29 января 2013 года

 

   Выставка «Маяковский в Свердловске», открывшаяся 26 января, день в день спустя 85 лет после приезда поэта на Урал, способна, однако, вдребезги разбить предубеждение и скуку в отношении поэта: иные стихи классика, оказывается, рождались на тех же улицах, в тех же домах, где сегодня проходит наша жизнь.

   ...Он хотел этого давно. Ещё в 1921-м прислал шутливое послание: «Я человек не юркий, но чёрт разберёт её, волю создателя. Словом, примите меня в Екатеринбурге...». Урал был не против. Поэта здесь знали: в журнале «Товарищ Терентий» впервые были напечатаны его фельетоны «Мелкий НЭП», «О мелочах», статья «Можно ли стать сатириком?». В 1923-м «Уралкнига» выпустила поэму Маяковского «Вон самогон». Так что приезд зависел исключительно от желания и рабочего графика поэта.

   Он приехал в 1928-м. И первая часть экспозиции — реконструкция города, каким его увидел Маяковский. Большинство фотографий (фонд Объединённого музея писателей Урала) — именно 1928 года. Деловой клуб (ныне филармония). Здание «Уральского рабочего»... Аура эпохи. Аура мест, где выступал Маяковский. Через них — попытка проникнуть в тогдашние чаяния самого поэта.

   «Я ещё не заакадемичился и не привык нянчиться со своей персоной, да и дело моё меня интересует, только если это весело», — этих строк из автобиографии «Я сам» нет в экспозиции, но они как раз — того времени и многое объясняют. Слово нужно было поэту не творческого удовольствия ради, а «для жизни», не для тихой застольной работы — для площадей. «Сознательно перевожу себя на газетчика, — пишет он. — Фельетон, лозунг. Поэты улюлюкают... А мне на их лирический вздор смешно смотреть, настолько этим заниматься легко и никому, кроме супруги, не интересно. Продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю. Новочеркасск, Винница, Харьков, Париж, Ростов, Тифлис, Берлин, Казань, Свердловск...».

   Он читал стихи и отрывки из поэмы «Хорошо!» в Деловом клубе, выступил перед студентами Горного института, посетил новые дома верх-исетских металлургов, встретился с рабкорами... А ещё работал, сочинял. Четыре дня в Свердловске обернулись четырьмя стихотворениями: «Екатеринбург-Свердловск», «Три тысячи и три сестры», «Рассказ литейщика Козырева о вселении в новую квартиру» и три месяца спустя — «Император». Представленная в экспозиции первая публикация «Императора» (журнал «Красная новь», 1928 г., № 4) возвращает, вообще, к малоизвестной истории. Будучи на Урале, поэт съездил в Коптяки, к месту захоронения останков царской семьи. По мнению одних исследователей, «одобрил расстрел». Другие отсылают к хранящейся в РГАЛИ рукописи поэта, где он осуждает злодеяние советской власти. Та и другая точки зрения, свидетельствующие в равной степени об убеждениях и рефлексиях поэта, представлены в экспозиции.

   Очевидное и малоизвестное. Легенды и правда... Экспонаты выставки — попытка в бронзовом облике поэта-трибуна разглядеть человека. Зачем-то же потянуло его в «новорождённый город Свердлова»? Туда, где «грудью топок дышут Тагилы». Но и — к месту царской трагедии.

   Вот книга воспоминаний «Маяковский едет по Союзу» П.Лавута. Но организатор писательской поездки не во всём правдив. Почему? Вот — фото мемориальной доски на Вайнера, 12 — увы, судьба её сейчас неизвестна... Рядом — исследование журналиста-краеведа А.Пудваля «В поисках Ивана Козырева»: Козыревых в 1920-х в Свердловске работало много, но квартира с ванной — примета больше московского быта. Поэт «додумывал» реальность? Наконец — знаменитая фотография выступающего Маяковского. Сегодня известно: она подчищена доброхотами. Когда музей заново отпечатал её с негатива, проявились два «исчезнувших» портрета за спиной поэта — Рыков и Бухарин...

   — Кто-то будет открывать Маяковского через факты судьбы. Мои открытия — в его языке, — сказал на открытии выставки молодой поэт Константин Комаров. — Он для нас то же, что Пушкин. Перевернул язык. Создал акцентный стих. Для меня весь мир — площадь Маяковского...

   Источник: «Областная газета»

 

 

   В пермском Доме художника открывается выставка «Пленэр-2012».

   31 января в 16:00 в пермском Доме Художника (ул. М. Горького, 27) состоится открытие выставки «Пленэр-2012».

   В 2012 году пермские мастера проявили максимум творческой активности, побывав в пяти коллективных выездах на этюды (Чердынь, Красновишерск, Губаха, Чусовой, Чайковский), не считая многочисленных частных поездок по стране и Пермскому краю.

   В новой экспозиции представлено более 120 работ, выполненных в разных жанрах и видах искусства. На выставке много красивых и необычных произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Многие работы выполнены начинающими мастерами – недавними выпускниками и студентами пермских художественных вузов.

   Среди разнообразных стилистических направлений по-прежнему главенствует реализм, получающий все более индивидуальные толкования. Наблюдая реальность, художники Прикамья продолжают совершенствовать свой язык, творческие приемы и технику исполнения. Главное, что объединяет мастеров разных видов искусства и разных творческих направлений – любовь к родному краю и стремление передать красоту реального мира.

   Выставка работает до 18 февраля 2013 года.

   Источник: Администрация города Перми

 

 

   В уральской столице пройдет этнографическая выставка деревенской глиняной игрушки России. В экспозиции под названием «Пойдем по деревеньке» будет представлено около 400 экспонатов из фондов и частных коллекций, фотографии мастеров, а также предметы деревенского быта.

   В частности, посетители смогут увидеть игрушки, сделанные руками народных мастеров из Курской, Липецкой, Рязанской, Калужской, Тульской областей. Помимо традиционных для русской культуры фигурок медведей, оленей, коней, а также всадников, тройки, бабы с ребенком, можно увидеть и необычные экспонаты. В частности, среди игрушек встречаются звери неопознанной породы и существа с двумя-тремя головами.

   Основная часть экспонатов выставки была собрана музыкантом и этнографом, собирателем и исследователем из Москвы Горшковым. С начала 90-х годов ХХ века он ездил по местам бытования гончарного промысла в Центральной и Южной России и изучал традицию изготовления посуды и игрушки из глины. Также свое место в экспозиции займет невьянская свистулька - традиционная игрушка Среднего Урала.

   Выставка «Пойдем по деревеньке» пройдет с 5 февраля по 31 марта по адресу: улица Чапаева, 10, усадьба М.М.Ошуркова. В день открытия вход свободный. Помимо экспозиции гости также смогут посетить показательный мастер-класс по изготовлению невьянской свистульки, ярмарку-продажу изделий из глины, мастер-класс по игре на дудках и рожках. Кроме того, в программе показ фильмов о народных художественных промыслах России, выступление мужского фольклорного ансамбля Центра «Поселенцы».

   Источник: «Европейско-Азиатские Новости»

 

 

Мы в соцсетях!