Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Этот маршрут описан в книге-путеводителе
«Урал: Бесконечный драйв!»


Эта книга - ёмкий и красочный путеводитель по завораживающе красивым и интригующе загадочным местам Урала. В книге - 52 готовых маршрута с живым описанием и множеством фотографий.

Просмотреть книгу

Конкурс «По святым местам Урала»:
Путешествие в «Уральский Иерусалим»

   Люди со всего мира едут на Урал, для того, чтобы посетить город Верхотурье или, как говорят его жители, уральский Иерусалим, и его пригороды. Такое путешествие интересно не только верующим, но и простым туристам, которыми движет интерес к российской культуре. Сюда едут люди со всей России, главным образом для того, чтобы обрести гармонию физического и духовного состояния.

   Наши поездки в Верхотурье планировались давно, но все никак не складывались. И вот сложились, да в какую пору – в июне и в последние тёплые дни августа!

   Мы успели посетить церкви, узнали историю их жизни. Храмы, как и люди, имеют время рождения, расцвета и, к сожалению, смерти. Только, в отличие от нас, храм можно построить на том же месте еще раз или восстановить разрушенный.

   Сначала мы приехали на площадь города Верхотурья.

   Здесь находится Спасо-Николаевский мужской монастырь. Основан в 1604 году, самый старейший в Зауралье, территория монастырской усадьбы огромная (по площади она сопоставима с половиной территории Московского кремля). На территории монастыря находятся чудотворные мощи Праведного Симеона Верхотурского — местного святого из села Меркушино. Святой праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири.

   Здесь, на территории монастыря, расположен Крестовоздвиженский собор (1905-1913 гг) - самый крупный монастырский храм из всех, построенных накануне революции 1917 года. Собор третий по величине в России после Храма Христа Спасителя (Москва) и Исаакиевского собора (Санкт-Петербург). Крестовоздвиженский храм был построен к 300-летию дома Романовых. В храме установлен уникальный фаянсовый иконостас.

 

 

   Внутри ощущается величие храма от высоких взводов, и понимание, насколько мал человек в мире Божьем. Но как важен!

   На территории монастыря также находится Преображенская церковь, где установлена Серебряная рака с главной святыней Верхотурья - мощами Святого Симеона Верхотурского.

 

 

   Храм-часовня Николая Чудотворца был построен в 1996-1998 годах на месте разобранного в 1930-е годы храма Николая Чудотворца 1712-1736 годов.

 

 

   Белоснежный Троицкий собор объявлен ЮНЕСКО памятником архитектуры мирового значения. Каменный храм заложен на месте деревянной походной церкви в 1703 году. Позже вокруг выстроен каменный кремль.

 

 

 

   

 

 

   Поднявшись на колокольню Троицкого собора, мы увидели весь кремлевский ансамбль.

 

 

   

 

 

 

 

   Спустившись, с колокольни, отправляемся в женский монастырь.

   Женский монастырь создан в 1621. В 1922 преобразован в трудовую артель, окончательно ликвидирован в 1924. Восстановлен в 1991. На его территории находится три церкви, но для верующих открыта для посещений только Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где находится знаменитая чудотворная икона Божьей Матери «Умиление».

   Кирпичная церковь выстроена в 1898-1902. Закрыта в 1925, сломана колокольня, использовалась как баня. Возвращена верующим в 1991, отремонтирована.

 

 

 

 

   Далее наш маршрут пролегал по знаменитой Симеоновской тропе. Житие святого Симеона повествует о том, что в 1704 году во время перенесения его мощей, за гробом следовал юродивый Косьма (также прославленный в лике святых). Будучи увечным, Косьма полз за процессией на коленях и, когда уставал, обращался к праведному Симеону, как к живому, прося остановиться и передохнуть. После этого гроб с мощами никто не мог сдвинуть с места. Таких остановок было несколько, позже каждую из них верующие почтили возведением храма или часовни, одна из них здесь, в селе Путимка.

   Село Путимка... Cело только по названию: здесь нет ни одного дома – ровное поле, вокруг на несколько километров ни души. И для кого здесь строить храм? Но его построят, обязательно. Потому что место это – святое, и невозможно вычеркнуть из памяти верующих, что некогда здесь совершилось чудо.

   Был в Путимке, тогда – людном селе, маленький Свято-Николаевский храм. До революции христиане, совершая паломничество к мощам святого праведного Симеона Верхотурского, обязательно проходили весь путь блаженного Косьмы: от села Меркушино до Верхотурья, останавливаясь, в том числе, и в Путимке. Однако в первой половине ХХ столетия эти святые места подверглись разорению.

   Ныне руины Свято-Николаевскогой храма переданы Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Будет восстановлен храм и построен небольшой монастырский комплекс, который будет включать в себя сестринский корпус, церковную лавку, входную арку и привратницкую. Предполагается, что на этом подворье также будут жить несколько сестер монастыря, основным послушанием которых станет прием паломников. На сегодняшний день уже завершены наружные работы, выложен гранитный пол. А недавно в храме начали устанавливать иконостас.

 

 

   Село Красногорское открылась нам неожиданно, и оставило глубокое впечатление. Село стоит на паломническом пути из Верхотурья в Меркушино. Транзитная дорога спускается к основанию центрального мыса, затем начинает взбираться по достаточно крутому склону и выходит к церкви Нерукотворного образа Христа Спасителя (1810 г.) и Спасской часовне (1904 г.). Церковь и часовня, поставленные диагонально, находятся в центральной части села.

 

 

   При Красногорском храме имеется древний Нерукотворенный образ Спасителя, который явился в давнее время. О явлении этого образа существуют два предания. По первому преданию, образ явился одной слепой девице, мывшей белье на реке Туре, когда река эта протекала еще вблизи самого села. Слепая, промывая белье, вынуждена была отталкивать что-то ей мешающее и никакими усилиями оттолкнуть не могла. На просьбу её о помощи явились люди, увидели икону, но взять не решились. Непринятый образ поплыл вниз по течению, до деревни Паршиной, где тоже, вероятно, не решились принять его. Образ снова возвратился в село Красногорское. Но не взятый с реки и на этот раз, образ поплыл вверх по течению до дер. Торговой Горы, а оттуда опять, уже в третий раз, возвратился в село Красногорское, где, наконец, жители села приняли его с подобающею ему честью. Другое предание повествует о явлении образа иначе. В 1683 году случился пожар в деревянной Свято-Троицкой церкви Верхотурья, на месте которой сегодня над городом возвышается величественный каменный собор. Огонь беспощадно уничтожал святые образа. Но верующие успели вынести многие из них к стенам Верхотурского Кремля, расположенном на крутой скале на берегу р.Туры. Одна из спасенных икон - образ Спаса Нерукотворного, вынутого из иконостаса – упала в реку и плыла по течению до Красной Горки. Промыслительно, она найдена на берегу недалеко от храма Спаса Нерукотворного. С того времени святой образ бережно хранится прихожанами села.

 

 

   Здесь, в этом храме, находится и мироточивая Ярославская икона Пресвятой Богородицы, которая является списком с чудотворной иконы, явленной Пречистой Богородицей в эпоху татаро-монгольского ига.

   Накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы в 2005 году храмовая Ярославская икона Божией Матери икона замироточила. Перед нею был прочитан акафист и совершен молебен. Ныне с разных концов России приезжают многочисленные паломники к мироточивому образу, чтобы помолиться Царице Небесной, которая слышит искренние молитвы, с верой обращенные к ней, и подает просимое.

   Следующая остановка в селе Усть-Салда. Каменный однопрестольный храм в честь Святых Апостолов Петра и Павла был возведен в Усть-Салде в 1893 году. Он был построен на месте одной из остановок святых мощей праведного Симеона Верхотурского, при их перенесении из Меркушино в Верхотурье в 1704 году. В 1932 году церковь была закрыта богоборческой властью, и до самого последнего времени в здании размещался местный клуб.

 

 

   Легенда гласит, что в 1881 году в деревне Усть-Салда Верхотурского уезда жила девица Устинья, 29-ти лет от роду. Лицо ее было обезображено, поскольку еще в раннем детстве она переболела оспой. Много озлоблений и скорбей терпела Устинья от своих односельчан. Но за насмехавшихся и злоречащих ее девица молилась, ибо в общении с Богом находила она утешение, и нрава была кроткого, тихого. Ровесницы Устиньи давно повыходили замуж, а она почти потеряла надежду обрести земное супружеское счастье.

   Храма в Усть-Салде не было и Устинья в воскресные и праздничные дни ходила за 17 верст в село Меркушино помолиться Святому Праведному Симеону, которого с детства особо почитала. Старалась Устинья, подобно ему, терпеливо и кротко нести свой жизненный крест.

 

 

   Как-то раз пошла она на реку полоскать белье. В селе в это время играли свадьбу. До Устиньи доносились звуки свадебного веселья. Заплакала она и горячо помолилась Праведному Симеону. В этот момент кто-то окликнул ее. Она подняла глаза. Перед Устиньей стоял человек в синем кафтане, в лице которого она ясно узнала черты Праведного Симеона, виденные ею на иконах. Святой наказал ей отслужить молебен Святым Апостолам Петру и Павлу и в течение 40 дней читать их Святые Послания. Сказав это, он исчез.

 

 

   В ближайшее воскресенье Устинья в Меркушинском храме отслужила молебен Свв. Апп. Петру и Павлу и с тех пор неукоснительно соблюдала весь наказ Праведного Симеона. Место же у реки, где произошла чудесная встреча, Устинья посещала каждый день. Здесь она молилась и читала Священное Писание. Прошло две-три недели. Девица по обычаю спустилась к реке, на ставшее для нее привычным место молитвы. Вдруг она услышала тихий оклик. Обернувшись, увидела перед собой молодого барина, который, совершая обход поместья, уже не первый вечер наблюдал за ее молитвами у реки. Он заговорил с Устиньей и она, не скрывая, поведала о своей чудесной встрече с Праведным Симеоном. Долго беседовал помещик с Устиньей. Добрая кроткая девушка пришлась ему по нраву. Он поражен был ее внутренней красотой и ежедневно стал приходить на берег для беседы и совместной молитвы. Они полюбили друг друга и вскоре повенчались.

 

 

   Жили супруги дружно и благочестиво. Теперь уже вместе ездили из Усть-Салды в Меркушино по воскресным дням и по большим праздникам, ибо очень почитали Праведного Симеона. Старались, сколько возможно, облегчить участь крестьян. Странникам и монашествующим давали в своем доме приют и пищу. Лишь одно обстоятельство омрачило их супружескую жизнь – отсутствие детей. Барин молился о рождении ребенка и дал обет Богу, что построит в Усть-Салде храм и устроит купель на месте явления святого праведного Симеона.

   В 1886 году, ко всеобщей радости, у них родился первенец. В это же время, из Верхотурья в Меркушино для освящения храма в честь Святого Праведного Симеона, ехал епископ Екатеринбургский и Ирбитский Нафанаил, к которому и вышли все жители Усть-Салды во главе со своим барином, просить архиерея о закладке храма. Епископ, осмотрев место предполагаемого строительства и заготовленные материалы, благословил закладку первого камня. Через 6 лет, в 1893 году, храм был освящен в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

   В ознаменование чудесной помощи Праведного Симеона в строительстве Храма устроена была купель на месте чудесного явления Праведника. Страждущие неустроенностью личной жизни, различными недугами и бесплодием получают благодатную помощь и исцеляются, омываясь в Святых ее водах.

 

 

   По дороге из Верхотурья в Меркушино у камушка Симеона Верхотурского, где по преданию он рыбачил, находится деревянный храм Всех Святых Урала и Сибири, возведенный в стиле шатровых церквей XVI-XVII вв.

 

 

   Перед храмом есть очень просторная заасфальтированная парковочная площадка. Мы остановились здесь и не пожалели...

 

 

   В XIX веке рядом с местом, где рыбачил Симеон, была построена часовня, но большевики ее уничтожили. А в 1997 году здесь возвели красивый поклонный крест, в 2005 году построили деревянный храм в честь всех святых в земле Сибирской просиявших.

 

 

   Здесь, в этих местах Симеон молился, неподалеку ловил рыбу.

   И вот, конечная остановка нашего маршрута, жемчужина уральской земли - село Меркушино.

 

 

   Легенда гласит, что в 17 веке прошлого тысячелетия, в селе Меркушино под Верхотурьем появился пришлый человек Симеон. Дома своего он не имел, переходил из избы в избу, шил хозяевам шапки и шубы. Денег за работу не брал, был доволен тем, что к столу позовут и постель постелют. Жизнь вел праведную. Но был мастер хвор, и угас по причине слабого здоровья, схоронили его рядом с сельским храмом Архистратига Божия Михаила и забыли до поры до времени. Через пятьдесят лет о нем вспомнили, когда его гроб непонятным образом оказался на поверхности земли, а его останки оказались совершенно не тронуты тлением. В разверзнутой могиле стал бить источник, вода из которого обладала такими лечебными свойствами, что потянулись в Меркушино за волшебным исцелением люди со всего края, а позднее и из более дальних мест. В 1704 г. было совершено торжественное перенесение мощей святого Симеона крестным ходом из Меркушино в Верхотурье.

 

 

   В 1886 г. на месте обретения мощей св. Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм, который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила.

 

 

 

   На обратном пути мы заехали в село Актай. Три века назад оно было лесной заимкой: здесь располагался скит верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря. Останавливались на заимке паломники, пили живительную влагу из родника, который в конце девятнадцатого века был освящен в честь Иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник".

 

 

   Неиссякаемый родник, с чистой прозрачной водой, сохранился до наших дней. В 1920-х богоборческая власть закрыла скитский храм: на заимке устроили дом отдыха. В те годы из источника возили воду бочками для нужд отдыхающих. А во время Великой Отечественной святая вода помогала выздоравливать раненым бойцам: дом отдыха "Актай" превратили в госпиталь. Здесь мы осмотрели сохранившуюся деревянную церковь и посетили родник, считающийся животворным. Там устроена купель, где желающие смогли окунуться или облиться водой из источника.

 

 

   Домой все ехали уже немного уставшие, но довольные. После такой поездки у нас осталась масса впечатлений. На пару дней мы окунулись в параллельную реальность, где даже время течет иначе. Хочется, конечно, частичку этого покоя сохранить. Не знаю, получится ли.

 

Автор текста и фотографий: ЕРМИЛЬЕВА Светлана.

Поездки июнь и август 2012 года.

 

 

   Ссылки по теме:

   Верхотурье - духовный центр Урала

   Верхотурье

   Сферические панорамы Верхотурья

   Старинные фотографии Верхотурья

   Село Меркушино и Симеон Верхотурский

   Паломнический маршрут «Симеонова тропа»

   Паломнические маршруты по святыням Урала

   Один день из жизни монастыря (Свято-Николаевский мужской монастырь)

   Анонс конкурса «По святым местам Урала»

 

Мы в соцсетях!