Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Курганский авиационный музей

   Ну, где мы только не катались, куда мы только не забредали и не заезжали….. И вот год планировали ехать в отпуск на озеро Байкал, но…. Когда время отпуска подошло, все обстоятельства были против Байкала, поэтому срочно пришлось придумывать другой маршрут автопутешествия, которое должно было быть именно АВТОпутешествием и никак иначе! И хотелось получить массу разнообразных впечатлений как эмоциональных, так и познавательных.

   Поиск чего–нибудь «этакого» особо не затянулся, и стоило случайно наткнуться на фотографию одного райского местечка, как вся информация о нем была максимально быстро и объемно собрана. Местечко это называется Боровое, находится оно в Казахстане, рай среди бескрайних степей….. Но не в этом рассказе о Боровом, это совсем другая история. Рассказ будет о Курганском авиационном музее и нереально соленом озере Медвежье, находящемся там же в Курганской области. А связаны Курганский музей и озеро с Казахстанским Боровым всего лишь дорогой. Но зато, сколько интересного мы предвкушали увидеть и узнать. Итак, смотрим по карте наш путь и в дорогу!

   В пять утра плюхаемся в наше незаменимое авто и катимся из Екатеринбурга в сторону Кургана. По пути рассвет, лес, речушки, местами совсем пересохшие, ну и не очень ровная дорога с постоянным ограничением скорости из - за ремонтных работ.

 

 

   Тем не менее, уральской природой никогда не насытишься, никогда не налюбуешься, поэтому всегда вроде бы обычная дорога дает много положительных эмоций.

   В Казахстан до Борового ехать нужно было примерно часов 12-14, поэтому мы допытывали интернет о наличии достопримечательностей по пути следования, чтоб и косточки размять, и перекусить, и поохать от восхищения, увидев чего-то этакого, кроме гор, рек, ручейков, отвесных скал и тому подобного!!! Так и узнали про наличие в Кургане авиационного музея, в который мчались со всем рвением. Я сама прыгала с парашютом с самолета Ан-2, раньше часто летала в Петербург, поэтому самолеты люблю, смотреть на их полет можно не уставая, а в музее можно было даже полазить внутри разных видов авиации.

   И вот через 4 часа въезжаем в Курган, довольно быстро, ориентируясь по карте, приезжаем к местному аэропорту по адресу Курган, улица Гагарина, дом 41 б, паркуемся на свободной площадке и, вооружившись фотоаппаратом Canon, идем в сторону музея, где врата открыты и нас наверно ждут…

 

 

 

 

   Цена входного билета ошарашила – 50 рублей взрослый и 20 рублей детский, либо студенческий. Даже сожаление, какое-то испытали, что такая ценная роскошь и так угрюмо оплачивается, да и видок то у музея не ахти… И это в нашей то стране, в огромной России!!!

   Перед нами предстала сразу вся авиавыставка, так как территория невелика и можно увидеть со входа всю экспозицию.

   Из сайта музея: «…..Курганский авиационный музей основан в 1985 году. Первоначальное наименование - музей аэропорта Курган. Музей предлагает экспозиции гражданской авиации, боевой и гражданской авиационной техники. В экспозиции есть и фронтовой истребитель МиГ-17, и истребители - перехватчики Миг-19П и МиГ-21ПФ, учебно-боевой истребитель МиГ-23УБ, истребители - бомбардировщики Су-7Б и Су-17УМ-3, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, многофункциональный истребитель Су-27, многоцелевой самолет Ан-2, пассажирский самолет Ан-24Б, транспортный самолет Ил-14Т, пассажирский самолет Як-40 и вертолет Ми-2. В экспозицию даже есть авиационный двигатель, антенный комплекс посадочной РЛС "Тесла"…»

 

 

 

   Сотрудники музея проводят экскурсии, рассказывают много интересного и из истории авиации, и из истории создания музея, и много чего другого. От экскурсовода можно узнать о назначении и конструкции основных типов летательных аппаратов, вам продемонстрируют принципы управления вертолетом и самолетом. По крайней мере, мы ходили как детишки, восхищаясь этой техникой. С удовольствием лазили в кабины пилота, опасаясь там сломать что то, настолько много в них всевозможных рычажков, кнопочек, винтиков, болтиков, и даже не знаю еще как многое называется. Для своего фотоальбома сделали фото «собственноручная починка самолета»…

 

 

   Истребитель – перехватчик МИГ – 19П. В него залезть не получилось, а только проверить все кругом, что где не в порядке и где сопла, и где воздухозаборник, и где что еще интересного… МиГ-19П - одноместный истребитель. Поставки самолетов МиГ-19 в войска начались в середине 1955 года. Было построено около 2500 машин. В это количество входили МиГ-19П и ПФ с радиолокатором для всепогодной эксплуатации.

 

 

   Су-25 вообще красавец!!! Вот в нем то мы и оторвались, насиделись, рычажками аккуратно попользовались, даже страшновато было, а вдруг эта штука поедет. Самолет Су-25 разрабатывался как "реактивный штурмовик". Длина самолета - 15,36 м Высота самолета - 4,8 м. Вооружение - встроенная двуствольная пушка калибра 30 мм с боезапасом - 250 снарядов; на десяти подкрыльевых пилонах 4.4 тонны боевой нагрузки - бомбы, контейнеры с неуправляемыми ракетами, контейнеры с 23 мм пушками, управляемые ракеты "воздух-поверхность", а также ракеты "воздух-воздух". Конечно же, на данный момент на всех самолетах никакого вооружения нет.

 

 

 

   Подняться в кабину можно по специальной лестнице, установленной рядом с самолетом.

 

 

 

   Идем далее… Су-7Б - истребитель/бомбардировщик. Летные данные: максимальная скорость на высоте 11 000 м 1700 км/час. Вес пустого – 8 636 кг.

 

 

 

 

   Залезть в него тоже не получается, поэтому хочется побыстрее именно туда, где можно!!

 

 

   Су-17УМ - этот истребитель-бомбардировщик производился в нескольких вариантах и широко используется ВВС России, стран бывшего СССР и многими зарубежными покупателями. Длина самолета - 19,02 м, высота самолета - 5,129 м. Потолок высоты – 16 500 м.

 

 

   Су-27 - самолет относится к классу многоцелевых истребителей. Создан в ОКБ им. Сухого в конце 70-х годов. Первый полет истребителя состоялся 20 мая 1977 года. Его серийное производство началось в 1983 году. В настоящее время самолет состоит на вооружении России, Украины, Белоруссии, Грузии, Китая и Вьетнама. На 10 пилонах могут располагаться различные комбинации вооружений "воздух-воздух" и "воздух-земля". Залезть к кабине можно, но она была закрыта, к нашему большому сожалению.

 

 

 

   Вообще, проблема того, что много закрыто от показа «пощупать» заключается именно в том, что даже в таких местах находятся «любознательные», которые тащат с собой все, что не там лежит, по их мнению. Это конечно расстраивает, особенно когда есть реальные ценные экспонаты, в которые не всегда и не везде можно вот так вот войти и увидеть во всем своем настоящем виде. Экскурсовод нам сказал, что в России всего 3 таких музея, и, конечно же, они все в плачевном состоянии, потому что это особо никому не нужно. Поддерживаются музеи только силами энтузиастов за очень мизерную оплату.

 

   Следующий на нашем пути красавец - Су-24, ударный самолет. Максимальная скорость на высоте 11 000 м 2 320 км/час. Бомбардировщики Су-24 имеют на вооружении одну пушку с правой стороны в нижней части фюзеляжа со стволом, закрытым регулируемой заслонкой. Самолет может нести атомные бомбы свободного падения, а также разнообразные традиционные бомбы свободного падения и противолодочные ракеты. Максимальная боевая нагрузка - до 8 000 кг. Самолет Су-24 поступил на вооружение в 1974 году.

 

 

   А вот и мой любимчик Ан-2, с которого я когда то прыгала с парашютом!!! Но какой от тут побитый, какой ободранный, просто хоть плачь. Внутрь зайти невозможно, поэтому пришлось довольствоваться только созерцанием, воспоминаниями и осмотром внешних оставшихся частей. Ан-2 - самолет общего назначения. Максимальная скорость на высоте 1750 м 258 км/час, потолок 4 400 м. 31 августа 1947года в воздух поднялся первый опытный образец. Крылья и хвостовое оперение имеют полотняную обшивку.

 

 

 

   Пользуясь случаем, очень прошу тех, кто финансово может помочь данному музею, сохраните и помогите восстановлению экспонатов! Ведь мы можем в любой момент привозить сюда своих сыновей, братишек, друзей, которые, возможно, станут потом самыми лучшими летчиками, защитниками нашей родины. Музей хоть и маленький, экспонаты хоть и не в идеальном состоянии, но производят очень положительное впечатление. А видели бы вы там мальчишек, которые бегут наперегонки к самолетам и, визжа, счастливые лезут в кабины, на шасси, на крылья… У них реальное ощущение, что самолет сейчас полетит!

 

   Бежим бегом в Ан-24.

 

 

   Ан-24Б - пассажирский самолет для местных авиалиний. В апреле 1960 году поднялся в воздух первый из двух опытных образцов Ан-24. Вот здесь то мы оторвались! Внутри ж целый пассажирский салон и есть доступ в кабину пилотов! Проходим под видом стюардессы, либо стюарда вдоль салона и сразу перевоплощаемся в пилота, причем, конечно же, самого высшего класса…а как иначе!?

 

 

 

 

 

 

   По пути встречаем даже забавный самописец. Еле дождались, пока гурьба мальчишек уступила нам место сделать фотографии, настолько их все увиденное завораживает, ведь они в кабине пилотов, и не в игрушечной, а в настоящей!

 

 

   Нехотя покидаем самолет, чтобы осмотреть оставшиеся экспонаты и на нашем пути вертолет Ми-2. Ми-2- легкий вертолет общего назначения. Крейсерская скорость 140 км/час, максимальная скорость 205 км/час. Вес пустого вертолета – 1 760 кг. Первые два опытных образца совершили первые полеты в конце 1961 года. Серийное производство началось в 1965 году в Польше и продолжалось до 1992 года. Всего было построено более 5 250 вертолетов. Ноги на педали, руку на штурвал…. почти как за рулем автомобиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Вот из вертолета то мы все никак не хотели вылазить, вроде уже все рассмотрели, все потрогали, сделали фото, пересели не по разу на разные сиденья, но все было интересно заглянуть, куда-нибудь еще, в какую-нибудь закоулочку, а еще больше появилось желание полетать на вертолете, тем более такого опыта еще не было.

   Музей является единственным в России, где разрешен доступ в кабины самолетов, специально приспособленные для демонстрации посетителям: в летательных аппаратах имитируется работа радио и электронного оборудования, экскурсанты знакомятся с принципами управления самолетом и вертолетом непосредственно на рабочих местах пилотов.

   Як-40 - пассажирский самолет малой дальности. Вес пустого самолета – 9 400 кг, длина самолета 20,36 м, высота 6,5 м.

 

 

   Первый полет опытного образца состоялся 21 октября 1966 года, а с 1968 года самолет начал использоваться для коммерческих перевозок Аэрофлота. К моменту прекращения производства в 1976 году было выпущено свыше 800 машин.

   Ну и напоследок окидываем авиапарк взглядом, сожалеем о том, что он не в том еще состоянии, которое могло бы вызвать еще больше восхищений, но, тем не менее, выходим за его пределы счастливые и уверенные, что приедем сюда еще обязательно, и не попутно, а специально.

 

 

   Сотрудники музея самостоятельно восстанавливали многие элементы самолетов, которые возвращались Уральским военным округом. Восстановленные детали поступали из г.Троицка Челябинской области, г.Челябинска, г. Калининграда…История восстановления самолетов описана на сайте музея. Так же там можно прочитать об истории его создания, об участниках данного мероприятия, узнать о режиме работы и местонахождении.

   В прилегающем здании посетителям расскажут об истории самолетов, летчиков, там выставлено много документов, формы и других принадлежностей в авиации. Туда мы почему то не попали, узнали об этом уже, вернувшись домой, так что, как и обещали – вернемся обязательно!

 

Автор текста и фотографий - Ирина НИКИТЕНКО

 

Мы в соцсетях!