Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

 

23 сентября 2014 года

   Музей гравюры и рисунка открылся выставкой «Мастера европейского искусства XV-XX веков». Неделей ранее здесь побывали участники конференции Международного союза музеев (ИКОМ). Ехали зарубежные гости в Ирбит, будучи уверенными, что мирное население в этих краях уничтожено, экспозиция размещена за колючей проволокой, а сотрудники – заключённые, которых охраняют автоматчики. Ну начитались люди перед поездкой зарубежной прессы, что с них взять. Можно только представить себе, какой их ожидал культурный шок, когда они увидели здесь уникальную выставку гравюры, о которой могут только мечтать многие известные мировые музеи.

   «Областная газета» уже не раз рассказывала о том, как в 1976 году работы из Эрмитажа оказались в Ирбите. Кажущаяся «ссылка» обернулась для них вторым рождением, поскольку были мировые шедевры в таком состоянии, что требовали серьёзной реставрации, а у крупнейшего музея мира руки до них могли и не дойти. Потребовались десятилетия кропотливого труда, изобретение новых технологий восстановления, чтобы творения великих мастеров вернулись к жизни.

   Ради одного только обнаружения «Кающейся Марии Магдалены» Рубенса стоило всем этим заниматься. После того, как полотно, хранящееся в Ирбите и долго считавшееся копией экспоната венского музея, было признано оригинальным, австрийцы своего Рубенса тихонько убрали в запасники.

   Дело даже не в том, какие работы и каких авторов представлены в экспозиции (хотя даже от беглого перечисления некоторых из них перехватывает дыхание – Дюрер, Тициан, Питер Брейгель, Тинторетто, Ван Дейк и уже упомянутый Рубенс), а в том, что в Ирбите создана первая в мире экспозиция, оснащение которой позволяет выставлять гравюры более, чем на четыре месяца. Гравюры довольно трудно выставлять, и все крупнейшие мировые музеи упираются в одну и ту же проблему – как уберечь их от воздействия инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Поэтому гравюры если и выставляют, то совсем ненадолго. В Ирбите сделали всё для сохранности коллекции. В здании, построенном в 1879 году как торговые ряды знаменитой Ирбитской ярмарки, заложили все окна и установили специальное, закупленное в Германии, освещение. Директор столичного Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова, побывавшая в Ирбите в январе этого года, была поражена такому оснащению и сказала, что обязательно воспользуется этой технической находкой и в своём музее.

   Ирбитчан, желающих первыми увидеть мировые шедевры, собралось столько, что на парадной лестнице даже случился небольшой затор. Но как только генеральный директор Ирбитского музея ИЗО Валерий Карпов и заместитель министра культуры Свердловской области Владимир Мантуров торжественно (как, наверное, до 1917 года в залы царского дворца) открыли двери в залы экспозиции, народ тут же быстро рассредоточился осматривать гравюры – музей занимает два этажа. Что особенно порадовало – среди первых зрителей было немало школьников.

   – Сергей Михайлович, – обращаемся к заместителю генерального директора музея Сергею Мурзину. – А ведь ваши юные ирбитчане, наверно, даже не догадываются, как им повезло. Человек, который приобщился к искусству такого уровня, по-моему, уже должен стать лучше…

   – Согласен с вами. Школьники – это вообще та аудитория, с которой мы можем работать наиболее системно.

   – А ещё сюда же можно и нужно туристов возить не только со всей России, но и из-за рубежа. Может быть, сравнение моё чересчур смелое, но я бы сказал, что ваш музей может стать для Ирбита едва ли не градообразующим предприятием.

   – Могу вас огорчить, первенство такого сравнения принадлежит не вам. Ирбит вообще называют «музей-градом» – у нас ведь и помимо Музея изобразительных искусств есть что посмотреть – музей мотоциклов, который пока, наверное, даже более известен, чем наш; историко-этнографический музей; музей народного быта. Прекрасный вариант провести выходные – уверяю вас, надо сразу закладывать два дня на то, чтобы всё осмотреть.

   Единственный, но очень существенный недостаток Ирбитского музея гравюры – это удалённость даже от Екатеринбурга, не говоря уже о Центральной России или зарубежье. Но с другой стороны, ведь множество людей, нисколько не смущаясь, отправляются в египетскую пустыню, чтобы посмотреть на местные пирамиды, совершают изнурительный переезд по жаре, а приехав, понимают, что смотреть там в общем-то и нечего. До Ирбита доехать гораздо проще. И увидеть своими глазами шедевры живописи.

   Источник: «Областная газета»

 

 

   Сегодня исполняется ровно год самому юному подразделению музея-заповедника «Горнозаводской Урал» — усадьбе «Демидовская дача». Перед её реконструкцией в городе кипели нешуточные споры: стоит ли вкладывать десятки миллионов рублей в объект, не имеющий охранного статуса. Теперь тагильчане не сомневаются в правоте мэра Сергея Носова, поднявшего из руин здание с двухвековой историей и вернувшего из небытия имя блестящего инженера Фотия Швецова.

   Демидовская дача, расположившаяся на берегу Тагильского пруда, хоть и не является официальным памятником истории, для тагильчан значит немало. Усадьба — один из символов расцвета Горнозаводской империи. И хоть за дачей закрепилось имя заводчиков, построил её для себя местный инженер, управлявший технической частью тагильских заводов — Фотий Швецов. Построил так, как захотел: причудливо смешав архитектурные стили, добавил народную «изюминку» — резные наличники на окна.

   Судьба этого инженера удивительна и трагична. Будучи крепостным Демидовых, он блестяще окончил Высшую горную школу Парижа. Позднее получил «вольную» и диплом горного инженера. В Нижнетагильском горнозаводском округе под его руководством строились медеплавильные цехи, добывался знаменитый на весь мир малахит. После десятилетий преданной службы Демидовым Фотий Ильич был снят с должности за политическую неблагонадёжность. Имя его с годами забылось в городе, а дача, отошедшая за долги заводчикам Демидовым, продолжала свою жизнь.

   На карте 1843 года территория, где находится усадьба, обозначена как «Матильдино предместье». Название ей было дано в честь принцессы Матильды де Монфор, супруги Анатолия Демидова, князя Сан-Донато. Матильда приходилась родной племянницей французскому императору Наполеону Бонапарту и получила поместье в качестве одного из свадебных подарков. В советское время здание часто меняло обитателей, неоднократно перестраивалось. Здесь размещались и санаторий, и детсад, и всяческие конторы. Когда строение обветшало донельзя, оно стало убежищем бомжей. Ещё полтора года назад они жгли здесь костры, копили всякий хлам…

   На эти безобразия неравнодушные жители обратили внимание мэра. Осмотрев дом-фантом, Сергей Носов решил вернуть его городу. Он смог убедить региональные власти в ценности объекта, и на реконструкцию дачи из областного бюджета было выделено 45 миллионов рублей. При обследовании выяснилось, что деревянные конструкции второго этажа полностью сгнили, поэтому дача поднялась уже в камне. Осенью прошлого года здесь был открыт филиал музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

   Возрождённая дача вернула городу имя Фотия Швецова. О его судьбе знают теперь все, кто приходит в мемориальные залы. За год здесь побывали более 12 тысяч человек. Кроме того, усадьба стала местом притяжения творческих натур. Каждую субботу здесь проходят променады, на которых собираются художники, скульпторы, музыканты. В моду вошли и свадебные церемонии в усадьбе. Из места, за которое ещё недавно тагильчанам было неловко, Демидовская дача превратилась в ухоженный комплекс, который гостям показать не стыдно.

   Источник: «Областная газета»

 

 

   Ярмарка «Уральская рукодельница» 26, 27 и 28 сентября пройдет в Музее истории и археологии Урала и на этот раз будет посвящена теме уральской рябины. В рамках нее пройдет открытие выставки «Рябиновый бал», где будут представлены работы екатеринбургских живописцев с «рябиновой» темой.

   На самой ярмарке гости фестиваля увидят удивительные авторские работы как известных, так и начинающих уральских мастериц: кукол, керамику, декупаж, бисероплетение, художественный текстиль и женские украшения. Зрители смогут подержать в руках и купить любую понравившуюся вещь.

   Кроме того, на празднике ожидаются мастер-классы по созданию уникальных «рябиновых» шляп от Елены Веретенниковой и Ольги Вотяковой, мастер-класс «рябиновой» россыпи по фарфору от известной художницы Натальи Письмак, занятие по «рябиновой» флористике и «рябиновой» авторской открытке. Завершит тему показ «рябиновой» коллекции авторских украшений от Екатерины Булатовой - вице-президента Уральской ассоциации мастеров бисера.

   Организаторы будут ждать гостей с 26 по 28 сентября с 11:00 до 18:00.

   Источник: ИА «Апельсин»

 

 

   В Берёзовском на этой неделе торжественно предали земле останки золотоискателя Льва Брусницына. Прежде его могила была на Ивановском кладбище в Екатеринбурге.

   Для Екатеринбурга Брусницын был простым рабочим. Зато в Берёзовском, городе золотодобытчиков, о нем знает, пожалуй, каждый коренной житель. 200 лет назад Лев Брусницын в слиянии рек Берёзовки и Пышмы, где к тому времени уже добывали рудное золото, первым в России обнаружил этот драгоценный металл в россыпи и затем усовершенствовал методы добычи.

   Именно благодаря этому страна в XIX веке смогла выйти на первое место в мире по добыче золота, а во всем мире началась стихийная добыча, которая вошла в историю как «золотая лихорадка».

   Источник: «Вести Урал»

 

 

   Народные песни на кремлевской площади. В старейшем уральском городе прошел музыкальный фестиваль «Верхотурский перезвон». Туда съехались коллективы из Краснотурьинска, Невьянска, Серова и Карпинска. Среди гостей была и народная артистка.

   Его называют «Уральский Иерусалим» - Верхотурье. И одна из главных достопримечательностей – местный Кремль, самый маленький в России. Здесь на кремлевской площади всегда проводили общественные собрания, праздники, а сегодня впервые звучит «Верхотурский перезвон».

   Десять фольклорных коллектив из разных городов области. Вместе с песнями, частушками и хороводами здесь разворачивается и театрализованное представление о том, как становился, развивался древнейший уральский город и какие гости заезжали в Верхотурье за четыре века его жизни.

   Рядом с кремлевской площадью праздничное настроение поддерживают торговцы ярмарки.

   Верхотурье – в XVI веке город-крепость, через который пролегала государева дорога, соединявшая Европу с Сибирью. Здесь была таможня, и каждый второй российский рубль проходил через нее. Сегодня с его храмами и монастырями Верхотурье – это духовный центр Урала, куда приезжают паломники со всей России. «Верхотурский перезвон» должен стать еще одним поводом наведаться сюда, говорят организаторы фестиваля. Первым звездным гостем стала народная артистка Людмила Рюмина. Она тоже не могла не отметить атмосферу, которая царит в этом небольшом городке с богатейшей историей. «Много здесь храмов, Кремль. Здесь такое намоленное место. Хоть и какое-то время здесь было запустение, но сейчас идет духовное возрождение. Это очень важно, потому что наша Россия прорастает глубинкой», - сказала народная артистка РСФСР Людмила Рюмина.

   Гран-при фестиваля получил хор из города Кушва. А вокалисты местного коллектива «Калинушка» исполняли а капелла не только народные, но и современные композиции.

   Источник: «Вести Урал»

 

 

Мы в соцсетях!