Встреча с новыми людьми – это приятно и полезно, а впоследствии, неожиданные события и впечатления – это двойная радость. В середине июля, после встречи с организаторами Уральской индустриальной биеннале я впервые узнала о проведение программы Арт-резиденций.

Это мероприятие уникально по своей сути: собирается группа художников из разных городов и стран, которых знакомят с индустриальными достопримечательностями Урала, заводами, памятниками – для создания индивидуальных художественных проектов.

История программы Арт-резиденций началась в рамках 2-ой Уральской индустриальной биеннале, когда в 7 городах Свердловской области (в том числе и в Екатеринбурге) силами художников из России, Франции, Израиля и США были созданы site-specific проекты (проект, «связанный с местом», что в контексте современного искусства изначально означало привязанность произведения к определенному физическому пространству).

Идея программы – персональные проекты художников создаются в специфическом индустриальном поле (исторические памятники, заброшенные и действующие заводы, инвестиционные проекты). Результаты проектов в виде документации и художественных объектов будут выставляться на итоговой выставке Программы арт-резиденций в Екатеринбурге. Однако в 2012-м году жизнь выставки не ограничилась Екатеринбургом: некоторые произведения выставки 2012-го года ждала большая гастрольная судьба (например, коньковая скульптура Леонида Тишкова после Екатеринбурга была показана в Москве, Нижнем Новгороде и Амстердаме), а сама программа была номинирована на премию Инновация как «региональный проект».

Тема 3-ей Уральской биеннале – мобилизация, поэтому и встреча художников и заводов носит мобилизационный характер: каждый художник может увидеть любой завод. Все участники программы работают в едином поле – в поле нового знания об уральском индустриальном контексте. Рекордное количество действующих предприятий в числе партнёров программы (около 10), грандиозные масштабы маршрутов (программа «Арт-резиденций» «имеет протяженность» примерно 600 км с Севера на Юг и около 300 км с Запада на Восток), 7 языков, родных для участников программы – таковы цифры и факты программы Арт-резиденций 3-ей Уральской индустриальной биеннале.

Организаторы Уральской индустриальной биеннале в этом году сделали для художников обширную, по своей сути, экскурсионную программу не только по уральским заводам-партнёрам программы, но также и по достопримечательностям, городам и поселениям. Это дало представление не только о том, как на Горнозаводском Урале рождались и процветали сами предприятия, но и о том, как был устроен быт людей, селившихся вокруг заводов.

В программе были: поездки в Нижний Тагил, на Первоуральский новотрубный завод, на предприятие «Фарфор Сысерти», экскурсия по комбинату «Магнезит» и спуск в саткинскую шахту, поездка на турнир косарей и Артинский завод, экскурсия по Ирбитскому мотоциклетному заводу, общая экскурсия на завод НЦМЗ (Нижнесергинский метизно-металлургический завод), экскурсия по Ревде, Каслинскому заводу архитектурно-художественного литья, по Алапаевской узкоколейке, в Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства.

Мне удалось побывать на последнем, заключительном дне программы, в Алапаевске. Про него я и расскажу подробнее.

Вся группа собирается рано утром около гостиницы «Исеть» и отправляется на мини-автобусе в Алапаевск.

Как нас встретились при въезде в Алапаевский район – это отдельная история. Я лично, впервые почувствовала, что такое не просто русское гостеприимство, а именно уральское.

aoa01

Женщины в национальных сарафанах, встречали нас с песнями и хлебом-солью. Дальше, это горячий чай сбитень, тонкие блины невероятного вкуса и прекрасная природа вокруг. Все было настолько по-домашнему, тепло и уютно, что хотелось уже тут и остаться. Такая встреча запоминается.

Мы отправились в Алапаевск. И приехали мы на одну из главных достопримечательностей Алапаевска – на вокзал узкоколейной железной дороге.

Наш маленький уютный вагончик поезда трогается от станции Алапаевск, и едем мы до станции Верхняя Синячиха. Ехали мы примерно 45-50 минут.

За это время мы узнали об истории Алапаевской узкоколейной дороге и сделали приятный сувенирчик своими руками – куколку-оберег.

История самой дороги такая: дороги в России, а тем более в глубинке, всегда оставляли желать лучшего. Практически все перевозки осуществлялись только зимой, потому что дорога весной и осенью была непроходимой.

В Синячихе и Алапаевске существовали горно-металлургические заводы, которые, в то время управлялись французами. И, конечно все заводчики были «за» строительство железной дороги и таким образом, упростить перевозки руды, дров, металла на заводы. В 1894 году приходит с Петербурга разрешение на строительство этой дороги. Эта узкоколейная железная дорога строилась неимоверными усилиями крестьян и рабочих, которые в свободное от полевых работ время (рано утром или поздно ночью) строили эту дорогу. Даже «Екатеринбургская правда» писала: «Очень многих, неимоверных усилий, и даже жизней, стоила эта дорога».

Рабочие месяцами жили в районе строительства дороги, в землянках, ведь дорога строилась, в основном, ручным трудом: тачка, телега, кирки, молот. Открытие дороги произошло в 1898 году, и конечно, все заводчики были довольны. Но были те, кто был не доволен – извозчики (гужевой транспорт). Для них пришел конкурент, и довольно серьезный.

Расстояние от рельса до рельса (колея) на этой дороге составляет 75 см (для сравнения обычная широкая колея – полтора метра). Первые паровозы были заказаны из Франции и назывались они «компаунды».

Частенько, на охоту, поезд брал начальник Алапаевского завода Кокшаров. Он брал целый состав, несколько человек с собой, а сама охота длилась дня три. Это был вагон, обитый бархатом с резными сиденьями, vip-вагон для управляющего. И иногда состав так сильно разгонялся (говорят, даже до 90 км/ч, для сравнения средняя скорость движения поезда по этой дороге сегодня – 30 км/ч), что многие переживали, как бы он не сошел с рельсов (до 80-90 км/ч).

В 80-е годы прошлого века по стране прокатилась кампания по ликвидации неперспективных лесных поселков. И сейчас протяженность Алапаевской узкоколейной железной дороги составляет 177 км пути, хотя раньше это было около 700 км… Тем не менее, наша дорога и сегодня остаётся самой протяженной действующей в России узкоколейной железной дорогой. Для туристов это направление стало популярно года 3-4 назад, и только начинает развиваться.

Для программы Арт-резиденций проект об узкоколейке подготовил испанский художник Хесус Паломино: для этого он доехал до последней обитаемой точки узкоколейки – до посёлка Калач, где записал звуки этого отдалённого уголка.

Мы прибыли на станцию Верхняя Синячиха, где наступило время обеда.

Далее мы отправились до Нижней Синячихи. Здесь мы посетили музей деревянного зодчества под открытым небом и Спасо-Преображенский храм (первая четверть XIX в., образец «тобольского барокко»).

Расскажу об истории храма.

Строительство храма началось еще в 1794-м году по указу заводовладельца Сергея Яковлева (сына основателя династии Саввы Яковлева). Он пригласил итальянского архитектора, по проекту которого она и была выстроена.

Фамилия его неизвестна. Действовала церковь примерно сто лет, и после 1937 года она была закрыта. Здесь на первом этаже разместили зернохранилище, а на втором этаже сельский клуб и библиотеку. Когда церковь была закрыта, главный вход был полуразрушен, решетки на окнах были погнуты, местами даже выломаны. Пол выложен плитками из чугунного литья, но в советское время, когда здесь было зернохранилище, пол был растащен по крестьянским дворам.

Вот в таком полуразрушенном состоянии Иван Данилович обнаружил церковь. Долгих 4 года упрашивал местные власти дать разрешение на реставрацию и в 1968 году приступил к новому для себя делу. На помощь пришла небольшая бригада местных пенсионеров, а женщины отмывали росписи. Также Иван Данилович обратился к жителям, у которых находились эти плитки, и практически вся площадь пола была восстановлена. Верхний ярус уцелел на 90%, благодаря тому, что на него осел толстый слой сажи, пыли и копоти. Отмывали с помощью детского мыла и мягкой ветоши. Нижний ярус пострадал на 70%, были дыры от дымоходных труб, вбиты крюки, стены несколько раз забелены. Эти росписи восстанавливали художники из Санкт-Петербургской академии искусств.

Над входом, изображение «Покров Пресвятой Богородицы». В центральной части, над головой изображение Святой Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой дух. В медальонах по верхнему ярусу изображены мужчины – святители земель, один из них, в центральном медальоне – Сергий Радонежский. А по нижнему ярусу – княгиня Ольга, князь Владимир Киевский. Напротив него, изображен Александр Невский. А на внешней стороне два архангела – архангел Михаил и архангел Гавриил. Передняя часть церкви – это трапезная часть, здесь принимали пищу священнослужители, здесь собирались на сельские сходы, собрания, совещания.

Пройдя через арку, попадаешь в храмовую часть, именно в этой части проходили церковные службы. В настоящее время, по большим праздникам, службы проходят в такие дни – 19 августа, 14 октября, Троица, Крещение, Пасха.

В центральных медальонах основатели письменности – Кирилл и Мефодий.

Алтарь и его роспись в советское время пострадали больше всего. Роспись была настолько закопчена, что художники отказались браться за ее реставрацию, боясь закрасить первозданную роспись. Эту роспись отмывала Анна Ивановна Самойлова – жена Ивана Даниловича, с помощью детского мыла и мягкой ветоши.

Храмовые иконы собирались по всей Свердловской области. К сожалению, ни одной иконы, которая находилась ранее в церкви, найдено не было. Также не уцелел иконостас. По словам старожилов, иконостас был красивый, деревянный, резной, но в советские времена его сожгли, и ничего не осталось.

Далее нас проводили на второй этаж, в выставочный зал, посвященный уральской росписи по дереву. Крестьяне и жители заводских поселений стремились украсить свое жилье, сделать его уютнее и гармоничнее – и в этом стремлении, роспись стала незаменимым элементом.

Белый цвет обозначал личную жизнь, а голубой, например, являлся цветом непорочности. Зеленый цвет обозначал богатый урожай, плодородие, а желтый цвет – хлебосольность и гостеприимность хозяев. Росписью украшали и вход, и выход, и домашнюю утварь – шкаф, сундук. Художники-красильщики – это были обычные крестьяне, обладающие талантом к рисованию. В свободное от полевых работ время, они приходили в соседние деревни и искали дополнительный заработок. Правда, расписать себе жилище мог не каждый хозяин, потому что это было очень дорого. Краски использовались только натуральные, это были минералы, растертые в ступе до мельчайшего порошка. Разводились они олифой, варили ее в том доме, который должны были расписывать. Варили из конопляного или льняного масла. На месте и краски смешивали. Орнамент, в основном, использовали растительный, но также рисовали птиц, животных, а иногда и мировые события (железная дорога и паровоз).

Особенность уральской росписи – на кисть одновременно берется 2 краски, например, основной зеленый, и кончик кисти макали в белый. Кисть накладывали на поверхность таким образом, чтобы, ее кончик ложился по внешнему краю, поэтому по краю получалась такая белая оживка, которая получила название – «уральский разбел».

Далее нас провели по экскурсии в Музей деревянного зодчества под открытым небом. Ничего подобного раньше я не встречала. Представьте одно поле, на котором собраны: три усадьбы крестьян (XVII, XVIII, XIX века) с дворами, внутри мебель, печка и всевозможные предметы быта, четыре часовни, ветряная мельница, башня острога, пожарная с каланчой.

Нас провели по избе зажиточных крестьян, рассказали об образе жизни, ведении хозяйства в то время. Но больше всего мне запомнилась экспозиция в часовне «Вознесения», которая посвящена жизни и творчеству обычной уральской женщины – Христины Денисовны Чупраковой (1902 — 1984 гг., родилась в деревне Кутенево Екатеринбургской губернии).

В многодетной крестьянской семье Христина Денисовна рано узнала и труд в поле, и домашнюю работу, в том числе и все виды женского рукоделия: ткачество, вышивку, шитье, филейное кружево.

Выйдя замуж, она переехала в Алапаевск. Но, к сожалению, рано овдовела, а семья уже была большая – 4 сына, поэтому на жизнь начала зарабатывала тем, что шила на заказ.

С 1950-х годов мастерица начала работать над коврами в технике машинной аппликации, добившись высокого художественного уровня. Христина Денисовна не только вышла за рамки привычных орнаментов и узоров, но развила и обогатила традицию, внеся в ковер сюжет, изображающий жизнь деревни, народные обычаи и природу. На полотнах совершенно разные сюжеты: и уральская свадьба, и родное село Кутенево, и Вронский на коне, и мишки в лесу, и птички, и рыбы в пруду.

Простая русская женщина стала еще и автором кукольных композиций, великолепных кукол, у каждой из которых есть свое неповторимое, узнаваемое лицо. Тут герои: и Анна Каренина с Вронским, и Аксинья с Григорием Мелиховым.

Экспозиция работ Христины Чупраковой была открыта на территории Нижне-Синячихинского музея-заповедника в 1983 году, трудами создателя музея Ивана Даниловича Самойлова.

Далее мы отправились в сам Алапаевск, в музей П.И. Чайковского. Может быть, сам городок Алапаевск и не отличался бы от миллиона других поселков России, если бы не тот факт, что 3 года своего детства здесь провел великий русский композитор – Петр Ильич Чайковский.

Хочется сразу отметить то, что бросается в глаза – за музеем следят и ухаживают. Все чисто, в хорошем состоянии.

Здесь вам подробно расскажут о детстве и жизни П.И. Чайковского. Расскажут о семье, детстве, смешных историй из жизни, покажут детскую, где любил играть Петруша (так ласково в музеи называют композитора), кабинет отца – Ильи Петровича Чайковского, который был талантливый инженером и занимал пост начальника Алапаевского металлургического завода. Комнату матери, где мебель обита в бордовую ткань – ее любимый цвет, детская с кроватками и игрушками – ведь именно в Алапаевске родились братья-близнецы Анатолий и Модест.

По всему музеи висят отрывки из писем Петра Ильича к себе домой, в Алапаевск о том, «как он скучает по родным и Алапаехеве…»

Но куда в музеи Чайковского без музыки: практически в каждом зале звучат мелодии музыки или играют мини-фильмы о композиторе, или даже, сам экскурсовод сыграет на рояле отрывок из произведения.

Все это мы не знали бы и не смогли увидеть, если бы не создательница музея им. П.И. Чайковского и музея музыкальных инструментов — Вера Борисовна Городилина. Знаете, считаю, что с одним талантливым человеком всегда будет связан тоже талантливый человек. Вера Борисовна не просто собрала это все, но многое создала. Например, в музеи есть мини-экспозиции дома Чайковских в Алапаевске (все выполнено в масштабе: столы, стулья, кровати, рояль, есть даже ковры и шторы, аксессуары), и такая же экспозиция дома Петра Ильича в Клину.

Музей музыкальных инструментов – это коллекция инструментов с разных стран и континентов, разных времен и эпох, ты прямо сейчас погружаешься в музыку, и понимаешь, что она всегда была, и будет неразрывно идти рядом с человеком.

За это «погружение» хочу поблагодарить Уральский филиал ГЦСИ и команду Уральской индустриальной биеннале за такую идею, за ее реализацию, что не маловажно, за терпение, и за продвижение Урала в России и в мире!

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments