Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Дискуссия о Трифоне Вятском

   На этой неделе нешуточная дискуссия разгорелась на страницах «Областной газеты». Интерактивное общение на страницах печатного издания – само по себе удивительное явление в сегодняшних реалиях, а, уж спор о былых событиях земли уральской обязательно заслуживает особого внимания.

   17 октября в традиционной рубрике «Этот день в истории области» была опубликована заметка о монахе Трифоне Вятском, жившем в XVI веке. В заметке рассказывалось, что проживая в районе реки Мулянки, Трифон проповедовал христианскую веру местным народам. А чтобы доходчиво убедить их в ложности языческих богов, монах в одиночку срубил гигантскую ель, почитавшуюся в качестве идола. Пень от той срубленной ели «был таким большим, что на нем могли развернуться сани с лошадьми».

   Этот факт и вызвал жаркие споры – мог ли на самом деле простой уральских монах срубить вручную такое огромное дерево, да ещё и священное для остяков??? Редакция «Областной газеты» провела специальное расследование, и вот какие экспертные мнения были опубликованы в следующих номерах:

 

   Краевед-знаток истории Урала из села Чердынь (Пермского края) Алексей Витальевич Карцев:

   «Мог срубить. Чисто технически дерево любой толщины можно срубить простым топором – был бы навык и трудолюбие. И того, и другого у Трифона было в достатке: монахи в то время сами рубили дрова (то есть навыки у него был), а уж о терпении и упорстве и речи не идет: как раз истовостью Трифон и прославился в монастыре – часами молился полуголым при любой погоде.

   Исторически – тоже достоверно. Известно, что первые церкви ставились специально в тех местах, где покланялись язычники. Обосновывалось это тем, что «Новый Бог сильнее». В том же Чердынском районе была часовня, установленная на пне такого же «идоложертвенного дерева» - березы.

   Вторая часть вопроса – как же язычники позволили срубить дерево? – тоже объяснима. Дело в том, что языческие капища посещались редко (хоть и регулярно) и специально не охранялись (они строились в потаенных местах, и именно их потаенность, как считали вогулы, и служила им охраной). Ионах мог срубить дерево до того времени, как язычники узнали об этом. А уже потом, узнав, возмутились и пошли убивать монаха (что и было описано в заметке).»

 

   Писатель и знаток истории Урала Алексей Иванов:

   «По поводу священной ели, срубленной Трифоном. Священные деревья и капища не охранялись, язычники ставили самострелы и ловушки на чужаков - и все. Если бы кумирни охранялись, то священные амбарчики «сомъях» не ставили бы от зверей на ноги-столбы – охрана своим присутствием и так отогнала бы хищников. Поэтому пришельцу можно было разорит капище или срубить дерево вполне спокойно. Есть немало исторических свидетельств побед русских идолоборцев, совершенных в одиночку, так что ничего удивительно в подвиге Трифона нет. Если уж Герострат спалил храм Артемиды посреди города Эфеса, и Герострата никто не остановил, то почему Трифон не мог срубить дерево в дремучем лесу?»

 

   Людмила Горланова, научный сотрудник лаборатории дендрохронологии института экологии растений и животных УрОРАН:

   «Меня заинтересовал этот случай, потому что на практике мне не приходилось сталкиваться с елями, диаметр ствола которых был бы более полутора метров. Я подняла исторические материалы и нашла упоминание именно об этой ели – «две с половиной сажени в обхвате». Сажень (так называемая «маховая сажень») – это руки, вытянутые в стороны, то есть от 152 до 177 сантиметров. Возьмем среднее значение: 164,5 и помножим на 2,5 и получим 411,25 (длина окружности). То есть диаметр этой окружности будет 130 см (1,3 метра) – в рамках простой большой ели, на пне которой лошадь не то что с санями, но даже и без саней не развернется. И такое дерево монах действительно легко мог срубить в одиночку.»

 

   Для справки: Кто такой Трифон Вятский, и что он делал на Урале?

   Преподобный Трифон родился в селе Малая Немнюжка Пинежского уезда Архангельской губернии, вблизи города Мезени, в семье зажиточного крестьянина Димитрия Подвизаева. При крещении получил имя Трофим. На Урале оказался после того, как оставил Пыскорскую обитель. На берегу реки Камы он нашёл малую лодку, сел в неё и поплыл вниз по реке. На ней он и достиг реки Нижней Муллы. На берегу Мулянки, при впадении в неё другой речки, преподобный обрел уединенную, красивую поляну, окруженную лесом. Он остановился здесь и устроил себе небольшую хижину. На этих землях проживали языческое племя - остяки. Среди них он и проповедовал христианскую веру.

   Преподобного Трифона Вятского Чудотворца по праву можно назвать апостолом Пермского края. Благодаря нему православные храмы появились здесь задолго до образования Пермской епархии.

 

Материал подготовил Игорь МЕНЬЩИКОВ.

Мы в соцсетях!