От заброшенных детских лагерей мы поехали в пещеру Ыласын. Находится она рядом с Хазинским ущельем. Как раз из этого ущелья год назад мы хотели добраться до Ыласын, но из-за разлившейся реки и ограниченного времени решили отложить поход в неё.

Если перевести название пещеры Ыласын с башкирского на русский, то получится пещера Соколиная – это второе название этой пещеры. Есть еще одно – Ледяная.

В эту поездку Андрей с Венерой обещали показать другой путь в пещеру без заезда в Хазинское ущелье и перехода в брод реку. На деле так и получилось, не доезжая до гор, свернули вправо в поле и остановились у сосновой рощицы. Таким образом? за горой от нас находилось Хазинское ущелье, а мы на стороне пещеры Ыласын. Но до неё еще предстояло добраться.

peshera-ylasyn-sokolinaya02

Быстро переоделись и пошли по дороге, летом по ней легко можно проехать на любой машине. Сейчас там грязь и лежал снег.

peshera-ylasyn-sokolinaya03

По дороге шли недолго, Андрей остановил нас и показал неприметную тропинку уходящую через лес в гору. Если бы мы шли без него, очень сомневаюсь, что заметили бы ее.

peshera-ylasyn-sokolinaya04

peshera-ylasyn-sokolinaya05

Дальше по тропе шли все время вверх, в лесу еще лежал снег, но до нас явно уже проходила группа, поэтому дорожка была протоптана. Правда, было пару мест, где не совсем понятно, куда именно идти, так как тропа разделялась. Но благодаря нашему проводнику, мы быстро дошли до Соколиной пещеры.

peshera-ylasyn-sokolinaya06

peshera-ylasyn-sokolinaya07

Вход в пещеру Ыласын напомнил вход в Охлебининскую пещеру. Такой же небольшой скальник сверху от входа, а сам вход находится на некотором углублении. Чуть выше от основного входа заметны гроты различной величины.

peshera-ylasyn-sokolinaya08

peshera-ylasyn-sokolinaya09

огда мы спустились уже к самому входу, появилось сходство с другой пещерой – Аскинской ледяной. От самого верха вниз в темноту шел крутой ледяной склон. Думаю, до июня точно, а возможно и дальше, снег около пещеры потихоньку тает и вода стекает в неё. Чтобы спуститься, Андрей привязал веревку и по ней мы аккуратно спустились.

Внизу оказалось много места, везде можно передвигаться в полный рост. Есть здесь, так же как и в Аскинской пещере, несколько ледяных фигур разного размера, видимо, именно им пещера Ыласын получила свое еще одно название- Ледяная пещера.

Основная часть пещеры небольшая, её достаточно быстро можно пройти до конца. И вот тут, казалось бы в тупике, находится продолжение пещеры Соколиной – небольшой лаз между камнями. Туда сразу полезли трое: Андрей, Вова и Аскар. Чуть позже Аскар вернулся, а я оставил свой фотоаппарат и полез вместо сына.

peshera-ylasyn-sokolinaya17

Дальше мы втроем оказались в низком зале, из которого шел узкий зигзагообразный лаз, дополнительным препятствием была глубина под ногами примерно в полтора метра, а местами может быть и больше. То есть, передвигаться по этому пещерному ущелью приходилось ставя в распорку ноги и руки.

peshera-ylasyn-sokolinaya19

После нескольких поворотов мы добрались до гуровых ванн, дальше лаз стал еще меньше. Я попробовал пролезть ползком и боком, но плечи не пропустили.

С одной стороны очень жаль, что не взял с собой сюда фотоаппарат, потому что место очень интересное, с другой не хочется разбить зеркалку в этих узких местах.

peshera-ylasyn-sokolinaya20

Обратно вернулись гораздо быстрее, остальные нас уже заждались. Дети, пока нас не был,о разбили несколько небольших ледяных фигур, я понял, что перед каждой вылазкой на природу, и в том числе в пещеру, необходимо доносить информацию до юных туристов о том, как следует себя вести.

peshera-ylasyn-sokolinaya21

Вылезли из пещеры, но у меня осталось желание пролезть в следующей раз всю пещеру Ыласын до конца, к тому же говорят, там в конце есть подземное озеро. Так что съезжу сюда еще раз точно.

К машинам спустились быстро, переоделись и начался сильный ветер с дождем. Поэтому, поблагодарив Андрея и Венеру за прекрасный день, отправились домой.