И вот отдохнув и пообщавшись на перевале Дятлова, мы отправились в следующий этап нашей экспедиции, теперь уже до её крайней точки для машин – на границу Печоро-Илычского заповедника. Теперь наш путь шел по хребту Поясовый камень, который является частью главного уральского хребта. По нему идет граница Пермского края и Свердловской области, Республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena01

От перевала Дятлова начался небольшой каменистый спуск, местами заболоченный. А после него – резкий подъем с набором высоты. Костя предупредил, что забраться на него сложно. Так как здесь много помех: кроме большого уклона – это острые камни и глубокая колея.

Радис и Костя показывали мне, куда надо ехать, но садившееся солнце светило в глаза. Поэтому ничего не было видно, и я пошел по другой траектории, спрыгнул в колею, уперся в камень. Пришлось спускаться и пробовать снова. На этот раз перед стартом я вышел и посмотрел, что показывают штурманы. Из-за уклона и солнца не видно было не только Костю и Радиса, но вообще дорогу, так как капот закрывал всю видимость. Поэтому ехал по памяти, предварительно прикинув, на сколько мне надо повернуть руль, чтобы не упасть в колею и в какой момент повернуть в другую сторону. Все получилось, в конце пришлось хорошенько поддать газ, чтобы машина выпрыгнула на ровную поверхность.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena05

Проехав чуть дальше идет снова каменистый подъем и ступень, тут уже солнце не мешало и я, благодаря штурманам, заехал с первого раза. Оставил машину и пошел смотреть, как заезжают другие машины.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena06

У Виталия никак не получалось заехать, он проходил колею, но упирался в камень. Пройти его в натяг у него не выходило. Ребята предложили подогнать мою машину обратно, чтобы за неё можно было залебедиться. Пока я поднялся до неё, развернулся и съехал вниз, ТЛК80 Виталия уже заскочил сам. Теперь очередь за ТЛК78 Сереги.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena07

Он решил не слушать Костю, а пойти по выглядевшему более простым пути. Вместо крутого подъема проехать чуть дальше по дороге и свернуть в гору, подняться по более пологому склону. Но все оказалось сложнее, машина сразу увязла в мягком грунте. И смогла выехать сама только благодаря задней блокировки. После этого вопрос как ехать больше не поднимался.

ТЛК78 тоже заскочила, при этом в паре моментов у него от земли отрывались передние колеса.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena08manpupuner-pereval-dyatlova-stena09

Я вновь развернулся, тут Костя предложил стравиться. До этого мы шли с давлением в 2 атмосферы, он сказал, что так мы порвем колеса и, спустившись, машины будут идти более мягко. Никто не хотел спускать колеса, так как было мнение, что это важно в болоте, но никак не на камнях, так резине будет проще порваться. Да и никому не хотелось возиться с бортированием колес. В итоге послушали опытного товарища, спустили колеса до 1,2-1,5 атмосфер. Машины действительно пошли более мягко, главное – надо ехать медленнее, тогда резина как бы обхватывает камень.

Следующие каменистые ступеньки на подъемы дались проще благодаря полученному опыту. Хотя местами всем штурманам пришлось попотеть, оттаскивая камни.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena10

Поднялись наверх и пошел спуск, расстояние небольшое. Заканчивается он крутым каменистыми спуском и подъемом из лога, где течет ручей.

Остановились на полянке и сходили набрать воду к водопадику, который образовал ручей. После водопада вода попадает под до сих пор лежащий здесь снег, а дальше вновь выходит из под него. Это – один из ручьев, который в дальнейшем станет рекой Лозьва. Серега и Олег провели снежные обтирания. Остальные фотографировали и гуляли по снегу. И вновь в путь.

Снова спуск и подъем в лог и начался набор высоты с 710 метров до 910. Тут главное – медленно и аккуратно ехать, так как везде посреди земли торчат камни. Поднялись, все это время от перевала Дятлова до этого места мы объезжали гору Холатчахль, высотой около 1100 метров.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena16 manpupuner-pereval-dyatlova-stena17

Дальнейший путь шел по безымянным вершинам, спуск и подъемы были небольшие и пологие, высота держалась около 900 метров +/- 30 метров. Главная опасность – курумник. Под колесами стали часто попадаться перепелки с птенцами. Каждый раз Костя спрыгивал с порогов машины и бежал раскидывать их в разные стороны, чтобы мы никого не задавили.

Где-то во время пути началось урочище Поритайтсори. Точных его границ я не знаю. Но оно известно тем, что здесь есть несколько круглогодичных снежников, из которых текут ручьи, местами образую водопадики. Все они дальше попадают в Лозьву.

Пока Костя шел пешком за запчастью, он часто видел оленей. Поэтому, пока мы ехали, как только появлялась возможность, все искали глазами этих животных. И вот Костя в очередной раз удивил, увидев вдалеке оленей, которые наблюдали за нами.

Стало заметно прохладнее из-за почти севшего солнца.

Преодолели очередную вершину в 989 метров и началось высокогорное болото с камнями. Основная колея шла по низу, но Костя сказал, что тут только по верху, иначе засядем.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena30

Я первый пошел по верхней колее, даже моего клиренса на 35” колесах не хватало. ТЛК80 все время цеплял мостами, поэтому пришлось добавить газу, но сильно тоже рискованно, так как везде попадались камни и можно было легко погнуть передний мост. Так перед одним из таких камней я сбросил газ и застрял. Машина села капитально, и уже не ехала ни назад, ни вперед. Обидно, до выхода из колеи оставалось проехать совсем немного.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena31 manpupuner-pereval-dyatlova-stena32

Сергей на ТЛК78 оттащил своей лебедкой назад ТЛК80, до того момента, когда появился свободный ход. Серега и Виталий выскочили из колеи чуть позади меня, потом и я сдал назад, выскочил за ними. В этот момент в очередной раз стала слышен хруст гранаты. Само собой это напрягало, как потенциальная опасность, но в резерве лежала новая граната.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena33

Дальше этот засадный участок проскочили по траве и кустам и выехали на небольшой холм. За ним вновь идет заболоченный участок. Костя прошел и проверил его, а также кусты чуть выше его. Посоветовал на хорошей скорости проскочить по кустам, что я и сделал. Правда, потом Радис очень долго ругался на меня, так как пройдя по следам машины увидел множество камней, которые были скрыты кустами. Был огромный шанс поломаться об них. Остальные машины прошли аккуратно по моим следам.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena34

Болото продолжалось, все штурманы шли впереди и выбирали оптимальный путь. Я чуть вырвался вперед. Тут внезапно Костя проматерился и сказал: «они крузак положили». И все побежали обратно, к лежащему на боку ТЛК78.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena35

К тому моменту, как мы подбежали, руководство по спасательной операции взял на себя Виталий. В первую очередь одни начали держать двери, а вторые вытаскивать тех, кто в машине: Сергея, Юру, Олю и Артема. После того, как вытащили людей, начали отцеплять канистры и прочий груз с багажника на крыше, так как он мешал поднять машину в нормальное состояние. Стропы никак не поддавались, пришлось срезать. В это время другие ребята цепляли лебедку ТЛК80 за раму ТЛК78. Когда все было готово и люди отошли, машину поставили на все 4 колеса.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena36 manpupuner-pereval-dyatlova-stena37

Все эти действия провели очень оперативно, так как поставить машину на колеса важно очень быстро, иначе все жидкости в машине начнут выливаться.

Пока ждали несколько минут до того момента, чтобы попробовать завести машину, осмотрели её. Задние боковые стекла разбились, лобовуха треснула. Переднее боковое стекло уцелело, так как было опущено. Двери и стойку рамы немного повело, часть вещей из багажника оказалось на земле вместе с осколками от стекла.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena38 manpupuner-pereval-dyatlova-stena39

Стало ясно, почему перевернулся ТЛК78 – и без того валкая машина наехала задним колесом в яму. Никто из штурманов не ожидал этого и не вывешивал машину. Зато после этого случая все сделали выводы и штурманы практически постоянно ехали на порогах машин. Это, кстати, спасло от нескольких переворачиваний каждую из машин точно.

ТЛК78 завели и он поехал дальше, как ни в чем не бывало. Дальше стали забирать еще выше вверх и поехали по камням, по этому пути проезжал Костя на своем УАЗе. Мы сильно ушли от основного пути. И стали искать спуск вниз, нашли его и постепенно вернулись на дорогу.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena40

Дальше засадных мест практически не было, единственное – мы проехали рядом с ребятами, которые жили в своем сломанном ТЛК80. Про них я писал раньше, это одна из двух машин, которые возвращались с плато Маньпупунер. Вторую машину – Hilux, мы встретили гораздо раньше, они торопились в Екатеринбург, чтобы организовать там спасательную операцию для ТЛК80.

Мы недолго постояли с ребятами из крузака и пообщались, но уже совсем стемнело и нам надо было ставить свой лагерь. Поэтому объехали их понизу, дальше был небольшой подъем и длинный спуск к ручью, который берет свое начало из снежника. Чуть восточнее этого места находится известная гора Отортен.

Разбили лагерь, покушали и, уставшие, завалились спать. За день прошли 30 километров (5 июля).

С утра все сделали закладки с топливом, я выложил 5 полных двадцатилитровых канистр и 1 пустую. Ребята выкладывали солярку. Пока по новый укладывались, я пробежался и пофотографировал водопадики, которые образовывает ручей.

Когда все были готовы, аккуратно переехали ручей и начался очень крутой подъем вверх.

manpupuner-pereval-dyatlova-stena46

Все стандартно – колея, камни, бревна. На самом верху курумник.

Вниз ехали очень аккуратно, по сухой и глубокой колее.

В самом низу опять увидели красивый ручей и вот она – то препятствие, которое мы так долго ждали – Стена. Крутой подъем из ручья, в некоторых источниках описано, что уклон здесь 60 градусов. Поднять машины можно только на лебедке.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments