Каждый год в первой половине июня уральские марийцы отмечают национальный праздник «Ага-Пайрем» — «праздник плуга» (или «праздник борозды»), приуроченный к окончанию посевных работ. Это один из самых любимых, почитаемых и массовых праздников народа мари, иначе называемый «марийским сабантуем». В свердловской области «Ага-Пайрем» превратился в ежегодный фестиваль марийской культуры, способствующий сохранению и популяризации народных традиций и позволяющий всем приехавшим на праздник гостям познакомиться с марийскими песнями, танцами, играми, декоративно-прикладным искусством и национальной кухней.

8 июня 2013 года фестиваль Ага-Пайрем принимала деревня Верхний Бугалыш Красноуфимского района (в 2012 году это почётное право было у села Курки Артинского района, в 2011 году праздник проходил деревне Марийские Каршина территории Ачитского городского округа). Было оборудовано сразу несколько площадок: летняя сцена для концертной программы, площадка для национальных подворий, несколько площадок для спортивных игр, детская площадка с аттракционами и поле для конных скачек, в общем – на любой вкус и возраст.

На фестиваль съехались творческие коллективы, преимущественно из марийских сёл и деревень Свердловской области. Мононациональных небольших населённых пунктов на Урале не так уж мало, иногда даже в названии села или деревни фиксируется национальность жителей: Марийские Ключики, Татарская Еманзельга, Русская Тавра. Приехали и Екатеринбургские артисты, но всё же самыми колоритными были деревенские коллективы в национальных костюмах ручной работы – знаменитые Бурановские бабушки на их фоне смотрелись бы бледновато.

Несмотря на хмурящуюся погоду, зрительный зал на открытом воздухе был полон – все пришли повеселиться и поболеть за своих. Не меньшей популярностью пользовались конные скачки, проходившие в два заезда. В первом заезде состязались рабочие лошади, во втором – породистые скакуны. Дистанция была для всех одинаковая – два круга протяжённостью 1100 метров.

Участвовали в скачках только взрослые кони, а жеребятам доверили катать детей в повозках.

На площадке подворий можно было поближе познакомиться с марийским бытом: попробовать блюда марийской кухни, рассмотреть национальную одежду (если очень попросить, то даже разрешали примерить – платье, передник, яга, халат йылан).

Полная экипировка позволяет легко слиться с местным населением, почувствовать себя полноправным участником праздника.

Марийская молодежь в национальных костюмах выглядит очень естественно и гармонично, вель правильно носить такую одежду они учатся с детства.

Село Первые Сарсы с гордостью представило вышитые работы своей рукодельницы.

Жители села Вторые Сарсы привезли на праздник свою главную достопримечательность — воду из святого источника на Монастырской горе. В большинстве своём марийцы до сих пор остаются язычниками, но был в ХIХ веке в Сарсах проповедник, архимандрит Зосима, который не только многих «черемис» (так называли марийцев) привёл ко Крещению, но даже построил в этих краяххрам и Боголюбскийженский монастырь. Монастырь, к сожалению, не сохранился – осталось только название горы и чудесный источник, в котором вода всегда появляется 1 июля – в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

На площадке для спортивных игр взрослые и дети упражнялись в силе и ловкости. И если на вертикальный столб могли забраться только самые спортивные, то по наклонному столбу поднимались все желающие.

А деревенские бабушки ревниво наблюдали: чьи же внуки и внучки окажется самыми шустрыми?

Фестиваль удался на славу, даже погода не подвела! Следующий Ага-Пайрем — в июне 2014 года. Познакомиться с марийской культурой можно так же в музее «Марийская изба» села Юва.

 Поселок Верхний Бугалыш на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments