Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

 

Николай Коляда

Я не знаю, как им выразить мою благодарность.

Они каждый вечер - создают славу "Коляда-Театру".

Потому что работают - как проклятые. Чудо. Просто чудо.

 

   Как – то мне один немецкий друг сказал: «Если кто-то считает себя ценителем современного театрального искусства, он должен приехать в Екатеринбург, чтобы посмотреть спектакли Театра Коляды». Ты не в мировом тренде театрального искусства, если не был в маленьком частном театре, расположенном в старом - старом деревянном домишке. С тесным гардеробчиком, почти без фойе, вместо буфета – самовар, чай и сушки-печенюшки. Попасть на спектакли возможно, если за пару месяцев вперед купишь билеты.

 

 

   Вот это бренд так бренд! Пусть маркетологи - брендисты в процентах оценят, насколько Николай Владимирович Коляда – актер, драматург, режиссер, директор театра, педагог, автор единственной в России авторской драматургической школы, своей деятельностью повысил узнаваемость Уральского региона в мире!

   Пьесы Коляды ставят по всему миру. «Коляда-Театр» гастролирует по миру. Фестиваль Коляда-Plays собирает «гостей со всех волостей».

   А сам «отец-созидатель» каждый год уединяется в уральской деревне Логиново и пишет в тишине свои пьесы. Потому что без денег, которые он зарабатывает, продавая свои пьесы, его Театр не мог бы существовать… В сегодняшнем зале театра 60 мест, билеты – недорогие…

   «Я написал девяносто восемь пьес (на момент интервью), шестьдесят пять из них – поставлены по всему миру. Писать пьесы очень тяжело, потому что ты один на один с белым листом. А ставить спектакль – всегда весело, это коллективное творчество, мы веселимся, играем, хохочем на репетициях».

 

 

   У Николая Коляды есть не только Коляда-театр, у него есть Коляда-Plays - «Международный театральный фестиваль современной драматургии». В Екатеринбург привозят спектакли, поставленные исключительно по пьесам уральских драматургов. «Уральская драматургическая школа – особое явление, все самые яркие сочинители пьес последнего времени в России – наши земляки и, скромно добавлю, мои ученики. Василий Сигарев, Олег Богаев, Ярослава Пулинович, Анна Батурина и многие, многие другие. Я второй десяток лет занимаюсь со студентами на своем курсе «Литературное творчество» в ЕГТИ: мы собираемся раз в неделю, читаем пьесы, обсуждаем. Лучшие пьесы я «пиарю». Четыре года назад я начал преподавать на курсе у будущих актеров. В этом году выпустил 20 человек, семь из них взял к себе в театре. И снова набрал курс – целых 25 человек».

   Николай Коляда охотно рассказывает об успехах своих актеров, о достижениях своих учеников, причем, делает он это и устно, и письменно. Коляда – один из самых известных уральских блоггеров, его Живой Журнал давно стал местом паломничества любопытствующих и поклонников.

   Одиннадцать лет подряд Николай Коляда занимал пост главного редактора литературного журнала «Урала», но в 2010 году покинул этот пост. «Когда я пришел в журнал «Урал», там было заведено так: «Эти – наши, их печатаем, эти – не наши». У меня все сразу стали «наши», главное – чтобы текст был хороший, талантливый. Я прибавил к журналу пятьдесят страниц, начал – впервые в истории – публиковать пьесы, сделал в редакции роскошный ремонт. Жаль сделанного, но пришлось уйти».

   Николай Коляда родился и вырос в селе Пресногорьковка Кустанайской области, в Казахстане. Обычная крестьянская семья, братья, сестра. В Свердловск Николай приехал, когда ему исполнилось пятнадцать лет – поступил в театральное училище. И сколько бы ни ездил по всему миру, все равно возвращался на Урал. «Мой театр так часто гастролирует, что актеры уже даже от Парижа устали. Давайте, говорят, Николай Владимирович, куда-нибудь в другое место съездим! А ведь в Париже мы играли в театре «Одеон», на сцене которого из русских играли только театр Льва Додина и Анатолия Васильева. Я был везде – в Америке, на Филиппинах, в Сингапуре, в Малайзии, Турции, Египте, где только не был. Но лучше, чем Екатеринбург, нет ничего на белом свете. В аэропорту выдохнешь: «Я дома, слава Богу… Порой - унылое, поганое, грязное, но родное и близкое. Быстрее достаешь ключи, открываешь квартиру, кошек своих встречаешь, унитазы кошачьи моешь, и к компьютеру. Утром проснулся – побежал на репетицию, или в институт, заниматься с студентами. Лучше чем здесь, ничего нет на белом свете.

 

 

   Да, я мог бы остаться тысячу раз в Москве, в Германии. Но благодарю Господа, что я этого не сделал. Недавно ездил на премьеру спектакля «Баба Шанель» в Москву, в театр Терезы Дуровой. Вышел на Павелецком вокзале: а там - миллиард народу потного, грязного, воняющего луком и одеколоном. И такой же миллиард спускается вниз, в адово кольцо проклятого метро… Это так страшно! Ты себя там чувствуешь не человеком, а пылинкой, будто тебя на этом эскалаторе перемалывают всего. Приезжаю в Москву, за сутки делаю все дела, пробегаю по всем театрам и вечером – на самолет, домой. Больше суток находиться в Москве не могу».

   Любимое место Коляды на Урале – деревня Логиново, где у него дом. «Я там давно ничего не выращиваю, все дуриком растет. Правда, вот за грибами хожу. Но Логиново я не только поэтому люблю. Там я написал все свои последние пьесы… Там тихо, телефон плохо ловит, телевизора нет, Интернета нет, тишина вообще мертвая – то, что надо для работы. Все же от тишины рождается, и для этого дом и существует. Пишу пьесы каждый год – их ставят в театрах по всей стране, по всему миру. Мне это приносит денежки, которые я вкладываю в спектакли, в мой театр».

   Николай Коляда утверждает, что любой человек, обладающий специальным образованием, может попытать счастья в его театре. «Сначала пусть приходит на репетиции, смотрит, слушает, а потом – включается в процесс».

   На вопрос, как он все-таки решился создать свой театр, Николай Коляда ответил так: «Я работал десять лет в Театре драмы и ставил спектакли, которые получались один лучше другого. Думаю, они останутся в истории этого театра – и «Корабль дураков», и «Ромео и Джульетта», и «Уйди-уйди», и «Русская народная почта», и «Куриная слепота». Но когда я шел по театру, со мной половина людей не здоровалась. Когда мне надо было на генеральную репетицию осветителя, отказывали: «Нет, он будет на большой сцене работать». Когда мне, скажем, нужны были для «Ромео и Джульетты» большие спички, мне говорили: «А зачем? В то время, когда жили Ромео и Джульетта, таких спичек не было». Я терпел год, два, три, четыре, а потом сказал: «Слушайте, а не пошли бы вы, а?». После этого стал думать, как сделать так, чтобы не стоять перед всеми на коленках, чтобы быть свободным? И вот, 4 декабря 2001 года, в день своего рождения, я получил учредительные документы на свой театр. Сначала маялись без помещения, потом в 2004 году сняли подвал на проспекте Ленина. Потом начались дикие скандалы, нас оттуда выселили. Но благодаря тогдашнему Губернатору свердловской области Эдуарду Росселю нам дали на 10 лет, без арендной платы, этот старинный домик. А сейчас вот обещают отремонтировать для театра бывший кинотеатр «Искра». Когда-то мы все равно переедем в хорошее здание, и все когда-то у нас будет.

   «Коляда-Театр» начинал с малого – зарплата у артистов была …пятьсот рублей. Но работали мы всегда на полную катушку. Потихонечку слава поползла. На гастролях в Москве ко мне за кулисы пришли Лена Герасева и Антон Лошак, знаменитые продюсеры, которые возят за границу «первачей» - Большой Театр, театр Вахтангова, театр Фоменко. Семь спектаклей они у нас посмотрели. Сели мы с ними в буфете театра «Современник» за столик – я смотрю, а у них в каждом глазу по доллару, видят, что на нас можно заработать. Спросили: «Николай, а сколько ты стоишь?». Вот так они начали делать зарубежные гастроли нам – провинциальному театру. Мы не ездим по эмигрантам, как это обычно делают русские труппы за границей, а работаем только на лучших площадках Европы. Театр «Одеон», Афинский театральный фестиваль, Шекспировский фестиваль в Бухаресте, в Гданьске и т.д.».

 

 

   На вопрос, что такое уральский характер, Коляда, не задумываясь, отвечает: «Это значит – упрямый как баран. Так мне сказала Галина Волчек. Смотрела, как я работаю и говорила: «Переделай это, переделай то». Я говорю: «Ага, ага», а сам все делаю по-своему. Вот тогда она и назвала меня «бараном». Ну, упрямый, да, потому что если считаю, что тут должно быть так, а не иначе, значит, так оно и будет… И пусть тысяча человек скажет: «Не делай!», я все равно сделаю так, как считаю нужным, и потом окажется – я прав. Уральский характер - это наше уральское упрямство. Мы всегда сделаем по-своему».

 

Автор текста - Анна МАТВЕЕВА

Автор фотографий – Юрий ЧЕБОТАЕВ

 

Мы в соцсетях!