Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

«Классные прогулки»:
В гостях у пращуров - «Палкинские каменные палатки»

Справка

Археологический памятник «Палкинские каменные палатки» находится в двух километрах северо-восточнее посёлка Палкино и представляет собой остров на реке Исети с трёх сторон окруженный болотом и только одной стороной выходящий на русло реки. От стоянки на ЕКАДе по болоту сделан настил из стволов деревьев, который называется гать.

По мнению археологов, во времена неолита и ранней бронзы это был полноценный остров на реке Исети, со всех сторон окружённый водой. В те времена Исеть была шире и полноводнее. По-видимому, первобытные люди выбрали его для жилья, потому что на нём было удобно защищаться от врагов, строить жилища, ловить рыбу и изготавливать орудия труда. Палкинские каменные палатки

Автор фотографии: seniy-kup

Археологические работы на острове ведутся более полувека. На нём находится базовый лагерь Исетской археологической экспедиции, о чём свидетельствует табличка на сосне. К сожалению, в настоящее время, работы по изучению стоянки древнего человека прекращены из-за отсутствия финансирования.

Учёные считают, что в этом месте было древнее поселение, в котором в VI-V тысячелетии до н.э. жили люди, занимающиеся охотой и рыболовством, о чём свидетельствуют находки остатков жилищ, орудий труда, наконечников копий, каменных грузил для сетей и изображений добычи.

Жилища этих людей, слегка углублённые в землю, представляли собой каркасно-столбовые конструкции с бревенчатыми крышей и полом. В интерьере для сооружения лежанок и «столиков» использовались природные каменные напластования и валуны. На территории памятника были обнаружены мастерские по изготовлению орудий из камня: шлифовальные плиты, скопления кусков породы, наковальни, заготовки орудий. Жители посёлка использовали для изготовления орудий свыше 50 различных пород и минералов, которые находили в радиусе около 70 км. Этот факт говорит о прекрасном знании населением природных богатств края.

Культурный слой богато насыщен артефактами и содержит большое количество обломков камня, заготовок каменных орудий и отщепов, указывающих на то, что орудия изготовлялись на месте, непосредственно у поселений.

(Е.М. Берс. Археологические памятники Свердловска и его окрестностей)

Наша экскурсия

Ежегодно в начале сентября наш класс выезжает на природу для празднования дня рождения класса. На празднике мы играем, устраиваем конкурсы, поздравляем летних именинников, общаемся, обмениваемся впечатлениями от летних каникул. В этом году мы перешли из начальной школы в среднюю, у нас началось предметное обучение, и, по предложению учителя истории Зои Васильевны Ракульцевой, мы нынче решили совместить наш праздник с интересным уроком в гостях у предков.

Зоя Васильевна предложила посетить стоянку древнего человека около Палкино. Родители арендовали автобус, который в выходной день 14 сентября 2013 г. примерно за 40 минут довёз нас от школы до стоянки на ЕКАДе. Расстояние по автодороге составило 30 км. Палкинские каменные палатки

Маршрут экскурсии от гимназии №13 до автостоянки на ЕКАДе (А-Б)

От стоянки по тропинке и по гати через болото мы дошли непосредственно до базового лагеря Исетской археологической экспедиции. Он находится примерно в пятистах метрах от автостоянки. На просторной поляне с костровищем, столами и скамейками можно удобно расположиться, перекусить, погреться у костра. Здесь мы встретили наших ровесников из другой школы.

После небольшой передышки мы отправились на экскурсию под руководством Балашевой Татьяны Владимировны - преподавателя истории гимназии №130. Она очень хорошо знает этот памятник, поэтому наша учительница, встретив её здесь на экскурсии со своим классом, попросила провести экскурсию и для нас.

Прежде всего, нас повели к наскальному рисунку «Бегущий охотник», который был выполнен охрой и насечкой на стене одной из каменных палаток. Рисунок трудноразличим, но, по указаниям преподавателя, мы смогли рассмотреть его. Палкинские каменные палатки

Наскальный рисунок «Бегущий охотник»

Затем нам показали гладкообтёсанный камешек с дыркой из коллекции учителя, нам было предложено угадать, какую функцию он выполнял у древнего человека. Перечислив всевозможные способы его применения, в итоге мы догадались, что он служил грузилом для рыболовной сети. Палкинские каменные палатки

Затем, у другой каменной палатки, мы увидели на вертикальном камне рельеф в виде летящей чайки, но преподаватель сказала, что это символическое изображение рогов лося — основного объекта охоты тогдашнего человека. Палкинские каменные палатки

Чуть ниже на плоском камне высечен глубокий след лося (копыто). Палкинские каменные палатки

По предположению учёных, между двумя этими изображениями происходила разделка туши зверя, а насечки выполняли роль заклинания, чтобы задобрить душу убитого животного. Чтобы на следующей охоте охотникам снова повезло с добычей. Так зарождалась религия, то есть мистическое восприятие реальных событий. Чуть в стороне нам показали каменное изваяние головы лося. Палкинские каменные палатки

Археологи предполагают, что изначально камень, удивительно напоминающий голову этого животного, венчали каменные рога.

Затем мы увидели рукотворное углубление в плоском камне — здесь происходила выплавка металлических изделий. Палкинские каменные палатки

Чуть дальше нам показали надпиленный и отчасти расколотый валун, из которого изготовляли каменные орудия труда. Это была древняя каменоломня. Палкинские каменные палатки

Ниже по склону располагался могильник, а если спуститься ещё ниже и пройти примерно триста метров, то можно выйти к заболоченному берегу реки Исеть. Учёные считают, что в древности река подступала к самым палаткам.

Точные координаты места: широта: 56°53'26.38"N (56.89066), долгота: 60°24'59.22"E (60.41645). Экскурсия заняла около пяти часов с учётом дороги туда и обратно.

Таким образом, мы посетили стоянку первобытного человека, увидели много удивительных вещей, которые даже могли потрогать руками. Мы не только узнали много нового из жизни наших пращуров, но и смогли прикоснуться к ней!

Доступность этого памятника и впечатляющая наглядность его экспонатов позволяет использовать его для школьных экскурсий и делает удобным для посещения организованных групп туристов и гостей нашего города.

Авторы текста: ВНУКОВ Артём и УСТИНОВ Кирилл, ученики 5 В класса.

Научный руководитель: РАКУЛЬЦЕВА Зоя Васильевна

Автор фотографий: Алексей ВНУКОВ

В роли экскурсантов ребята из пятого класса гимназии №13

Ссылки по теме:

Палкинские копи

Экскурсии для школьников по Красной Линии Екатеринбурга

«Классные прогулки, или Куда поехать классом?»