Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Конкурс «Наши музеи»:
Родовое имение известных художников Сведомских

   Недалеко от города Чайковский на юге Пермского края располагается родовое гнездо известных художников Александра и Павла Сведомских – уникальная дворянская усадьба, сохранившая атмосферу прошлых лет.

   Уральская специфика чувствуется в названии села, где располагается дворянское имение – Завода Михайловский. Его, впрочем, здесь нет более полувека, но былой заводской дух незримо ощущается, и отличает местное население от сельских обитателей. Самые известные из владельцев имения – братья-художники Сведомские.

   Усадьба размещена в живописной местности, на берегу большого старинного пруда. Рядом разбит парк с декоративными деревьями и кустарниками. В хорошем состоянии сохранилась до наших дней липовая аллея и посадки тополей.

   В отличие от многих других имений, усадьбе Сведомских повезло, хотя и ее коснулись изменения. Ауру дворянской усадьбы до конца не вытравили. Сегодня её бережно возрождают новые владельцы – семья Сбоевых.

   Это не музей в прямом смысле слова, у гостей есть уникальная возможность пожить в атмосфере прошлых столетий, испытать ее на ощупь, насладиться ароматом старины.

 

 

   Барский дом - двухэтажное здание, построен в 1826 г., реконструирован в 2005 г. Общая площадь 412 кв.м. Особняк для проживания 4-х человек. В здании располагаются: холл, гостиная, 2 номера на 4 человека, кухня, туалетная комната с ванной, летняя терраса с видом на пруд.

 

 

   Братья родились в Петербурге, но барский дом в Заводе Михайловском знаком им с детства. Может быть, здесь и определилась их дальнейшая судьба. Не случайно так схожи два этих слова – судьба и усадьба!

 

 

   Отец их служил лесничим, строгая матушка Екатерина Осиповна мечтала, что дети станут горными инженерами, начнут разрабатывать по примеру соседних заводчиков Демидовых залежи железной руды, коих немало в прикамской земле. И уж никак не видела она своих сыновей живописцами. Мальчишек же страшно тянуло рисовать, вот и не удержались братья – во время поездки в ближний Сарапул, пока маменька выбирала в лавке обновки, они стянули тайком самую маленькую коробку красок.

 

 

   Шила в мешке не утаишь, вскоре преступление раскрылось, разгневанная маменька отправила мальчишек одних в город – возвращать лавочнику краски. Хозяин лавки не только простил зареванных барчуков, но в награду за правдивость и раскаяние вручил мальчишкам еще одну коробку красок, карандаши и альбомы. Пришлось Екатерине Осиповне смириться с увлечением своих детей, теперь юные художники творили уже не тайком.

 

 

   После смерти отца Александр и Павел Сведомские вместе с матушкой поселились в Мюнхене. В Германии они и обучались: поначалу в Дюссельдорфской академии художеств, а затем – в мастерской знаменитого художника, ныне классика венгерской живописи Михая Мункачи.

 

 

   У Павла Сведомского обнаружилась предрасположенность к туберкулезу, вот и осели братья в Италии, где климат помягче. Казалось бы, вся их дальнейшая жизнь и работа связаны с Римом, но в 1886 году умирает и матушка, и Александр с Павлом на короткое время едут в Россию для принятия наследства. С тех пор практически каждое лето они приезжают в Завод Михайловский, месяцами живут здесь и работают.

 

 

   В картинах художников Сведомских преобладают мифологические темы, поворотные моменты мировой истории. Но и Россию живописцы не обошли своим вниманием, не случайно братья-художники вместе с Васнецовым, Нестеровым и Котарбинским участвовали в росписи Владимирского собора в Киеве. Запечатлели они и наше скромное Прикамье, достаточно перечислить только названия картин Александра Сведомского, чтобы в этом убедиться: «В церкви Михайловского Завода», «Пруд в Михайловском Заводе», «Лес в Михайловском Заводе», «Михайловское»...

 

 

   Их картины при жизни получили признание. Павел Сведомский за свою работу «Жаки. Сцена из времен французской революции» получил золотую медаль на Всемирной Парижской выставке 1889 года, а за другую картину даже был удостоен ордена Станислава 3-й степени. Сегодня картины братьев Сведомских хранятся в музеях Москвы, Петербурга, Киева, Омска, Казани, Перми, Сарапула... Основатель знаменитой галереи Павел Третьяков лично приобрел некоторые их работы.

 

 

   А новое время наступало на классические традиции, зашумели споры о новой эстетике членов «Мира искусства», в моду начал входить авангард. Александр и Павел Сведомские умерли вместе со своей эпохой усадебной культуры. Похоронены художники в Риме.

 

 

   И все-таки, как всегда, тесно связаны старое и новое. Один из основателей «Мира искусства», знаменитый устроитель Русских сезонов за рубежом Сергей Дягилев приходился сродни столь нелюбимым им художникам Сведомским. Дягилевы породнили между собой Сведомских и Чайковских. Да и Воткинский завод, где жили Чайковские, и дягилевский Бикбардинский винокуренный завод совсем неподалеку от Завода Михайловского находились. А время все ставит на свои места – устав от века разрушений и в жизни, и в культуре, мы вновь возвращаемся от авангарда к классике. И оживают для нас не только вечные темы человечества, но и скромные пейзажи родного Прикамья.

 

 

   Усадьбе Завода Михайловского все-таки повезло, хотя и ее коснулись ветры перемен. В барском доме после революции разместилась школа, затем территорию занял пионерлагерь. Винокуренный завод с вводом «сухого закона» в первую германскую войну перепрофилировали в лесохимический, а в 1950-е годы вообще перевели в другое место. Михайло-Черниговскую церковь порушили в безбожные 1930-е.

 

 

   И все-таки ауру дворянского усадебного гнезда до конца не вытравили. Сегодня ее бережно восстанавливают новые хозяева – семья Сбоевых. Дается это немалыми силами и средствами, впрочем, о копеечке здесь думают меньше всего и заработанные деньги вкладывают в восстановление и реставрацию. И не зря сегодня усадьба Сведомских признана областным памятником истории и культуры.

 

 

   В Заводе Михайловском не только пытаются воссоздать имение внешне, что вполне удается: уже восстановлен барский дом, а также дом настоятеля Михайло-Черниговской церкви, мечтают восстановить и сам храм... Здесь принимают с радушием гостей, занимаются исследовательской работой, проводят конференции, устраивают концерты фольклорной и классической музыки, сюда приезжают на пленэры юные и взрослые художники. Музейная экспозиция рассказывает об истории и хозяевах усадьбы.

 

 

 

 

 

 

   А пейзажи здесь все так же прекрасны, как и на полотнах былых хозяев. И лодка скользит по немалому усадебному пруду, хочешь: купайся, лови рыбу, катайся на водном велосипеде, а не то прямиком из горячей баньки да в воду!.. а с террасы ресторана уже нового трехэтажного здания такой вид открывается на пруд и михайловские дали, что сердце щемит от любви к этой земле.

 

 

 

Автор текста и фотографий: ЕРМИЛЬЕВА Светлана

 

 

   Ссылки по теме:

   Анонс конкурса «Наши музеи»

 

Мы в соцсетях!