Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Конкурс «По святым местам Урала»:
Серебряный источник и Церкви Пригородного района

   Очередная наша поездка состоялась по церквям пригородного района Нижнего Тагила. Пригородный район Нижнего Тагила - часть земельной территории вотчины заводовладельцев Демидовых. Демидовы строили здесь не только заводы, строили дома для рабочих, возводили храмы.

   К этой поездке мы готовились особенно тщательно: созванивались с батюшками, изучали схемы проезда, искали информацию в Интернете. Маршрут обещал быть насыщенным: восстановленные и только-только начинающие возрождаться сельские церкви (этакий контраст), источники с купелями.

   Выехали рано утром. Первой точкой нашего маршрута было село Покровское - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сразу оговорюсь, сфотографировать не удалось, так как, когда приехали и уехали, было темно. Поэтому фотографии взяты из Интернета.

 

 

   В эти края приехал известный промышленник Демидов. Здесь он вознамерился вести добычу золота. С этой целью в село были привезены сотни рабочих. Но первым их делом стали не поиски золота, а строительство храма. Каменная церковь была построена в начале XIX века, как гласит предание, без копейки денег: населению заводского поселка приходилось самим месить глину голыми ногами, делать кирпич, валить деревья и пилить бревна.

 

 

   В годы советской власти храм закрыли, со святыни сняли все колокола, а иконы были сожжены. Однако совершенно нетронутой все эти годы оставалась фреска "Благодатное небо". Ее, как рассказал священник Олег Мартынов, настоятель Покровского храма, несмотря на все усилия, просто не смогли уничтожить.

 

 

   Святыни невозможно уничтожить и осквернить – именно тогда они являют чудеса, идущие вразрез с элементарными законами физики. В годы поругания веры, когда храм был закрыт и использовался для других целей, эта икона много пережила. Даже окаменевшие сердца, думается, чувствовали исходящую от нее силу, и пытались всячески расправиться со святыней. Трудившиеся в поте лица маляры на следующий день увидели результат своей работы – проступившую сквозь слой краски икону! Пробовали забелить, соскоблить, но результат - один и тот же! И какое счастье, что Заступница – Пресвятая Дева Богородица по-прежнему утешает и помогает всем приходящим к ней! Теперь пред Образом непрестанно теплится лампада, от масла которой многие получают исцеления от болезней.

 

 

   Сейчас храм пребывает в плачевном состоянии, впрочем, как и само село: рушатся дома, ветшают постройки. Покровская церковь нуждается в серьезной реставрации. Ныне церковное здание восстанавливается. Работы продолжаются и поныне: ведь до полного возвращения старинной церкви благолепного вида еще далеко.

   Рядом с храмом появился колодец. Вода в нем чистая и прозрачная. Освящен он в честь иконы Божией Матери "Благодатное Небо".

 

 

   Паломники, бывающие в храме, постоянно обращались к настоятелю с вопросом: нет ли воды, освященной у чудесного образа? И решили в приходе выкопать источник. Два года трудились люди. Источник оборудован купелью.

 

 

   Попрощавшись с отцом Олегом, мы отправляемся дальше. Вторая точка нашего маршрута – село Николо-Павловское (Шайтанка) - Церковь Николая Чудотворца . Фото автора.

   Село Николо-Павловское – одна из заводских деревень, которая создавалась по замыслу заводчиков Демидовых и сумела пережить все промышленные кризисы. Со временем, деревня не исчезла, численность населения возрастала, и сейчас село является одним из самых больших населённых пунктов Горноуральского Городского округа. Официальное своё название она получила от имени старшего сына Н.Н. Демидова - Павла Николаевича Демидова (1798-1840), которому тогда шел девятый год.

   Деревня расширяла свои границы, население увеличивалось, и появилась настоятельная потребность в собственном храме. В 1871 году жители ходатайствовали перед епархиальным начальством об устроении своего прихода и строительстве церкви. По благословения архиепископа Пермского и Верхотурского Антония храм был заложен в сентябре 1871 года. Построили деревянную церковь, материалом для которой послужили запасные хлебные амбары, безвозмездно уступленные заводовладельцами Демидовыми.

   Со всех концов села видна белоснежная каменная церковь во имя святого Николая-чудотворца, которая гордо стоит на возвышенности.

 

 

   До наших дней сохранилось богатое убранство храма: часть настенных росписей, старинные иконы, необычайно красивый резной иконостас. Паникадило, украсившее купол церкви, ещё до революции из Нижнего Новгорода привёз купец Карпов, каменный дом которого до сих пор стоит напротив храма.

 

 

   За времена советской власти по неуточнённым данным в 1938-1943гг. храм был закрыт. За это время не подвергался разрушению и осквернению.

 

 

   Следующая точка нашего маршрута село Шиловка (Вознесенское) - Церковь Троицы Живоначальной (год постройки не позже 1870.). Фото взяты с просторов Интернета.

   Возникло Воскресенское совершенно случайно. Выиграл Николай Никитич Демидов у графа Разумовского людей из селения Черниговской губернии в 1824 году. Именно эти бедолаги и стали первыми поселенцами удивительного уральского селения, придя сюда своим ходом из насиженных мест. На месте Шиловки были только леса, да река. Вот что писали историки о селе:

   "В селе Воскресенском проживают исключительно переведенцы. Местоположение деревни неровное, окруженное горами. Само селение лежит поблизости Вилюйского золотосодержащего прииска, одного из богатейших во всем заводском округе по количеству добытого в нем золота.»

   Храм был богатейший, т.к. в селе проживали золотоискатели. И до сих пор там моют золото. Храм трехпрестольный: Троицы, Воскресения и Вознесения. В советское время храм разворовали, закрыли и превратили в лесопилку. Некоторые иконы успели разобрать прихожане. Сейчас они украшают храм, особенно почитается Казанская икона.

 

 

   В 90-е местная власть никак не соглашалась передать здание храма Церкви, только после пожара, уничтожившего пол, окна, старинные росписи, храм в таком страшном состоянии передали существующему уже приходу. Сейчас храм закрыт, открыта небольшая часть, где проходят службы. Интересный случай, чудесный, произошел, когда оформлялись документы по передаче храма. Не сохранились архитектурные проекты, и священник не знал где какой придел. И вот на Пасху надвратный крест повернулся в сторону Воскресенского Придела. Удивление людей возросло, когда крест на Вознесение повернулся в другую сторону, показывая на другой Придел. На Троицу крест встал прямо. Долгое время храм был приписным, т.е. не имел настоятеля, приезжали для совершения молебнов священники.

   Сейчас храм стал самостоятельным, ведутся восстановительные работы. Поставлены купола, сделаны окна почти все, проблема та же - нет средств.

   Еще более известным местом в Шиловке является святой источник близ села. Еще коренные нехристианские племена вогулов оставили упоминания о целебных родниках в этой местности. По легенде беглому каторжнику на этом месте явилась Женщина, и в его душе произошло покаяние. Потом на этом месте нашли икону Божией Матери "Семистрельная". К великому сожалению, эта икона утрачена. Забил родник, да такой, что, по последним исследованиям имеет уникальный состав. До революции там была часовня, конечно, сожженная потом, родник засыпан. Воды не стало. Люди, не имея храма, приходили молиться на это место, называемое до сих пор "молебным". В год передачи храма Приходу источник забил вновь на праздник Вознесения. Многие его и почитают Вознесенским. Была недавно построена открытая Часовня, есть купальня, по благословения Владыки, источник сохранил дореволюционное название - Богородичный. Молятся люди перед большой иконой Божией Матери "Живоносный Источник". Вода круглый год +3 градуса.

 

 

 

   Следующая точка нашего маршрута посёлок Черноисточинск - Церковь Петра и Павла (1862). Фото автора и со страниц Интернета.

   Построена на средства заводовладельцев Демидовых.

   История этого небольшого, но очень живописного поселка связана с Демидовыми и железноделательными заводами. Еще в 1726-ом году в Черноисточинске на реке Черный Исток началось строительство железноделательного завода. В 1729-ом году уже был произведен запуск предприятия, образовавшийся поселок начали звать заводским. В начале 19-го века на нескольких речках (Черная, Чауж, Бобровка, Березовка) были найдены золото-платиновые россыпи. А в середине 19-го века для обеспечения завода водяной энергией и пополнения Черноисточинского пруда крепостным гидротехником Клементием Константиновичем Ушковым была построена знаменитая Ушковская Канава.

 

 

 

   

 

   И последняя точка нашего маршрута село Большая Лая - Церковь Марии Магдалины (год постройки: между 1900 и 1903).

   Село известно благодаря роду Демидовых, устроивших здесь свой завод. Строился храм на средства прихожан. В советское время храм не закрывался. Фото из Интернета.

 

   

 

 

   От этой поездки мы получили незабываемые впечатления. Получилось благодатное, тёплое, светлое и насыщенное паломничество. Хочется ещё раз посетить эти места. Фото Ермильевой Светланы и по материалам Интернета.

 

Автор текста: ЕРМИЛЬЕВА Светлана.

Фото ЕРМИЛЬЕВОЙ Светланы и по материалам Интернета.

Поездка 17 ноября 2012.

 

 

Мы в соцсетях!