Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

 

Егор Ротов

   Егор Ротов занимается йогой Айенгара с 1990 года, преподает - с 1999 года. Основатель и руководитель Уральского Центра Айенгар йоги. Член Технического комитета Российской Ассоциации Айенгар йоги. Был первым преподавателем метода Айенгара в Екатеринбурге, имеющим Международный Сертификат RIMYI (Института Йоги памяти Рамамани Айенгар,
г. Пуна, Индия).

 

 

   Сегодня йога для вас — и любимая работа, и друзья, и единомышленники по всему миру. Что определяет ваше сегодняшнее состояние и мировоззрение?

   На сегодняшний день йога для меня является не просто частью жизни, это и есть жизнь. Если раньше мне казалось, что йога — это занятия на коврике, выполнение асан, дыхательных техник, пранаямы, и, возможно, чтение литературы по йоге, то сейчас йога — это всё, что меня окружает. Я стараюсь смотреть на жизнь сквозь призму йоги, возможно, это не всегда получается. Я стараюсь жить так, как это написано в древних текстах, по крайней мере, двигаться в этом направлении. В современном мире человечество многое сделало для понимания природы, её завоевания. Многое достигнуто в материальной сфере, в области высоких технологий, того, что повышает комфортность жизни человека. Но, по-прежнему, очень мало сделано для понимания самого человека, его внутренней сути. Мало сделано на пути его продвижения к гармонии с самим собой, природой и окружающим миром. Я старюсь заниматься и учить с той мыслью, что йога помогает быть человеку ближе к себе и другим людям. Это и философия, и практика, и наука, и искусство. Йога — это универсальный подход для продвижения на пути гармонии как с внутренним, так и с внешним миром. Просто движение в этом направлении — это уже достижение.

 

   Чем вы занимались до того, как решили посвятить себя йоге?

   По окончании школы я не пошел в институт, а пошел работать, а именно, целый год продавал мороженое. Это был осознанный выбор — мне надо было заработать деньги, чтобы поехать в Москву на семинар и позаниматься с настоящим учителем. Не знаю, почему это тогда пришло мне в голову. Сейчас мне самому это кажется странным, чтобы в те годы молодой человек, идя вразрез с общепринятым представлением, что после школы надо идти в институт, сделал выбор в этом направлении. И, безусловно, я не пожалел об этом, я обрел некий опыт, непросто зарабатывал, чтобы поехать, а также помогал семье, своим родителям. После этого я пытался поступить в медицинский институт, что казалось мне близким к йоге, но не поступил, пошел в медицинское училище и проучился там год. Там понял, что медицина — это, всё-таки, не моё, а ближе мне обучение физкультуре и спорту, возможно, потому, что в детстве профессионально занимался баскетболом, и, в целом, вел активный образ жизни. Я также понял, что мне интересно обучение других, педагогика. Поступил в Педагогический институт, год проучился там очно, но, так как было трудно совмещать работу и учебу, я на какое-то время оставил институт. В то время работал массажистом, так как закончил специальные курсы, когда учился в медучилище. Затем, через некоторое время, я закончил Педагогический Университет заочно. К этому времени я уже серьезно занимался йогой и уже сдал свой первый экзамен на начальный уровень для преподавателей йоги. Мой учитель, Файек Бириа, сказал мне, что я могу начать обучать людей. До этого мне это казалось невозможным, но после того, как Учитель подбодрил меня, я стал искать возможности, стал обучать своих друзей — танцоров. Надо сказать, что я немного занимался танцами, непрофессионально. В то время иногда танцевал в ночных клубах, это была, своего рода, подработка. Постепенно, с 1998 по 2002 год, не сразу, но обучение йоге становилось основным моим делом. В 2002 году я стал заниматься только преподаванием йоги.

 

 

   Кем для вас является БКС Айенгар?

   БКС Айенгара ученики называют Гуруджи, «Уважаемый Учитель». Гуруджи сделал очень много для того, чтобы люди смогли прикоснуться к древнему искусству йоги. Этот предмет был сильно забыт даже в самой Индии. Во многом, благодаря усилиям БКС Айенгара, йога вновь стала частью мировой культуры. Благодаря его силе воли, мужеству, йога стала доступной, стала частью моей жизни и жизни моих учеников. Так же этот человек, безусловно, является для меня примером того, как можно жить в наше время. Это уникальный человек, сочетающий жизнь в миру, семейную жизнь с йогой, пишущий книги, обучающий миллионы людей по всему миру, показывающий, прежде всего, своим примером, что есть йога. Я пытаюсь следовать его примеру, может, это и не всегда получается. Но это — ориентир. Этот человек, являясь духовным гигантом, в то же время, дает понять, что каждый из нас может быть таким, приложив определенные усилия, волю и время.

 

   БКС Айенгар был первым йогином, сказавшим «белым» людям о йоге. Как вы думаете, зачем он это сделал?

   На мой взгляд, вопрос поставлен не совсем корректно — не «белым» людям, а западным людям. Также БКС Айенгар не является первым человеком, который познакомил Запад с йогой. Если говорить о том, кто был первым, то это был Свами Вивекананда в начале ХХ-го века. Тогда, после его выступлений, это было первое проявление интереса Запада к йоге. Вообще, после освобождения Индии, когда страна стала более открытой, интерес не только к йоге, но и в целом, к индийской культуре, в мире стал расти. А БКС Айенгар стал преподавать йогу западным людям, поскольку многие индийские учителя не делали этого. Они не ездили в другие страны, следуя определенным традициям. Айенгар, принадлежа к ортодоксальной наследственной касте браминов, где считалось, что брамин не должен пересекать пределы Индии, определенным образом нарушил эту традицию и стал ездить в другие страны, понимая, что йога — это часть универсальной культуры, что это — универсальное искусство и философия. Следуя древним текстам, он проникся той мыслью, что йога — это сарва пхалма, что на санскрите означает «всеобщая культура». Он задумался, что люди, живут ли они в Индии или другой стране, страдают, а йога может помочь избавиться от страданий. И он начал учить йоге людей Запада. И, надо сказать, что западные люди легко приняли и осознали это. И сейчас во многих странах существуют центры йоги Айенгара. Это направление очень популярно и в России. Спасибо, что он решился на этот шаг.

 

 

   Что самое главное при занятиях йогой?

   Как говорит мой Учитель, Файек Бириа, глава Парижского Института йоги, «самое главное и сложное в йоге — это постелить коврик и встать на него». Главное в йоге — это постоянная, осознанная и регулярная практика. Через регулярную практику открывается смысл йоги. Безусловно, необходимым аспектом йоги является наличие учителя. Но также говорится, что учитель приходит, когда ученик готов. В современном мире достаточно много учителей, с которыми можно начать заниматься, следовать безопасному пути. Правильной практике йоги способствует общение с теми, кто также занимается, безусловно, общение с учителем, чтение книг по йоге, древних текстов. Но, всё равно, всё зависит от самого человека. Итак, практика, практика, практика.

 

   Когда вы в первый раз попали в Индию, ваши самые первые впечатления.

   В первый раз я попал в Индию в 2003 году. Я поехал на обучение в Институт Йоги Айенгара. Я пробыл там два месяца, и это был один из важных этапов в моей жизни. Мои первые впечатления — это другой мир, совершенно отличный от того, что видишь у себя дома. Начиная от климата, заканчивая людьми. Движение машин, людей, животных. Постоянные сигналы. Запахи, от благостных до неприятных. Буйство красок. Лачуги и трущобы, красивые дома и богатые машины. Это множество храмов разных религий. Это люди, в которых чувствуется удивление и интерес, но не чувствуется агрессии, когда они смотрят на тебя.

 

 

   Йога — сильнейшая оздоровительная система. В чем заключаются основные принципы этой системы, и какие заболевания можно вылечить с помощью йоги?

   Если говорить об основной особенности йоги как оздоровительной системы, то это то, о чем говорил основатель йоги, мудрец Патанжали: «Болезнь — это препятствие для успокоения ума». Действительно, если вас беспокоит ваше тело, то ум не может быть спокоен, а именно состояние глубокого покоя, которое описывается в древних текстах, способствует осознанию того, кто ты есть. Только в покое можно понять свою внутреннюю сущность, понять, что есть природа, что есть мир. Если такое препятствие как болезнь, мешает этому, его надо устранить. Поэтому йоги придумали разные способы и методы для борьбы с болезнью. Так появились многие асаны, при выполнении которых укрепляются различные участки тела, улучшаются дыхание и циркуляция крови, поддерживаются в чистоте и тонизируются различные органы. Благодаря этому болезни устраняются, тело поддерживается в сильном и здоровом состоянии. Основной принцип — это поддержание пространства, движения энергии. Так как человек работает с собой, то путем выполнения асан (поз) и дыхательных техник, он поддерживает каждую клетку своего тела в тонусе. Человек работает с позвоночником, костями, мышцами, вытягивая также нервные окончания. Йоги подходят к телу в комплексе, поскольку физическое, физиологическое и ментальное состояния связаны между собой. В йоге работа идет на каждом уровне. Поддержание здоровья является очень важным, так как в древних текстах говорится, что человек должен быть сильным и здоровым, чтобы суметь ощутить и принять внутреннюю сущность. Здоровье — это не цель йоги, но её необходимое условие и побочный благоприятный эффект.

   Если же говорить о йоге как о терапии, то, действительно, БКС Айенгар сделал очень много в этом направлении, имея огромный опыт в лечении различных болезней, от болей в спине до рака и диабета. Но нельзя просто сказать: «Вы будете делать различные позы и все болезни пройдут». Обязательным условием является опытный учитель, который должен научить, что и как делать. Йога — не панацея, но правильная практика, наличие опытного учителя и осознанный подход позволяют излечивать различные заболевания при помощи йоги, в сочетании с традиционной медициной.

 

   Существует множество мифов о йоге. Какой из них вам кажется самым смешным, самым нелепым или самым странным?

   Так как я занимаюсь йогой очень давно, то у меня была возможность наблюдать удивительные мифы, появляющиеся вокруг неё. Один из них о том, что йоги — это люди, которые спят на гвоздях, ходят по стеклу, и изо рта обязательно должно выходить пламя. Когда я начинал заниматься, то люди часто спрашивали меня об этом с сарказмом или с иронией. Другой миф о том, что йоги — это обязательно аскеты и отшельники, и многие удивлялись, что я — обычный человек. Бытует мнение, что йог не должен иметь семью и общаться с людьми. Но есть пример нашего учителя, БКС Айенгара, который является семейным человеком, общается со множеством людей, благодаря которому йога стала частью жизни многих. Я вспоминаю слова индийского мудреца Шри Ауробиндо о том, что если бы йога была чем-то темным и мрачным, то все те, кто ей занимались, были бы не мудрецами, а ослами.

   Также я часто слышал высказывание: «Если ты йог, то должен жить в Индии». Надо сказать, что многие известные учителя живут в разных странах.

 

 

   Кто-то обращается к йоге из-за здоровья, кто-то — в поисках себя и гармонии, кто-то — интересуясь философской стороной йоги. Что вы об этом думаете?

   Действительно, чаще всего причиной начала пути в йоге является здоровье, так в йогу пришел и я. У меня болела спина, я хотел, чтобы она прошла. Но, часто, занимаясь йогой для здоровья, человек понимает, что он обретает что-то ещё. Он начинает ощущать и чувствовать себя по-другому во время практики, его тело и ум становятся ближе друг к другу. Он начинает лучше осознавать себя, как целостную личность, лучше чувствовать себя не только на физическом уровне, а открывать некие глубины, понимать, что помимо физического тела есть что-то еще. Он начинает понимать, что, благодаря йоге он может развиваться не только на физическом уровне, но и на ментальном, интеллектуальном и духовном. В любом случае, неважно, какой изначально был мотив для того, чтобы начать заниматься. Прекрасно, если человек приобретет что-то еще. Это похоже на то, что когда впервые человек видит море, он понимает, что оно солёное. А позже он открывает для себя его глубины, начинает изучать его.

 

   Существует огромное количество направлений в йоге, а вы отдаете предпочтение школе Айенгара. Почему? Основные особенности этой школы?

   Действительно, в данное время есть множество направлений, я занимаюсь йогой Айенгара. В своё время, когда я начинал, я из каких-то журнальных и газетных источников пытался познакомиться с йогой. И, всякий раз, открывая очередную статью по йоге или рекомендации, как заниматься, я видел позы и различные последовательности. Так как я профессионально занимался спортом, и мне везло с тренерами, которые обучали меня методично и последовательно, я искал именно такой подход, и не видел его в предлагаемых мне направлениях. Мне повезло, в одном из журналов я нашел эту методику, по которой, занимаясь самостоятельно, я преуспел, укрепил тело и развил гибкость. И когда я соприкоснулся с учением Айенгара очно, то я, действительно, увидел эту методичность в обучении, понял, что это — целостный предмет, дающий возможность развивать себя как физически, так и ментально, двигаться в духовном направлении, расширяя горизонты тела, сознания и ума. С самого начала я видел, какой это сложный и глубокий предмет, и что освоение его может быть бесконечно. Им можно заниматься всегда, независимо от возраста и состояния.

   Характерными чертами метода Айенгара являются, прежде всего, аспекты точности, времени и последовательности. БКС Айенгар делает акцент на практику асан, но рассматривает их как не просто физические упражнения. Практикуя асаны, мы вовлекаемся полностью — и физически, и физиологически, и ментально, и интеллектуально. Именно в асане происходит феномен динамической медитации, то есть, когда мы выполняем асаны, мы одновременно практикуем и медитацию, состояние целостности, полноты, единения. Медитация — это состояние, которое приходит, благодаря осознанной практике.

 

 

   Что такое, по-вашему, «уральский характер»? Чем уральцы отличаются от остальных россиян?

   По-моему, есть особенности, может быть, в силу географического расположения, некоей суровости климата. Это ответственность, подвижность, возможность достигать определенные цели не смотря ни на что. Возможно, есть некая суровость по отношению к другим людям, настороженность, недоверчивость. Но если уралец видит в другом человеке дружелюбие, доброту, открытость, понимает его, то именно тогда он открывается в ответ. «Уральский характер» - это также и творчество — посмотрите, сколько творческих людей жило и живет на Урале. На Урале, мне кажется, существует также особый радушный прием, особая радость приезжим гостям.

 

Автор текста - Марина ЧЕБОТАЕВА

Авторы фотографий - Юрий ЧЕБОТАЕВ и Раиса САДЫКОВА

 

   Ссылки по теме:

   Статьи рубрики «Уральский характер»

 

Мы в соцсетях!