19 декабря 2013 года

Доцент физико-технологического института Уральского федерального университета, член комитета РАН по метеоритам Виктор Гроховский — единственный ученый-представитель российского вуза, который вошел в список 10 людей, изменивших мир, по версии журнала Nature.

Всемирно известным Виктор Гроховский стал благодаря исследованиям вещества болида, пролетевшего над Челябинском 15 февраля, и изучению его структурных характеристик и физико-химических свойств. Он также участвовал в операции по поднятию самого крупного обломка метеорита со дна озера Чебаркуль.

«Эта оценка, конечно, сверхприятная, я даже не знаю, почему они меня выбрали,— делится впечатлениями с Виктор Гроховский.— Главное то, что даже комментарии, которые мы давали спустя 50 минут, оказались точными, и на протяжении девяти месяцев мы не сделали никаких ошибок. А то, что удалось достать крупный кусок вещества из Чебаркуля, — это просто фантастика, мы с Луны привезли меньше вещества!»

Членам метеоритной экспедиции, которой уже более 25 лет руководит Виктор Гроховский, удалось первыми обнаружить фрагменты упавшего вещества и доставить их в Екатеринбург. Прямая трансляция из лаборатории научно-исследовательского центра «Нанотех» УрФУ собрала в ночь с 17 на 18 февраля несколько тысяч зрителей по всему миру — ученые университета впервые продемонстрировали обломки метеорита и сделали вывод о типе упавшего космического тела (обыкновенный хондрит) и его составе.

Методами оптической и электронной микроскопии в научно-образовательном центре УрФУ «Наноматериалы и нанотехнологии» было выявлено необычное разнообразие включений никелистого железа, сульфидов, самородной меди в метеорите. Кроме того, установлена аномально низкая прочность вещества, что и определило особый характер разрушения космического тела.

Источник: «JustMedia»

Накануне, 18 декабря, совет по топонимике поддержал инициативу установки памятника, посвященного династии Строгановых. Идею увековечить род русских купцов и промышленников выдвинула организация «Пермское землячество».

Предполагается, что монумент появится в парке за Домом чекистов. Примечательно, что согласие на установку объекта дала лично баронесса Элен Строганова – последняя представительница династии. Возможно, скульпторы возьмут за основу образ Аникея Строганова, который олицетворяет величие и достижения семьи. Он является создателем солеваренной промышленности в Перми, крупнейшим предпринимателем своей эпохи и выдающимся государственным деятелем.

Напомним, в роду у Строгановых были купцы, промышленники, землевладельцы и государственные деятели.

Источник: «Европейско-Азиатские Новости»

В Уральском федеральном округе сегодня завершилась Эстафета олимпийского огня. Последним городом на Урале, где побывало "перо Жар-птицы", стал Магнитогорск.

Поприветствовать символ Олимпиады в Сочи вышли 180 тысяч горожан. Маршрут Эстафеты олимпийского огня на Урале пролегал от Полярного круга до южных границ Западно- Сибирской равнины. Из тундры в степную зону факел с олимпийским огнем "прокатился" на оленей упряжке, снегоходе, на лыжах, коньках, мотоцикле и верблюде. Огонь побывал в Новом Уренгое, Салехарде, Нефтеюганске, Ханты- Мансийске, Тобольске, Тюмени, Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Кургане, Шадринске, Челябинске, Магнитогорске. По этим городам Урала "перо Жар-Птицы" пронесли несколько тысяч человек. Символ сочинской Олимпиады приветствовали сотни тысяч горожан.

Первым право принять Эстафету олимпийского огня на Урале было предоставлено Новому Уренгою. Туда факел с олимпийским огнем прибыл 4 ноября. Его по улицам города пронесли на снегоступах. Из Нового Уренгоя Эстафета на оленей упряжке пересекла 66 параллель и отправился за Полярный круг. Там его встречали ярким фейерверком и бурными аплодисментами. После этого огонь прибыл в город Салехард, где преодолел 11,2 км. Из заснеженной столицы Ямало-Ненецкого автономного округа Эстафета переместилась в Нефтеюганск и Ханты-Мансийск, где со снежных склонов с факелом в руках стремительно пронеслись сноубордисты.

Из Югры на вертолете Ми-8 символ сочинской Олимпиады доставили в Тобольск. Там огонь встретили по старинной традиции хлебом-солью и баурсаками девушки в русском и татарском национальных костюмах. Русские стрельцы, и татарские воины, как и положено в дни Олимпиады, зачехлили свои луки и стрелы. Встретить огонь в рамках театрализованного действа вышли тобольские купцы и поселяне, великий ученый Дмитрий Менделеев, знаменитый "соловей" русской музыки Александр Алябьев.

Из Тобольска олимпийский огонь отправился в Тюмень, а оттуда на спецпоезде "приехал" в Екатеринбург, пробираясь сквозь сильную метель и морозы. Свердловская область стала одним из немногих регионов РФ, где Эстафета олимпийского огня проходила три дня. Здесь был побит рекорд по количеству аккредитованных СМИ, которые освещали это яркое событие. За Эстафетой в Свердловской области наблюдали 350 журналистов из 90 аккредитованных СМИ. Наиболее контрастным этапом эстафеты на Среднем Урале получился в городе Каменске-Уральском. По заснеженным улицам города факел с олимпийским огнем пронес врач из Кении Мартин Адам Халане.

"О том, что я понесу факел с олимпийским огнем, я узнал в Кении. Был очень рад. Для меня это большая ответственность. Свой этап посвящаю семье и дружбе народов России и Кении", - сказал Халане.

Из Свердловской области олимпийский огонь осветил самую южную точку Западно-Сибирской равнины - Курганскую область. Затем "перо Жар-птицы" отправилось в Челябинскую область, где его провезли на верблюде Барсике.

Из Южного Урала факел с олимпийским огнем отправился в Башкирию, где его ожидают не менее яркие путешествия.