина, большое спасибо за добрые слова. Возможно, Вашим гидом были мои «ученики» – Василий Александрович или Людмила Павловна Волковы. Люди уникальные!!! Ваши пожелания обязательно им передам. А в парк «Оленьи ручьи» можно ездить бесконечно. И даже если попадаешь на экскурсовода, которого уже слушал, то всегда открываешь, что-то новое. Любая экскурсия – это спектакль, живой организм, который находится в развитии. И как важно, что есть обратная связь. Спасибо.

   Вопрос от Юлии из Екатеринбурга:

   Уважаемая Алла Ивановна! Проводите ли Вы экскурсии и как можно услышать Вас, будучи не студентом УрГПУ?

   – Юля, большое спасибо за интерес к моей работе. Экскурсионная практика не является моим основным видом деятельности. Скорее – это для души. Как правило, вожу экскурсии по приглашению туристских фирм или частным приглашениям. Очень люблю гостей нашего города и всегда благодарна им за интерес к Екатеринбургу, желанию познакомиться с ним, узнать о нем побольше, принять его таким, какой он есть – с плюсами и минусами, впустить в свое сердце и влюбиться раз и навсегда. А услышать меня можно на курсах экскурсоводов, которые провожу на базе факультета туризма и гостиничного сервиса Уральского государственного педагогического университета, по адресу 8 марта 75. Приходите, надеюсь, Вам понравится.

   Вопрос от Натальи из Екатеринбурга:

   Добрый день, Алла! Сколько лет Вы работаете гидом? Как за это время изменились туристы и достопримечательности? Что люди хотели смотреть раньше и что просят показать сейчас? Или ничего не изменилось?

   – Наталья, спасибо за вопрос. Экскурсионной практикой занимаюсь около пяти лет. Ваш вопрос заставил меня призадуматься. К сожалению, безвозвратно меняется Екатеринбург. И это очень печально, что чуть ли не каждый день мы слышим, что снесли еще один старинный объект. Чем старше становлюсь, тем более эти утраты щемят душу. Даже плохо сохранившиеся старинные постройки несут в себе удивительную притягательность, чего не скажешь о современных сооружениях. Постройки пошлых лет как портреты стариков Рембранта: их можно рассматривать бесконечно, обязательно увидишь что-то новое. А люди мне, кажется, совсем не меняются. Поэтому мы с таким интересом читаем классику, или смотрим пьесы того же Шекспира. Мне думается, если ты с уважением, пониманием относишься к тем, кто приходит или приезжает к тебе на экскурсию, то гости как дети, платят тем же. Если на экскурсии бывшие свердловчане, то они хотят пройти по местам своей юности, а с другой стороны просят показать Екатеринбург современный. А те, кто первый раз путешествует по нашему городу, особенно, если гости из небольших городов, то они с радостью воспринимают то, что им показывает экскурсовод. Возможно современные экскурсанты более раскрепощенные, им хочется не только слушать экскурсовода, но и принимать участие в экскурсии. Поэтому интерактивные и анимационные составляющие присутствуют во многих экскурсиях. У каждого экскурсовода они свои.

   Вопрос от Дмитрия из Челябинска:

   Здравствуйте! А нет ли у Вас случайно в планах, написания своего путеводителя по региону? Ведь многие хотят путешествовать без гида, так сказать своими силами. А тут еще и новые знания...

   – Дмитрий, Ваш вопрос, что называется, попал в яблочко. Наверное, в этой ситуации я напоминаю солдата, который мечтает стать генералом. Всякий раз, когда готовлюсь к очередной экскурсии, думаю надо написать свой путеводитель. Пока это мечта. Возможно, когда-нибудь она станет реальностью. Мне думается, нашему городу повезло. У нас есть свое Уральское отделение Союза писателей России. Есть немало достойных книг о Екатеринбурге как уже состоявшихся уральских писателей и краеведов, среди которых М. Никулина, В. Лукьянин, В. Слукин, Н. Бердников, Н. Корепанов, В. Блинов В. Сутырин, В. Старков, В.Звагельская, А. Стариков и многие других, так и начинающих. Читать не перечитать. Все достойны уважения и внимания. Каждый по-своему рассказывает о городе. И это замечательно.

   Год назад на прилавках книжных магазинов появилось, на мой взгляд, интересное издание – книга-путеводитель «Наш Екатеринбург. Больше чем Красная Линия». Я часто ношу его с собой в сумочке. Читаю и перечитываю в транспорте. Заодно память тренирую. Есть ряд неточностей, но работа интересная. Текст написан живым, образным, доступным языком и мне думается с большой любовью ко всем объектам и к тем, кто будет о них читать или путешествовать по маршруту. Это очень важно, чтобы с любовью. А работу делала команда людей увлеченных, творческих. Здорово! Так, что пока робею писать свой путеводитель. А с другой стороны, пусть каждый занимается тем, что у него лучше получается.

   Вопрос от Гавриловой (Вилисовой) Елены Владимировны из Екатеринбурга:

   Добрый день, Алла Ивановна! Я была Вашей студенткой по курсу истории искусства в 1998-2000 г. и очень благодарна именно Вам за любовь к родному Уралу. Несколько лет вела краеведение в школе №131 и сейчас занимаюсь православным краеведением. У меня вопрос - есть ли разработанные маршруты, связанные с православием на Урале (кроме Храма на Крови и истории династии Романовых)? И связывайтесь ли Вы в работе с Екатеринбургской Епархией? Спасибо.

   – Леночка-солнышко, здравствуй. Большое спасибо, что написала. Таких студентов как ты трудно забыть. Очень рада, что продолжаешь заниматься тем, чему училась. Пожалуйста, позвони мне по телефону 257-25-64 (деканат факультета туризма и гостиничного сервиса УрГПУ). Конечно, православные маршруты есть. Прежде всего, этим предметно занимается Епархия. Также ряд туристских фирм знакомят с религиями мира на примере екатеринбургских объектов и окрестностей города. Например, загляни на сайт фирмы «Тур-Урал». Они такие молодцы!!! Отличные гиды и экскурсоводы, серьезно относятся к своей работе.

   Про взаимодействие с Екатеринбургской Епархией вопрос посложнее. Не так давно была попытка предложить Екатеринбургской Епархии провести совместные курсы экскурсоводов. Пока получили отказ. Я думаю, что это не правильно. Ведь нам есть чему друг у друга поучиться. За нами могла быть экскурсионная теория и методика, а за лекторами из Епархии содержательная часть. Ведь часто светским экскурсоводам не хватает знаний в области религий мира. А экскурсоводам Епархии методической подготовки. Недавно в одном из репортажей по ТВ показали сюжет об интересном опыте в Москве: в рамках сотрудничества Российского православного университета и Паломнического центра Московского Патриархата в Москве откроются курсы для обучения православных гидов. Возможно, и мы к этому придем. Леночка, еще раз спасибо за вопросы, буду ждать твоего звонка.

   Вопрос от Маргариты Виноградовой из Екатеринбурга:

   Добрый день, Алла Ивановна! У меня вопрос к Вам как к специалисту по педагогике: как Вы думаете, насколько перспективна такая форма обучения, как "урок-экскурсия"? И вообще - велики ли возможности Екатеринбурга в плане обогащения школьной программы тематическими экскурсиями для школьников всех возрастов?

   – Маргарита, большое спасибо за вопрос. Если позволяет возможность (расписание, погода и др.), то стараюсь проводить занятия со студентами в музеях, на улицах города. Екатеринбургу повезло. В нашем городе много музеев, уникальная архитектура, есть музыкальные театры и филармония, разнообразные концертные площадки, выставочные залы. Если говорить об изучении художественной культуры, то сам бог велел использовать эту форму на разных этапах изучения материала. Возможно, более качественно материал по той или иной теме запомнится у ребят в рамках итогового занятия на уроке-экскурсии, так как аудитория готова к его восприятию. Кто-то урок-экскурсию использует как вводный в ту или иную тему.

   Важно развести материал по содержанию на уроке и на уроке-экскурсии. Можно подобрать много качественных иллюстраций рассказывая о Каслинском павильоне, но лучше один раз увидеть живьем. Никакая самая лучшая картинка или слайд, видео-изображение не передаст колорит невьянской иконы или живописного произведения, как правила цвета искажаются. А еще у каждого музея свои неповторимые ароматы. Где-то пахнет старинными книгами, где-то – запах масляной краски. Но в тоже время урок-экскурсию проводить очень сложно. Если Вы проводите его в музее, то здесь могут возникнуть вопросы организационного характера. Надо согласовывать с сотрудниками музея Вашу деятельность, возможно даже проконсультироваться у специалистов. У меня много друзей работает в музеях города. Это очень творческие, увлеченные, влюбленные в свою работу люди. Как правило, они открыты к таким экспериментам, порой сами с удовольствием в них участвуют. Если речь идет об уроке-экскурсии на улице, то здесь тоже немало «опасностей» – городской шум, рассеянное внимание ребят, не каждый преподаватель, к сожалению, имеет поставленный голос и т.п. Но как говорят: «Волков боятся, в лес не ходить». По себе знаю как сложно, страшно, волнительно выйти в первый раз с экскурсией на улицу. Но все проходит и это пройдет, если серьезно, ответственно отнестись к задуманному. И даже если не все получится, так как порой хочется, то это не повод отчаиваться и бросать начатое. Так, что в путь!!! Удачи.

   А на счет тематических экскурсий для школьников всех возрастов в рамках школьной программы, то у Екатеринбурга возможности огромные. Такие экскурсии можно разрабатывать самим педагогам, можно обратиться в музеи или туристские фирмы. Так, например, один из ведущих экскурсоводов Екатеринбурга Рита Борисовна Хусанова («Рандеву») готова к такой работе. Более того, на сегодняшний день ей разработано немало тематических авторских экскурсий, думаю, некоторые можно было бы смело использовать в рамках школьных программ. Наверное, есть такие экскурсии и других ведущих экскурсоводов Екатеринбурга: Надежды Николаевны Соколовой, Нины Георгиевны Тропининой («Эль-Транс»), Людмилы Ильиничны Дреминой, Артема Перешеина и др. В Областном краеведческом музее есть целый отдел по работе со школьниками, в рамках работы которого проводятся тематические экскурсии по истории от древности до наших дней. Подобная работа ведется и во всех музеях Литературного квартала. Думаю и другие музеи Екатеринбурга, имеют в своем арсенале экскурсии, которые бы закрепили и расширили знания школьной программы для ребят разных возрастов.

   Вопрос от Маргариты:

   Уважаемая Алла Ивановна! Как вы прокомментируете отзывы журналистов в интернете о работе "вокзальных" гидов?

   – Маргарита, спасибо за вопрос. С одной стороны, каждый имеет право иметь свою точку зрения. С другой стороны, если бы я не знала, кто работает гидами у железнодорожного вокзала, я бы возможно клюнула на этот пасквиль. Когда мы со слушателями начинаем работать над экскурсионным маршрутом, я всегда акцентирую внимание на целеполагании. В данном случае, если бы у меня была возможность поговорить с журналистом написавшем материал о «вокзальных» гидах, то я бы спросила: «А какова цель подобного материала?». Если человек хотел привлечь внимание к проблеме, то он сделал это крайне непрофессионально. Столько злости и грязи, что невольно подумаешь, а все ли в порядке у этого человека в жизни? Если все так плохо у наших «вокзальных» гидов, так не садитесь к ним в автобус.

   В Екатеринбурге столько фирм, которые предлагают экскурсионные услуги на любой вкус – можно выбрать. Я исповедую философию волшебников своей судьбы, а не жертв и тиранов. И когда мне что-то не нравится, я или беру и делаю лучше, без ора и шума или довольствуюсь работой тех, кто делает, а не взывает к интернетовской общественности. В данной ситуации, я бы посоветовала журналисту заняться экскурсионной деятельностью. Вдруг это судьба? Он знает, как не надо делать и как надо. Счастливый человек. Вперед!!! Готова оказать методическую помощь в разработке маршрута и стать первым экскурсантом. Желаю успеха всем кто хочет присоединиться к профессиональному союзу екатеринбургских экскурсоводов!!!

   Ссылки по теме:

   «Открытое интервью»: задаем вопросы вместе!

Мы в соцсетях!