Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Уральский академический русский народный хор отметил своё 70-летие

   На свой юбилей Уральский народный хор дал единственный концерт. Билеты были распроданы за месяц вперёд. Не остановила даже их повышенная цена. Не попавшие на концерт продолжают обрывать телефоны: «Где и когда хор ещё можно увидеть?..».

   Увы, для большинства концертных площадок народное искусство сегодня — «неформат». Так называемый фолк-жанр знают в России разве что по выступлениям Бабкиной, Кадышевой да Пелагеи. Уральский народный хор в 1970-е проводил на гастролях по восемь месяцев в году. Сегодня здесь с трудом вспоминают: да, в 2008-м выезжали в Испанию... Меж тем в России всего 12 подобных коллективов, имеющих в своём составе хор, танцевальную группу и оркестр. Каждый — бренд своего региона, уникум по репертуару и манере исполнения.

 

«Большой уральский перепляс», 1940-е годы... Этот снимок и запечатлённое на нём – из разряда достояний России. Летом 1943 года, вопреки тяготам войны, Свердловский обком ВКП(б) принял постановление о создании народного хора. Автор фото неизвестен.

 

   Когда-то Игорь Моисеев пытался перенести в свой ансамбль знаменитую уральскую «Семёру». Да не пошло. Абсолютно другая школа. Другие дробушки по сцене и «барабушки» (в аккомпанементе на баяне). В самом Уральском хоре на «Семёре», входящей сегодня в золотой фонд коллектива, проверяют обычно новичков: хватит ли дыхания? После этого танца даже у оркестра — рубахи хоть выжимай. «Не танец, — поправляют в труппе. — Пляска! Лишённая какого бы то ни было академизма». Раскрепощённая, от земли-матушки по истовости и удали, «Семёра» сохраняется в репертуаре коллектива от самого его рождения. Все 70 лет.

 

Хор был создан на базе самодеятельных (!) сельских хоров. Нынче только историки помнят об этом: все годы хор демонстрирует высочайший профессионализм (на снимке — 1968 г., Москва, Зал им. Чайковского). Фото из архива Уральского народного хора.

 

   Жаль несусветная, что народное исполнительское искусство самим-то народом почти утрачено. Пойди сыщи, кто в деревнях поёт да пляшет? Не «Ламбаду», а своё, уральское. Парадокс, но Уральский хор сегодня едва ли не единственный носитель исконной исполнительской культуры Каменного Пояса. К счастью, ещё полны фонды-архивы основателя хора учёного-фольклориста Льва Христиансена. К счастью, есть энтузиасты в Доме фольклора, продолжающие фиксировать и изучать то немногое, что не деформировано ещё в русской народной культуре. Плюс песенная классика Евгения Родыгина. Плюс новые песни Евгения Щекалёва... Есть откуда черпать. И что ценно — репертуар продолжает хранить тематику и ассоциативный ряд горноуральских промыслов, нижнетагильской росписи, каслинского литья.

   Поставь в одной программе все 12 знаменитых хоров России, Уральский не спутаешь ни с Воронежским, ни с Сибирским, ни с Кубанским.

   Даже эстрада начинает осознавать самоценность и привлекательность фольклора, тянется к «этнике». Уральский хор не против альянса жанров. На пересечении и контрасте культур возможны неожиданные творческие откровения. В прошлом году к Царским дням создали программу «Битва ангелов». В рамках её «Уральскую рябинушку» они исполнили в почти эстрадной обработке с... диджеем. Нонсенс? Но среди зрителей, в первом ряду, сидел сам Родыгин и был счастлив. И рэп оказался уместен! Когда замечательные стихи об уральской природе, России зазвучали скороговоркой, придав всей программе супер-темп и ритм, солистка Уральского хора народная артистка России Светлана Комаричева ахнула... и пригласила авторов-рэперов и в свой юбилейный концерт. А песня «Из-за синих гор» вообще была обработана в роковой культуре. И ни у кого — ни у самих исполнителей, ни у зрителей — это не вызвало отторжения. Напротив. Это как в большом доме, где в ладу живут несколько поколений. В молодых, неуёмных и дерзких, не тычут пальцем с укоризной. А культура старших не подёрнулась патиной. Одно дополняет другое. Синтез органичен и живителен. В этом случае даже самым старинным смыслам и жанрам в народном искусстве не грозит превратиться в «музей древностей».

 

От престижных сцен в Дании, Англии, Норвегии до экзотических площадок в Мексике, Эфиопии, Китае, Венесуэле Уральский народный хор пропагандировал лучшие образцы российского фольклорного искусства. В золотом фонде коллектива — уральские народные песни «Дубровушка», «Куманёк», «У прясла», а также хореографические миниатюры «Кадриль старого Невьянска», «Барыня», «Горенка», «Крутихинские переборы», «Ирбитская ярмарка». Фото из архива Уральского народного хора.

 

   ...Незадолго до юбилейного концерта дома, в Екатеринбурге, Уральский хор ездил в Москву. Надежда Кадышева пригласила их выступить в своём центре «Золотое кольцо». На каком-то генетическом уровне мгновенно возникла «вольтова дуга» между залом и сценой. Установилось общее дыхание. Даже молодые зрители, не исключено — впервые видевшие выступление уральцев, бисировали, требовали повтора. Сама Кадышева где — подпевала, где — приплясывала. А вот главный хормейстер Уральского хора Ирина Докучаева, говорят, ...плакала в кулисах. От счастья. Она, проработавшая в хоре 30 лет, рада-радёшенька была, что молодые ребята, новое поколение коллектива, испытали тот зрительский восторг и любовь, что знавал Уральский хор в лучшие свои мгновения...

 

Автор текста: Ирина КЛЕПИКОВА

Источник: «Областная газета»

 

Мы в соцсетях!