Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Конкурс «Наши музеи»:
Музей Истории Науки и Техники
Свердловской Железной Дороги

   Случайно прогуливаясь по привокзальной территории, добрались мы до старого воинского вокзала. Территория заметно преобразилась за последнее десятилетие, и сейчас представляет собой не обычную привокзальную площадь, а застывший во времени, один из дней первого вокзала Уральской Горнозаводской железной дороги. Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

   Вот, словно застывший, начальник станции, собирающийся отправить поезд ударом колокола. Это сейчас один длинный гудок локомотива извещает об отправлении поезда, но в те, далекие времена, лишь три удара в колокол отправляли поезд в путь. Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

   А вот яркая представительница женщины из поговорки про коня на скаку - шпалоукладчица, идущая с молотком, а лучше сказать с кувалдой. А на заднем плане современный шлагбаум со светофором и старинный семафор. Словно сигнальные флажки в руках матросов - подвижные крылья семафора, передают машинистам необходимую информацию о движении. Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

   А вот и проводница... с широкими бедрами и выдающейся фигурой, могущая свести с ума одинокого мужчину. Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

   Не успели мы, как следует познакомиться и пофлиртовать с прекрасной представительницей романтической профессии, как к нам из здания вокзала вышел... «ревнивый ухажер» - подумали мы. Но драматизм ситуации прошел вместе со словами незнакомца:

   - Желаете зайти в музей? Вход 70 рублей и фотографирование бесплатно. Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

   В 2003 году здание вокзала передано музею Свердловской железной дороги. И лучше места для музея не найти, ведь само здание начинает свою историю со строительства первой на Урале железной дороги.

   В вестибюле вокзала, при входе, в полу установлены чугунные плиты с первой и сегодняшней эмблемами железной дороги. Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

Уральская Горнозаводская железная дорога

Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

Свердловская железная дорога

Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

Первый Министр путей сообщения – Мельников Павел Петрович, 1865-1869 г.г.

 

   Если верить материалам википедии, то министров было аж 53. Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

Витте Сергей Юльевич, 15.02.1892-30.08.1892

 

   Музей поделен на две части. Налево пойдешь – историю узнаешь, направо пойдешь – техническую часть посмотришь. Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

Первый паровоз отца и сына Черепановых

 

Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

   Инсталляция ожидающей поезда дамы, напомнила известное стихотворение:

 

Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Корзину, картину, картонку,

И маленькую собаченку...

 

   Работа линейного сторожа в прямом смысле была тяжела, чего стоит только массивный жетон Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

   А вот на Пермской дороге работникам выдавали ременные пряжки Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

Разрез котла паровоза ФД

 

   Вообще на железной дороге в прошлые времена было принято называть локомотивы в честь известных личностей: ФД – Феликс Дзержинский, СО – Серго Орджоникидзе, ИС – Иосиф Сталин, ВЛ – Владимир Ленин. Лишь бы не появился ВП. Хорошего помаленьку.

   И, безусловно, не взрослый, не ребенок не пройдут мимо макета действующих станций Верх-Нейвинск и Ревда. Такие игрушечные человечки, локомотивы с вагонами, домики и машинки не оставят вас равнодушными. Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

Такие разные телефоны

Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

Рабочее место телефонистки

Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

Купе старинного вагона

Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

Станционный колокол

 

   После свержения царского режима с колокола была срезана корона Музей Истории Науки и Техники Свердловской Железной Дороги

Место дежурного по станции

 

   И это далеко не все экспонаты коллекции музея. Внимание любого мальчишки привлечет рабочее место машиниста электровоза. Тут же есть экран с видеообучением управления электровозом. Можно попробовать себя в роли машиниста. Представить, что за спиной состав в 6 тысяч тонн. Поднять токоприемник. Включить БВ. Отпустить тормоза. И начать набор позиций на контролере... Но, ничего не подключено. Да и контроллер машиниста установлен совсем не с той стороны.

   Если железная дорога – составляющая вашей жизни, или вам интересна ее история, или может у вас просто есть 30-60 минут свободного времени до посадки в поезд, то советую потратить его на посещение этого музея.

   Музей располагается по адресу ул. Вокзальная, 14, что совсем рядом с железнодорожным вокзалом. Музей работает с 9.00 до 18.00 вторник – суббота. Это видимо те дни, когда можно посетить музей и послушать экскурсовода. Нам же посчастливилось посетить музей в воскресенье.

 

Автор текста и фотографий - ЕГОРОВ Евгений, 2012 год.

 

 

   Ссылки по теме:

   Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

   Музей железнодорожной техники Южно-Уральской железной дороги

   Мертвая дорога

   Кладбище Старых Паровозов

   Первый русский паровоз Черепановых

 

Мы в соцсетях!