Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Этот маршрут описан в книге-путеводителе
«Урал: Бесконечный драйв!»


Эта книга - ёмкий и красочный путеводитель по завораживающе красивым и интригующе загадочным местам Урала. В книге - 52 готовых маршрута с живым описанием и множеством фотографий.

Просмотреть книгу

Конкурс «Лучше гор могут быть только горы»:
Хребет Кваркуш

   Хребет Кваркуш представляет из себя огромное горное плато с возвышающимися небольшими горками. Главная вершина хребта – Вогульский камень (1066 метров). Хребет Кваркуш вытянулся с севера на юг на 60 километров. Его ширина в центральной части достигает 12-15 километров. Топоним «кваркуш» на коми-пермяцком языке означает «голый Урал». Манси называют хребет иначе – Пурап.

 

 

   Весь путь туда занял 11 часов. Из которых: 4 часа(?480 км), без преувеличения, великолепной трассы. Остальное время занимает 81 км грунтовой дороги не наилучшего вида. Подмытая талыми весенними водами и шумными струями горных рек и ручьев, обильно вспахиваемая крупной колесной и гусеничной техникой грунтовка, становится всё более не проходимой год от года.

 

 

   К слову сказать, заправок на всем протяжении не так много, как это бывает на трассах южного направления. Не будет лишним прихватить с собой канистру топлива.

   Последняя заправочная станция в городе Североуральск. Там же есть единственный круглосуточный магазин, в котором после 23:00 можно приобрести только сигареты, газ, воду, энергетики и, как бы то ни было странно, алкоголь.

   От Североуральска дорога пролегает через щебеночный завод в направлении деревни Баяновка. Вот тут то и начинается самое интересное.

   Первые километров 20-25, дорога достаточно неплоха и местами позволяет держать скорость в районе 40-60 км/ч. Однако, тем, кто едет впервые, стоит быть максимально бдительными. Коварные ямы, где запросто можно сесть на мост или повредить днище, встречаются достаточно часто. На пути все чаще встречаются не малого размера обломки скалы, перестеленные бревнами или трубами реки. Все это усугубляется сгущающимися сумерками.

 

 

   Для путешествия лучше использовать транспорт с высоким клиренсом, во избежание неприятных последствий.

   Пройдет не один час, прежде чем справой стороны дороги появится красная звезда. Это указатель базы «Звезда» (51 км пути), на территории которой можно остановиться на ночлег, сходить в баню. О прибытии на базу, следует предупредить заранее т.к. все домики могут быть заняты.

   Ближе к утру, температура воздуха опускается до +2, выходим из машины лишь по необходимости. Температура может быть минусовой, даже в самый разгар лета. Не лучшее обстоятельство для человека, отважившегося пойти в северные горы без теплых вещей.

   К слову, база расположена у самого подножия Главного Уральского Хребта, где есть удобная тропа до камня Сосьвинский.

   Остается 30 км до места парковки автомобиля. Спустя 20 км из-за состояния дороги проезд дальше невозможен. Мы бросаем машину в 10 км от планируемого места высадки. Ничего не поделаешь – идем пешком. Людей обычно много, по этому сохранность авто не вызывает опасений.

 

 

   Дороги сплошь усеяны миллионами бабочек, они снуют вокруг, летят в лицо, собираются в кучи вокруг луж. Гибнут под колесами и издают ужасный трупный запах.

 

 

 

 

   Наконец мы доходим до последней стоянки. В 100 метрах от нее начинается лесная тропа, ведущая к водопадам, извилистая, устланная корнями могучих кедров. Теперь только вверх, туда, где с плато Кваркуш, меж скалистых обрывов поросших древними мхами, с шумом падает Жигалан. Крупных ступеней всего 4, однако, зрелище незабываемое, а вода так чиста и прозрачна, что даже не верится.

 

 

 

 

 

 

 

   От подножия реки до горного плато примерно 10-ти километровый подъем, частично в тайге, далее в парковое криволесье, где тропинок становится мало и преобладает курумник. Криволесье заканчивается и взору открываются очертания ущелья. На вершинах склонов еще лежит снег, невзирая на 25 градусов со знаком плюс. При подъеме и особенно спуске, несомненно, нужна максимально удобная обувь с хорошим сцеплением.

 

 

 

 

 

 

   Переходим по камням реку на правый ее берег и поднимаемся вверх на плато. Горная тундра, что распростерлась по всей поверхности плоскогорья, встречает своим монотонным пейзажем, среди которого уютно расположились шапки снегов. Но это на первый взгляд. Стоит лишь освоиться, как над неброской красотой местности встают великаны-хребты. Меняется ветер, и тени облаков ползут в ущелье с многочисленных вершин. Это и есть Кваркуш.

 

 

   Поговаривают, что всего в 5-7 км, за Вагульским камнем, в этом году видели стадо оленей. За оленями в этих краях, раньше приглядывали ханты, о чем свидетельствует охотничья сторожка, брошенная ими давным-давно.

 

 

   Но время наше на исходе. И мы собираемся в лагерь, чтобы приготовить пищу, ночлег и заняться рыбалкой. Солнце медленно опускается, окрашивая холмы в синий цвет. Становится прохладнее и в воздух поднимаются тучи комаров изголодавшихся по свежей крови. От 40 километров пути немеют ноги, и голод дает о себе знать.

   Остановку делаем на берегу реки Улс. К несчастью клева нет, наверное, виной всему похолодания. Однако эта ночь гораздо теплее +5, а то и 7 градусов. Подъем в 10 утра, сбор лагеря и вновь грунтовый ад, которому конца и края не видно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники туристического общества «Варвары»:
Анатолий ВОРОЧИХИН - руководитель, ЯКОВЛЕВ Сергей - руководитель, фотограф и автор текста, КУЗНЕЦОВ Александр - участник, САЖКО Алексей - участник.

Июнь 2013 года.

Остальные фотографии в группе «Наш Урал»

 

 

   Ссылки по теме:

   Хребет Кваркуш и Жигаланские водопады

   Анонс конкурса «Лучше гор могут быть только горы. Уральские!»

 

Мы в соцсетях!